III. О распространении рекламы на платных и спутниковых телеканалах

III. О распространении рекламы на платных

и спутниковых телеканалах

4. Обязательное требование (часть 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе"): не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации, под которой понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов.

Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов определен Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". К таким телеканалам относятся:

1. Первый канал (открытое акционерное общество "Первый канал"),

2. Телеканал "Россия" (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

3. Телеканал "Матч ТВ" (общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный телеканал"),

4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество "Телекомпания НТВ"),

5. Петербург - 5 канал (открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург"),

6. Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"),

8. Детско-юношеский телеканал "Карусель" (закрытое акционерное общество "Карусель"),

9. Телеканал "Общественное телевидение России" (автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России"),

10. ТВ ЦЕНТР - Москва (открытое акционерное общество "ТВ Центр").

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" телевизионное вещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание. Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). Вместе с тем для распространения телеканалов с использованием ограниченного радиочастотного ресурса в соответствии с указанной статьей Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен специальный порядок, предусматривающий в том числе проведение конкурсов, которые проводит Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию. Конкурс проводится на получение права осуществлять наземное эфирное аналоговое вещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное цифровое вещание, либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса.

Таким образом, помимо указанных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, телеканалы, распространяемые на основании лицензии на вещание посредством наземного эфирного вещания, в лицензии на вещание которых указаны сведения об используемых радиочастотах и (или) о позиции телеканала в мультиплексе, если выделение соответствующих радиочастот и (или) позиций в мультиплексе осуществлялось на основании решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.

При этом вещатель для целей расширения территории распространения или аудитории своего телеканала может договориться об изменении концепции вещания с другим лицом - владельцем лицензии на вещание, предусматривающей распространение телеканала посредством наземного эфирного вещания, либо принять решение об уступке лицензии на вещание, предусматривающей распространение телеканала посредством наземного эфирного вещания, при этом для внесения изменений в реестр лицензий на телевизионное вещание необходимо подать соответствующее заявление в Роскомнадзор. В этом случае на телеканале такого вещателя возможно будет распространение рекламы, если Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию будет принято решение о смене концепции вещания или о даче согласия на уступку лицензии на вещание в отношении лицензии, в которой указаны сведения об используемых радиочастотах и (или) позиций в мультиплексе.

Следует учитывать, что в настоящее время имеет место практика распространения телеканалов в различных технических (SD, HD, Ultra HD) и региональных (муниципальных) версиях. Указанные версии с содержательной точки зрения являются выпусками одного и того же средства массовой информации - идентичного с точки зрения базового контента. Таким образом, различные технические и (или) региональные (муниципальные) версии одних и тех же средств массовой информации следует расценивать как единый объект регулирования части 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

При этом под национальной продукцией средства массовой информации понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Не признается производством национальной продукции средства массовой информации деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" ФАС России приказом 1 июня 2015 г. N 405/15 утвердила Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе "О рекламе" (зарегистрирован в Минюсте России 28 июля 2015 г., регистрационный N 38226), который также используется при оценке продукции средства массовой информации, распространяемой по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, на предмет отнесения ее к национальной продукции средства массовой информации для целей осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.