3. Иные споры с участием регистрирующих органов

3. Иные споры с участием регистрирующих органов.

3.1. Возникающие внутри хозяйствующего субъекта споры не могут быть разрешены в административном порядке, в том числе, путем подачи заявлений о внесении в ЕГРЮЛ записей о недостоверности каких-либо сведений и оспаривания действий регистрирующего органа об отказе такие сведения внести.

По делу N А73-13106/2023 администрация обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления от 14.07.2023 N 12-08/054044@; об обязании Управления внести запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об обществе в отношении участника - Администрации.

Решением суда от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Из материалов дела судами установлено, что 29.10.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации общества.

По сведениям ЕГРЮЛ учредителями данного общества являются: Администрация городского Поселения "Р"; Администрация городского Поселения "В."; Администрация.

Администрация, ссылаясь на то, что доля в уставном капитале общества ею уплачена не была, утверждая о переходе данной доли к обществу и о прекращении участия в обществе, обратилась в Управление с заявлением заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (форма N 34002), в отношении учредителя (участника) общества.

Управление письмом от 14.07.2023, сославшись на полученную от Администрации городского Поселения "Р" информацию, сообщило, что запись о недостоверности сведений об учредителе общества - Администрации вноситься не будет.

Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ "Об утверждении Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Основания и порядок).

В силу пункта 4 Оснований и порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В соответствии с пунктом 19 Оснований и порядка по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.

Как установлено судами по материалам дела Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об администрации как об участнике общества. В обоснование недостоверности сведений в заявлении по форме N Р34002 привела доводы о том, что Администрацией доля в уставном капитале общества не оплачена, в связи с чем данная доля перешла к обществу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества.

В случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 16 Закона об обществах).

Между тем, судами установлено, что регистрирующим органом после получения заявления администрации в адрес общества, руководителя организации К.Е.Н., а также всем участникам направлены уведомления от 10.05.2023 N 12/208 о необходимости сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено данное уведомление (об учредителе (участнике) - Администрации.

Письма, направленные в адрес общества и руководителя были возвращены отправителю из-за истечения срока хранения 20.06.2023, письма, направленные в адрес участников, получены адресатами.

От Администрации городского Поселения "Р." края получены ответы, согласно которым в связи с неясностью вопроса о функционировании общества, будет предложено провести собрание учредителей юридического лица для решения вопроса о его ликвидации.

Кроме того, регистрирующим органом установлено, что в регистрационном деле общества имеются протоколы общих собраний участников организации, из которых следует, что Администрация в лице руководителя принимала участие в общих собраниях участников общества, голосовала, принимала решения, что подтверждается протоколами от 16.04.2009 N 6, от 24.12.2010 б/н, от 21.04.2011 N 10.

При этом, учредительные документы общества (в том числе, устав, утвержденный протоколом от 05.10.2007, лист изменений к уставу, утвержденный протоколом от 24.12.2010), содержат сведения об учредителе - Администрации.

Таким образом, регистрирующим органом не установлено доказательств недостоверности сведений об участнике общества, в связи с чем обоснованно, в соответствии с пунктом 19 Оснований и порядка сообщено администрации в письме от 14.07.2023 N 1208/054044@ об отсутствии оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе - Администрации.

Также судами из материалов дела и пояснений заявителя сделаны обоснованные выводы о наличии корпоративного (внутрихозяйственного спора) между участниками юридического лица, а также о том, что именно бездействие органов управления общества нарушает права и законные интересы Администрация.

Однако возникающие внутри хозяйствующего субъекта споры не могут быть разрешены в административном порядке, в том числе, путем подачи заявлений о внесении в ЕГРЮЛ записей о недостоверности каких-либо сведений и оспаривания действий регистрирующего органа об отказе такие сведения внести.

3.2. По требованию о ликвидации юридического лица необходимо не только установить факт неоднократности нарушений, вину юридического лица, но и такую их существенность, что позволяет, исходя из характера допущенных нарушений и вызванных им последствий, сделать вывод о необходимости прекратить деятельность нарушителя как меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

По делу N А65-25304/2023 инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу и Г.В.Н. о ликвидации общества в связи с неоднократными нарушениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2023 по делу N А65-25304/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС 13.12.2002.

Заявителем выявлено, что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о видах осуществляемой юридическим лицом экономической деятельности.

МИФНС и Инспекцией, а также в адрес единственного участника и руководителя общества Г.В.Н. были направлены уведомления от 05.08.2022 N 2.5-1-20/05287, от 24.11.2021 N 2.3-11/018732 о необходимости представить заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N Р13014, с приложением заполненного листа "К" (Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности), где указываются не менее 4 цифровых знаков кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Однако соответствующие действия совершены не были.

Сведения о кодах по ОКВЭД подлежат внесению с 01.01.2004 в государственные реестры, в связи с этим уполномоченные лица юридических лиц, обращающиеся за государственной регистрацией, обязаны заявлять в регистрирующие органы о видах экономической деятельности.

Поводом для обращения инспекции в суд послужило отсутствие в ЕГРЮЛ сведений по виду ОКВЭД общества. Поскольку регистрирующим органом были направлены уведомления в адрес общества, а также единственному участнику и руководителю Общества Г.В.Н. неоднократно были направлены уведомления о необходимости устранении соответствующих нарушений, заявитель пришел к выводу о допущенном обществом неоднократном нарушении Закона N 129-ФЗ.

Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Как следует из пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в статье 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

С учетом вышеизложенного, по требованию о ликвидации юридического лица необходимо не только установить факт неоднократности нарушений, вину Общества, но и такую их существенность, что позволяет, исходя из характера допущенных нарушений и вызванных им последствий, сделать вывод о необходимости прекращения деятельности нарушителя в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Также отмечено отсутствие доказательств того, что ликвидация общества является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные ответчиком нарушения.

Суды признали, что допущенные обществом нарушения в виде отсутствия ОКВЭД носят формальный характер. При этом данное нарушение не повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушило их права и законные интересы.

При таких обстоятельствах суды указали на отсутствие оснований для применения в отношении общества крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации.

3.3. При оценке нарушения внесением оспариваемой записи об исключении общества из ЕГРЮЛ прав и законных интересов заявителя суды руководствовались тем, что Банком (как взыскателем) утрачено право на принудительное исполнение судебного акта в отношении общества с учетом установленного срока предъявления исполнительного листа к исполнению. При этом суды отметили, что заявитель, как разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, не был лишен возможности принимать меры по взысканию задолженности, подтвержденной решением суда в 2013 году, в том числе путем возбуждения в отношении общества процедуры банкротства в установленном порядке и сроки; доказательств принятия соответствующих мер в материалы дела представлено не было.

По делу N А35-11044/2022 коммерческий банк в лице конкурсного управляющего (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению о признании недействительной записи с ГРН 2224600073465 от 18.04.2022 о прекращении деятельности общества.

Решением Арбитражного суда Курской области от 24.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, Банк обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требования.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Инспекцией 31.12.2019 в ЕГРЮЛ была внесена запись N 2194632292160 о недостоверности сведений в отношении адреса общества.

13.01.2020 регистрирующим органом принято решение N 121 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, о чем 15.01.2020 внесена запись за ГРН 2204600006708.

10.04.2020 в адрес регистрирующего органа поступило возражение Банка относительно исключения общества из ЕГРЮЛ, на основании которого регистрирующим органом 17.04.2020 внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Впоследствии аналогичные решения принимались регистрирующим органом 09.03.2021, 20.12.2021; на основании решения от 20.12.2021 в ЕГРЮЛ 18.04.2022 внесена запись с ГРН 2224600072200 об исключении общества из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Суды отметили, что повторная процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021).

Суды установили, что до принятия регистрирующим органом решения от 20.12.2021 N 13849 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, на основании которого была внесена оспариваемая заявителем запись от 18.04.2022, регистрирующим органом принималось решение о предстоящем исключении общества в административном порядке (09.03.2021 N 153). На основании поданных Банком возражений процедура не была завершена и прекращена 08.06.2021. При таких обстоятельствах, как верно заключили суды, процедура исключения общества из ЕГРЮЛ не могла быть инициирована до 08.06.2022, то есть повторная процедура исключения общества из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, инициирована регистрирующим органом в нарушение установленного порядка.

Тем не менее, при оценке нарушения внесением оспариваемой записи об исключении общества из ЕГРЮЛ прав и законных интересов заявителя, суды правомерно руководствовались тем, что Банком (как взыскателем) утрачено право на принудительное исполнение судебного акта с учетом установленного срока предъявления исполнительного листа к исполнению.

В частности, как следует из материалов дела, право на взыскание задолженности подтверждено решением Ленинского районного суда г. Курска от 23.11.2012 по делу N 2-3495/15-2012, вступившим в законную силу 07.02.2013; на основании состоявшегося судебного акта Банку был выдан исполнительный лист ВС 008564901, который, в свою очередь, послужил основанием для возбуждения в отношении общества исполнительного производства N 17752/13/40/46 от 28.03.2013.

Управление Федеральной службы судебных приставов письмом от 06.09.2023 N 46901/23/34776 сообщило о том, на исполнении в ОСП находилось исполнительное производство в отношении общества о взыскании задолженности в размере 3 498 462,88 руб. в пользу Банка; 27.05.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), то есть в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Возвращение взыскателю исполнительного документа по данному основанию не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в пунктах 2, 4 и 7 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. За пределами трехлетнего срока, предназначенного для конкретного процессуального действия - предъявления взыскателем выданного ему судом исполнительного листа к исполнению, исполнительное производство согласно пункту 3 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве не может быть возбуждено и взыскатель лишается возможности принудительно исполнить решение суда.

При пропуске срока принудительного взыскания по судебному акту кредитор утрачивает право требовать признания должника банкротом на основании такого судебного акта.

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения течение срока на предъявление исполнительного листа исчисляется заново с момента возвращения исполнительного документа (пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022).

Как бесспорно установлено судами, после окончания исполнительного производства (27.05.2013) Банком в качестве взыскателя не предпринимались какие-либо действия, направленные на взыскание указанной задолженности; доказательства того, что исполнительный документ повторно предъявлялся для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей в пределах установленного срока в материалах дела отсутствуют. Предельный срок на предъявления исполнительного документа к исполнению истек еще в 2018 году, тогда как все действия и решения регистрирующего органа принимались с конца 2019 вплоть до вынесения оспариваемой записи в апреле 2022.

Одновременно, ссылаясь в пояснениях на утрату исполнительного листа, сведений об обращении за выдачей дубликата исполнительного листа Банк также не представил.

Кроме того, судами справедливо отмечено, что заявитель, как разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, не был лишен возможности принимать меры по взысканию задолженности, подтвержденной решением суда в 2013 году, в том числе путем возбуждения в отношении общества процедуры банкротства в установленном порядке и сроки; доказательств принятия соответствующих мер в материалы дела представлено не было.