1.1. Нарды - спортивная интеллектуальная игра между двумя соперниками с использованием шашек и костей (2 штуки) на специальной доске, разделенной на две половины и состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Каждому спортсмену принадлежат шашки одного цвета: светлого цвета (белые) или темного цвета (черные).
1.2. Игра в нарды может вестись непосредственно как за доской, так и дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1.3. Цель игры - перевести все свои шашки (шашки своего цвета) из начального положения в соответствии с правилами перемещения шашек (правилами игры) в конечное положение и вывести их за пределы игрового поля раньше своего соперника. Вывод за пределы поля шашек раньше соперника приводит к выигрышу партии. Условия достижения этой цели в разных спортивных дисциплинах могут отличаться и описываются в соответствующих разделах, посвященных этим спортивным дисциплинам.
1.4. Термин "участник", используемый в Правилах, относится не только к спортсменам, выступающим в спортивном соревновании, но и ко всем лицам, принимающим участие в проведении или организации спортивного соревнования. В необходимых случаях указываются конкретные категории участников.
1.5. Термин "Голова": начальная расстановка шашек (применимо для длинных нард).
1.6. Термин "Дом": четверть доски, куда спортсмены должны привести свои шашки, чтобы потом вывести их за пределы игрового поля.
1.7. Термин "Двор": четверть доски рядом с Домом.
1.8. Термин "Выбрасывать": делать такие ходы шашками, чтобы они оказывались за пределами игрового поля. Это означает снимать шашки с игрового поля и размещать их на свободном месте игрового стола или в специально отведенное на доске для игры в нарды месте для приема сброшенных шашек.
1.9. Термины "игральные кости", "кости", "игральные кубики", "кубики", "зары", "зарики" равнозначны и представляют собой шестигранный кубик с равными гранями и точечной нумерацией от одного до шести (сумма очков на противоположных гранях равна 7), гарантирующей равновероятностное выпадение одной из граней.
1.10. Ход в нардах - ход состоит из броска двух игровых костей и передвижения шашек в соответствии с выпавшими значениями или действия с кубом удвоения. Ход считается завершенным после нажатия кнопки на часах.
1.11. Передача хода - передача хода сопернику осуществляется нажатием кнопки турнирных часов. Только после передачи хода соперник может взять кости и сделать бросок.
1.12. Нотация в нардах - Ходы в матчах по нардам, сыгранных в официальных спортивных соревнованиях, могут быть записаны посредством нотации. Для каждого из спортсменов пункты в нардах пронумерованы от 1 до 24 в соответствии с его цветом шашек. Движение шашек каждого цвета происходит от 24 пункта до 1. Запись своих ходов каждый спортсмен ведет в соответствии с нумерацией пунктов для своего цвета шашек.
1.13. Нумерация ходов в нардах - в протоколах матчей по нардам ход состоит из двух частей: сначала ходит первый спортсмен, потом второй. Каждая часть хода называется ходом спортсмена. Для нотации это будет один ход.
1.14. "Бросок костей" - часть хода, для завершения хода необходимо переключить часы.
1.15. "Блот": одиночная шашка, расположенная в любом пункте игрового поля (применимо для спортивных дисциплин "короткие нарды", "короткие нарды - блиц", "короткие нарды - пары").
1.16. "Якорь": пункт, занятый более чем одной шашкой в доме соперника (применимо для спортивных дисциплин "короткие нарды", "короткие нарды - блиц", "короткие нарды - пары").
1.17. "Бар": специальное место на игровой доске (вне игрового поля), куда ставится сбитая шашка соперника (применимо для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова "короткие нарды").
1.18. "Партия": отдельная игра в нарды, победа в которой приносит спортсмену очки. Полученные спортсменом или парой очки идут в зачет победы в матче.
1.19. "Матч": спортивное состязание в рамках конкретного спортивного соревнования, для победы в котором спортсмену необходимо набрать определенное количество очков. Количество очков необходимых для победы в матче устанавливается Регламентом спортивных соревнований.
1.19.1 "Матч на время": спортивное состязание в рамках конкретного спортивного соревнования, в котором необходимо за определенное время набрать больше количество очков, чем соперник. Результатом матча на время для каждого из его участников считается арифметический баланс между выигранными и проигранными очками по итогу матча. Продолжительность времени матча устанавливается положением (регламентом) спортивного соревнования.
1.20. "Оин": партия, в которой проигравшему спортсмену удалось выбросить хотя бы одну шашку.
1.21. "Марс": партия, в которой проигравшему спортсмену не удалось выбросить ни одной шашки.
1.22. "Кокс" (применяется только в спортивной дисциплине "короткие нарды"): партия, в которой проигравшему спортсмену не удалось выбросить ни одной шашки и, кроме того, одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника.
1.23. "Удвоение": в процессе партии спортсмен перед своим ходом может предложить удвоение (то есть удвоить количество очков, которое победивший спортсмен получит в свой зачет). Если спортсмен, которому предложили удвоение, пасует, то он проигрывает партию и одно очко. Если спортсмен принимает удвоение, то игра продолжается и любой результат партии удваивается, при этом куб удвоения переходит к нему и теперь только он может заново удвоить количество очков.
1.24. "Повторное удвоение": очередное удвоение количества очков в одной и той же игре. Если спортсмен, которому предложили повторное удвоение, сдается, то он проигрывает партию и количество очков, которое было определено предыдущим удвоением. Если спортсмен принимает повторное удвоение, то куб переходит к нему и игра продолжается, а результат будет вновь удвоен. Лимитов на количество повторных удвоений нет.
1.25. "Дубль": равные значения на каждом из игральных кубиков при броске.
1.26. "Игровой зал" (помещение для игры) - помещение, в котором проводятся спортивные соревнования.
1.27. "Игровая зона" - определяется как игровой зал, комнаты отдыха, туалетные комнаты, места, отведенные для курения, а также все другие места, указанные главным судьей.
1.28. "Баффл-бокс" - устройство для перемешивания костей, представляющее собой пластиковую или деревянную коробку с несколькими панелями или стержнями внутри, по которым скатываются кости.
1.29. "Спортивный судья" - спортивный судья по виду спорта "нарды" включенный в судейскую коллегию (судейскую бригаду) спортивного соревнования. По тексту правил, если не указан статус (должность) спортивного судьи, то описываемые действия может осуществлять любой спортивный судья, обслуживающий спортивные соревнования.
1.30. "Рейтинг спортсмена" - для определения силы спортсменов применяется рейтинговые системы Эло и Глико. Спортсмен получает начальный рейтинг, который меняется после каждого сыгранного матча, в спортивных соревнованиях, которые проводятся с обсчетом рейтинга.
1.31. "ГСК" - сокращение названия главной судейской коллегии спортивного соревнования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей