Приложение

N

Вопросы территориальных органов Росреестра и филиалов ППК "Роскадастр" в ходе совещания

Ответы ППК "Роскадастр"

1

В связи с неоднозначностью формулировки ("если при уточнении границ ЗУ выявлено пересечение границ ЗУ с границами НП, ТЗ, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления ГКУ указанного ЗУ в случае, если более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного НП") подскажите как действовать в ситуации, когда при уточнении более 50% площади ЗУ категории НП находится за границами НП? В этом случае территориальный орган Росреестра вносит координаты ЗУ осуществляя учет изменений в отношении него и Филиал уточняет границу НП включаю площадь ЗУ в площадь НП?

Как представляется, речь идет о части 2.2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ.

В соответствии с частью 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ в случаях, предусмотренных частями 2.2 и 2.3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, ОРП одновременно с осуществлением ГКУ в соответствии с частями 1, 2, 2.1, 4 и 8 данной статьи в связи с уточнением описания местоположения границ ЗУ, в том числе в целях исправления ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, вносит в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ НП и (или) ТЗ в целях устранения пересечения таких границ с границами ЗУ и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ, содержащимся в межевом плане или карте-плане территории, представленных вместе с заявлением о ГКУ в связи с уточнением описания местоположения границ ЗУ, таким образом, чтобы ЗУ, не отнесенные к категории земель НП, не были включены в границы НП, не располагались в границах территорий, земель, зон, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в которых в соответствии с обязательными требованиями не допускается нахождение ЗУ, относящихся к землям отдельных категорий и (или) к ЗУ с отдельными видами разрешенного использования, а также с учетом видов разрешенного использования ЗУ и их соответствия градостроительным регламентам ТЗ.

При этом данная норма не содержит порядок действий ОРП в отношении ЗУ с категорией земель "земли населенных пунктов".

Вместе с тем, по мнению Росреестра, в данном случае Филиалу надлежит внести в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ НП в целях устранения пересечения таких границ с границами ЗУ с категорией "земли населенных пунктов" и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ, содержащимся в межевом плане или карте-плане территории, представленных вместе с заявлением о ГКУ в связи с уточнением описания местоположения границ ЗУ, таким образом, чтобы ЗУ, отнесенные к категории земель НП, были включены в границы НП.

PS:

Кроме того, у ППК "Роскадастр" возник вопрос по применению следующей нормы части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ: "Положения части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ применяются с учетом сведений ЕГРН о категории земель ЗУ, с границами которого выявлено пересечение границ НП, границ ТЗ, при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится соответственно в границах, за границами определенного НП, определенной ТЗ".

Вопрос: Требуется ли исключение из границы НП границы ЗУ в случае, если более 50% площади такого ЗУ расположены за границей НП, при этом категория земель ЗУ "земли населенных пунктов".

По мнению Росреестра, в случае, если более 50% площади такого ЗУ расположены за границей НП, при этом категория земель ЗУ "земли населенных пунктов", то Филиалам надлежит направить в уполномоченный орган предложения об изменении описания местоположения границы населенного пункта в целях устранения пересечения таких границ с границами ЗУ с категорией "земли населенных пунктов" и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ таким образом, чтобы ЗУ, отнесенные к категории земель НП, были включены в границы НП.

2

Если при исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границы ЗУ по решению государственного регистратора прав о необходимости устранения реестровой ошибки в рамках части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (далее - Решение) выявлено пересечение границы ЗУ с границами НП, ТЗ, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН (при этом более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного НП, определенной ТЗ):

Филиал одновременно с исправлением реестровой ошибки в описании местоположения границы ЗУ вносит в реестр границ ЕГРН изменения описания местоположения границ НП и (или) ТЗ в целях устранения пересечения таких границ с границами ЗУ и приведения их в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ, содержащимся в Решении;

или Филиал осуществляет подготовку отчета о результатах определения координат характерных точек границ НП, ТЗ, подготовку и направление Решения, внесение изменений в реестр границ по истечению одного месяца со дня направления Решения при не поступлении из уполномоченных на установление границ органов документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки.

Согласно комментарию Росреестра в чате КС "АРМ ГС" "Верификация объектов РГ" по аналогичному вопросу в случае, если реестровая ошибка в описании местоположения границы ЗУ исправляется ОРП в порядке частей 7.1 - 7.3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, то возникшее после исправления такой ошибки пересечение границы ЗУ с границей НП должно быть также устранено в рамках исправления реестровой ошибки в местоположении границы данного НП в соответствии со статьей 61 Закона N 218-ФЗ. Исправление указанных реестровых ошибок осуществляется последовательно: сначала исправляется ошибка в границах ЗУ, после внесения в ЕГРН соответствующих сведений о границе ЗУ исправляется ошибка в границах НП, ТЗ.

При этом с учетом нормы части 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если реестровая ошибка в ЗУ исправляется при осуществлении ГКУ в связи с уточнением описания местоположения границ ЗУ (за исключением ЗУ, пересечение границ которых с границами ТЗ допускается в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами), то территориальному органу Росреестра необходимо уведомить Филиал о необходимости корректировки границ НП с учетом измененного местоположения границы данного ЗУ без процедуры исправления реестровой ошибки.

3

В соответствии с положениями части 10.9 статьи 34 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для внесения сведений о местоположении границ НП, ТЗ выявленное ОРП пересечение границ НП, ТЗ, описание местоположения которых представлено для внесения в ЕГРН, с границами ЗУ, если границы таких ЗУ согласно сведениям ЕГРН пересекаются между собой. Пересечение границ ЗУ между собой связано с тем, что один из ЗУ является исходным, но права на образованный из него ЗУ не зарегистрированы. Указанное пересечение границ ЗУ не является реестровой ошибкой, в связи с чем ОРП не будет вносить в записи о таких ЗУ отметку, предусмотренную подпунктом 19 пункта 93 Порядка ведения ЕГРН.

Возникает вопрос, каким образом Филиал узнает, что право на образованный ЗУ зарегистрировано, и пересечение границ между ЗУ устранено? В соответствии с положениями каких норм Закона N 218-ФЗ возможно устранить пересечение границы ТЗ, НП с границей ЗУ после устранения пересечения границ между ЗУ, описанного выше?

Возможно осуществлять мониторинг ТЗ, НП путем периодических выгрузок посредством сервиса сбора статистики, но тогда требуется разработка скрипта, в результате выгрузки которого выходило бы поле "Особые отметки" в записи об Описании местоположения (список координат) ТЗ, НП, либо доработка существующих.

В соответствии с положениями части 10.10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ и подпункта 19 пункта 93 Порядка ведения ЕГРН Филиал вносит соответствующую запись о необходимости последующего изменения описания местоположения границ НП, ТЗ в соответствии с результатами устранения пересечения границ ЗУ между собой. Либо при внесении сведений о границе ТЗ, НП и наличии пересечения с границами ЗУ в описанной ситуации, Филиал направляет в ОГВ (ОМС) предложения об изменении описания местоположения границ НП, ТЗ в целях приведения этих сведений в соответствие с содержащимся в ЕГРН описанием местоположения границ образованного ЗУ (права на который не зарегистрированы) или исходного ЗУ.

В последующем, если на образованный ЗУ не будут зарегистрированы права, и он будет снят с учета (либо после регистрации права на образованный ЗУ, исходный ЗУ будет снят с учета) возможно приведение местоположения границ таких НП, ТЗ в соответствии с положениями части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ (в указанном случае возникает вопрос: как о необходимости внесения таких изменений узнает Филиал?).

В соответствии с частью 10.9 статьи 34 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для внесения сведений о местоположении границ НП, ТЗ выявленное ОРП пересечение границ НП, ТЗ, описание местоположения которых представлено для внесения в ЕГРН, с границами ЗУ, если границы таких ЗУ согласно сведениям ЕГРН пересекаются между собой.

При этом данная норма Закона N 218-ФЗ не конкретизирует причину возникновения такого пересечения границ ЗУ между собой.

Вместе с тем, частью 10.10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления пересечения границ НП, ТЗ, описание местоположения которых представлено для внесения в ЕГРН, с границами ЗУ, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечение границ между собой, ОРП в установленный частью 1 данной статьи срок вносит в ЕГРН:

1) описание местоположения границ НП, ТЗ без устранения таких пересечений и приведения описания местоположения границ НП, ТЗ в соответствие с содержащимся в ЕГРН описанием местоположения границ ЗУ;

2) сведения о необходимости последующего изменения описания местоположения границ НП, ТЗ в соответствии с результатами устранения пересечения границ ЗУ между собой.

С учетом Методический рекомендаций по Закону N 438-ФЗ в день внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ НП, ТЗ Филиал информирует территориальное управление Росреестра о наличии в ЕГРН пересечений границ НП, ТЗ с границами ЗУ, которые согласно сведениям ЕГРН пересекаются между собой.

По мнению ППК "Роскадастр", в рассматриваемой ситуации по аналогии могут быть применены нормы части 10.10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в части отражения в записях ЕГРН о НП/ТЗ, границы которых пересекаются с границами ЗУ, имеющих пересечение границ между собой в связи с тем, что один из ЗУ является исходным ЗУ, из которого образованы иные ЗУ, при этом права на образованные ЗУ не зарегистрированы, информации о необходимости последующего изменения описания местоположения границ НП/ТЗ в соответствии с результатами устранения пересечения границ ЗУ между собой.

Сведения о необходимости последующего изменения описания местоположения границ НП/ТЗ, с указанием кадастровых номеров ЗУ, имеющих пересечение границ, предлагается вносить в ФГИС ЕГРН в реквизит "Дополнительные сведения", вкладка "Особая отметка", поле "Содержание". Аналогичную информацию также необходимо отразить в записях ЕГРН о ЗУ.

Поддерживается Росреестром

Одновременно отмечаем, что частичное/полное нахождение образованного ЗУ в границах исходного ЗУ - не является пересечением границ ЗУ (исключение, предусмотренное пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ). После государственной регистрации прав границы исходного ЗУ и его площадь изменятся с учетом образованного из него ЗУ либо исходный земельный участок будет снят с государственного кадастрового учета.

Также необходимо принимать во внимание, что границы образуемого земельного участка частично (кроме линии раздела исходного участка) должны совпадать (то есть быть идентичными) с границами исходного земельного участка, и данное обстоятельство при определенных условиях не потребует изменения границ НП, ТЗ.

Информацию о регистрации права на ЗУ филиал должен получать от территориального органа Росреестра в порядке взаимодействиями между ними либо из ФГИС ЕГРН. В этих целях филиалу следует вести список границ ТЗ, НП для осуществления мониторинга.

4

При возникновении ситуации, когда при загрузке в ФГИС ЕГРН границ НП, ТЗ, измененных с учетом предложений ОРП, выявлены иные пересечения границ НП, ТЗ с ЗУ, который был поставлен на ГКУ (осуществлен ГКУ изменений границ ЗУ) в период проведения мероприятий по согласованию границ НП, ТЗ, какие действия необходимо осуществить Филиалу: вновь запускать процедуру согласования обновленных Предложений в соответствии с положениями частей 10.1 - 10.8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ?

В указанной ситуации Филиалу необходимо повторно направить предложения в уполномоченные органы, указанные в частях 10.1 - 10.3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, и правообладателям ЗУ (смотри раздел N 5 Методических рекомендаций по Закону N 438-ФЗ).

5

Что делать в случае, если первично внесены сведения о ТЗ, а в последующем внесены границы лесничества с пересечением границ этой ТЗ, т.к. действующее законодательство не содержит запрета на указанные пересечения.

При этом сведения о границе НП отсутствуют в ЕГРН.

В рассматриваемом случае Филиалу необходимо провести анализ документов территориального планирования МО, а также ПЗЗ в отношении данного НП.

Если с учетом анализа указанных документов ТЗ полностью расположена в границах НП (отсутствует "визуальное" пересечение границы НП и ТЗ), то такое пересечение границы лесничества с границей ТЗ может квалифицироваться как реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границы ТЗ.

В таком случае при устранении пересечения границы лесничества с границей ТЗ Филиалам необходимо руководствоваться пунктом 1.2.4.2 раздела 1 Методических рекомендаций по Верификации.

6

1. При проведении работ по устранению пересечений границ ЗУ с границами объектов реестра границ, и объектов реестра границ между собой, какие критерии являются обоснованием квалификации сведений об объекте реестра границ, внесенных в ЕГРН, как ошибочных (границы НП внесены в ЕГРН на основании утвержденных генеральных планов и соответствуют им, границы ТЗ внесены на основании утвержденных ПЗЗ и соответствуют им, сведения о границах лесничеств внесены на основании приказов Рослесхоза и соответствуют им)?

1. По первому вопросу требуется уточнение, суть вопроса не понятна.

Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из положений части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства с границами земельных участков.

Таким образом, в данном случае о наличии ошибки свидетельствует и обосновывает не факт несоответствия описания местоположения тех или иных границ документу, которым это описание было утверждено, а факт наличия пересечения границ вне зависимости от того, допускалось или нет внесение в ЕГРН сведений о соответствующих границах при наличии обсуждаемых пересечений.

При этом отмечается, что требованиям статьи 34 Закона N 218-ФЗ не соответствует наличие в ЕГРН сведений о пересечении границ:

- НП с границами МО, ТЗ, ЗУ (при условии невозможности применения норм частей 8-11 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в отношении ЗУ);

- ТЗ с границами НП, иной ТЗ, лесничества, ЗУ (при условии невозможности применения норм частей 8-11 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в отношении ЗУ).

2. Какие применять критерии при принятии решения об исправлении реестровой ошибки в границах объекта реестра границ, включая в границу или исключая из границы объекта реестра границ границы ЗУ: анализ на попадание в/за границу на 50%; анализ категории земель при пересечении с границей НП (не зависимо от попадания в/за границу на 50%, либо с учетом попадания в/за границу на 50%); анализ разрешенного использования ЗУ при пересечении с границей ТЗ с учетом видов разрешенного использования ЗУ и их соответствия градостроительным регламентам ТЗ (не зависимо от попадания в/за границу на 50%, либо с учетом попадания в/за границу на 50%)?

Кроме того, согласно части 3 статьи 34 ГрК РФ границы ТЗ не могут пересекать границы МО, НП, ЗУ (за исключением ЗУ, границы которого могут пересекать границы ТЗ в случаях, предусмотренных ЗК РФ или иным федеральным законом).

Таким образом, главным обоснованием наличия РО будет являться факт пересечения соответствующих границ. Анализ на предмет того, в каких именно границах содержится РО - в границах ЗУ, НП, ТЗ - необходимо проводить с учетом дополнительной информации, используя картографическую основу, исходную документацию и иные источники информации.

2. По второму вопросу отмечается, что критерии исправления пересечений границ НП, ТЗ с ЗУ, установленные положениями части 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, применяются также при изменении описания местоположения границ НП, ТЗ в связи с устранением ОРП указанной в части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ ошибки в описаниях местоположения границ в порядке, установленном частью 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (часть 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).

Поддерживается Росреестром

7

Возможно ли дополнить список пересечений ТЗ с ЗУ инф. "Дата проведения кадастровых работ в отношении ЗУ", либо направить такой скрипт для работы Филиалов?

Данный вопрос в настоящее время находится в проработке (в ЕСРОО создан инцидент).

8

Вопросы по применению положений ч. 8-10.11 ст. 34 Закона N 218-ФЗ:

1. Каков порядок действий в части направления Предложений в случае, если при внесении сведений о границах НП/ТЗ выявляется пересечение с ЗУ и предполагается корректировка, однако в отношении ЗУ имеется информация о проведении в отношении него работ по исправлению реестровой ошибки. Требуется ли направление предложений?

1. В случае выявления ЗУ, в отношении которого имеется информация о проведении работ по исправлению реестровой ошибки в описании местоположения его границы, по мнению - ППК "Роскадастр", данную информацию необходимо учитывать при подготовке Филиалом Предложений, поскольку в результате исправления реестровой ошибки в описании местоположения границы данного ЗУ могут быть устранены пересечения его границы с границей НП/ТЗ.

2. Ответ на данный вопрос содержится в ответе на вопрос N 4.

2. Как поступать в случае, если после поступления от ОМС согласования ранее направленных предложений выявляются пересечения с новыми ЗУ (поставленными или уточненными за прошедший с момента направления предложений период)?

9

Если при уточнении границы ЗУ с категорией земель "земли населенных пунктов" более 50% площади ЗУ располагается за границей НП, корректировка границы НП будет заключаться в исключении ЗУ из границы НП или без учета 50% ориентироваться на категорию земель ЗУ?

Ответ на данный вопрос содержится в ответе на вопрос N 1.

10

В случае осуществления ОРП ГКУ ЗУ/ГКУ изменений ЗУ в части уточнения местоположения границ с пересечением границ НП, ТЗ (при учете изменений условия частей 2.2 и 2.3 статьи 43 Закон N 218-ФЗ не соблюдены), в каких случаях Филиал может квалифицировать пересечение границ как реестровую ошибку и исправлять ее в порядке, предусмотренном Приказом Росреестра от 27.12.2023 N П/0565, а в каких случаях необходимо информацию о возникших пересечениях направлять в ОГВ/ОМС для внесения изменений в соответствующие акты?

Например, возникла такая ситуация: по результатам осуществленного ГКУ граница ЗУ (категория земель "земли населенных пунктов") пересекает границы НП и ТЗ. Границы НП и ТЗ друг с другом совпадают. ЗУ более, чем на 50% выходит за границы НП и за границы ТЗ. В межевом плане, представленном на ГКУ, в Заключении кадастрового инженера содержится информация об ошибке в границе НП (есть письменное подтверждение от ОМС, что в генеральном плане допущена ошибка и планируется внесение изменений в генеральный план), а про ТЗ ничего не указано. В силу положений частей 2.2 - 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ мы должны устранить пересечение границы ЗУ с границами ТЗ и НП, исключив ЗУ из границ НП и ТЗ.

Выскажите, пожалуйста, мнение, каким образом должен поступить Филиал: осуществить корректировку НП и ТЗ в соответствии с положениями частей 2.2 - 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, исключив ЗУ из границ НП и ТЗ, игнорируя информацию из межевого плана о реестровой ошибке в границе НП, либо запускать процедуру исправления реестровой ошибки с границах НП, опираясь на Заключение кадастрового инженера (возникает вопрос: какие действия необходимо выполнить относительно границ ТЗ?), либо не корректировать границы НП и ТЗ, оставив пересечение с границей ЗУ и направить соответствующую информацию в ОГВ/ОМС?

Позиция ППК "Роскадастр" по вопросу применения Филиалами нормы части 2.4 статьи 43 Закона N 218-ФЗ изложена в ответе на вопрос N 1.

Вместе с тем по вопросу необходимости исправления реестровой ошибки в местоположении границы НП в рассматриваемой ситуации отмечается следующее.

В приведенном примере (в межевом плане содержится подтвержденная информация о наличии ошибки в описании границ НП) проведение ГКУ в отношении уточняемого земельного участка не регулируется частями 2.2 и 2.3 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, в данном случае применяют положения об исключениях из общего правила, установленные пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ - выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в описании местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого соответствующие сведения были внесены в ЕГРН.

Следовательно, изменение границы НП должно быть осуществлено либо в порядке, установленном частями 6 и 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ) либо на основании документов (содержащихся в них сведений), подготовленных уполномоченным органом по результатам исправления ошибки в генеральном плане данного НП, и представленных в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона N 218-ФЗ, то есть в порядке, установленном частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.

11

Подскажите, пожалуйста, при изменении категории ЗУ после его включения в границы НП, необходимо ли уведомлять правообладателей ЗУ? и в каком порядке?

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 218-ФЗ ОРП в порядке МИВ уведомляет об изменениях, внесенных в сведения ЕГРН о категории земель, к которой отнесен ЗУ, правообладателя указанного ЗУ, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области лесных отношений, если до внесения изменений указанный ЗУ относился к категории земель лесного фонда, а также ОГВ или ОМС, уполномоченные на предоставление ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном частью 5 данной статьи.

Частью 5 статьи 34 Закона N 218-ФЗ установлено, что ОРП в течение пяти рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке МИВ, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5.1 данной статьи.

Порядок направления указанных уведомлений утвержден приказом Росреестра от 26.11.2021 N П/0547 (далее - Порядок N П/0547). Согласно пункту 1 Порядка N П/0547 такие уведомления направляются Росреестром.

12

1. Письмо от 26.02.2024 N 18-1681-ТГ/24 (направлено по итогам проведенного Росреестром совместно с Рослесхозом и ППК "Роскадастр" совещания по отдельным вопросам правоприменительной практики в отношении внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств, далее - Письмо) описывает только случай уточнения местоположения границ ЗУ и исключения сведений о местоположении границы ЗУ.

Не решен вопрос при:

1) снятии ЗУ с учета;

2) уточнении границ НП;

3) исключение границы НП из реестра границ.

1. Требуется комментарий Росреестра.

ППК "Роскадастр", в части своей компетенции, по вопросу изменения границы лесничества при уточнении границы НП поясняет, что частью 15.2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ предусмотрено изменение границы лесничества в случае внесения в ЕГРН сведений о местоположении границы НП (в том числе внесении изменений), таким образом, данный вопрос урегулирован Законом N 218-ФЗ.

Согласно части 7.1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ с даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств в соответствии с частями 15, 15.1 и 16 статьи 34 Закона N 218-ФЗ границы лесничеств считаются установленными в границах, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Частью 8 статьи 34 Закона N 218-ФЗ установлено, что в случае, если в результате исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка либо исключения сведений о таком земельном участке из ЕГРН в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, устраняется ранее выявленное пересечение границ такого земельного участка с границами НП, ТЗ, орган регистрации прав одновременно изменяет местоположение границ таких НП, ТЗ в соответствии с измененным местоположением границ земельного участка либо в соответствии с документами, представленными для внесения в ЕГРН сведений о границах НП, ТЗ.

Выполнение таких действий в отношении границ лесничеств не предусмотрено Законом N 218-ФЗ.

По мнению Росреестра, рекомендации, приведенные в письме Росреестра, также могут быть распространены на случаи снятия с государственного кадастрового учета земельных участков за исключением случая, если на месте снятого с учета земельного участка образован(ы) новый(е).

При этом в случае исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов указанные рекомендации не применяются, корректировка границ лесничеств силами органа регистрации прав не осуществляется.

2. Распространяется ли позиция по исправлению РО в границах НП несмотря на утвержденное координатное описание на границы МО, координатное описание которых содержатся в законе субъекта РФ. Ранее было письмо о невозможности исправления.

2. Исправление реестровых ошибок регулируется статьей 61 Закона N 218-ФЗ и Порядком исправления реестровых ошибок.

Вместе с тем, Закон N 218-ФЗ и Порядок исправления реестровых ошибок не содержат особого порядка изменения сведений ЕГРН о местоположении границ НП, в том числе в случае, если генеральным планом утверждено координатное описание границ соответствующего НП.

Таким образом, в случае выявления ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ НП, такая ошибка подлежит исправлению в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

13

При внесении в реестр границ сведений о границах ТЗ часто возникает ситуация, когда граница ТЗ пересекает границу ЗУ и мы должны привести ее в соответствие с границей ЗУ, содержащейся в ЕГРН, включив ЗУ в границу ТЗ (условия 50% соблюдается), ТЗ в том случае увеличивается. Возник вопрос о применении положений части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, в части проверки соответствия вида разрешенного использования ЗУ и видов разрешенного использования в границах ТЗ, например: когда у ЗУ вид разрешенного использования - Для размещения АЗС (автомобильной заправочной станции), а ТЗ, в границы которой включаем ЗУ поименована "Зона природных территорий" (виды разрешенного использования: Улично-дорожная сеть, условно разрешенные: Связь, вспомогательные: Объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры (Объекты водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения, слаботочных сетей, объекты связи, объекты электроэнергетики и т.п.). Просим высказать позицию, какие должны быть действия Филиала: направлять предложения в ОГВ или готовить Уведомление о невнесении?

Согласно части 4 статьи 10.21 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса российской Федерации" (в редакции Закона N 438-ФЗ) органы, указанные в части 1 статьи 20, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, обязаны отказать в согласовании предложений ОРП об изменении описания местоположения границ НП, ТЗ при приведении их в соответствие с местоположением границ ЗУ, если реализация предложений ОРП приводит к нарушению ограничений, установленных в ЗОУИТ, и (или) не учитывает обязательные требования, применяющиеся при размещении объектов капитального строительства в границах иных зон, земель или территорий (смотри раздел N 2 Методических рекомендаций по Закону N 438-ФЗ).

14

Частью 12 статьи 34 Закона N 218-ФЗ предусмотрено при внесении изменений в сведения реестра границ о границе ТЗ, совпадающей с участком границы НП, одновременное внесение соответствующих изменений в сведения реестра границ в части описания местоположения соответствующего участка границ НП. Отдельно аналогичной нормы, но в отношении границы НП, нет.

Просим дать пояснения в части применения норм части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ в части одновременности изменения границ НП и ТЗ, а именно, о применении положения: "В случае, если в соответствии с настоящей частью изменяются границы (части границ) НП и (или) ТЗ, которые одновременно являются границами (частями границ) другого НП и (или) другой ТЗ (общие границы (части границ), ОРП изменяет указанные границы (части границ) НП и (или) ТЗ одновременно". В какой комбинации можно применять? Возможно ли применение в таком виде: "в случае, если в соответствии с настоящей частью изменяются границы (части границ) НП, которые одновременно являются границами (частями границ) другой ТЗ (общие границы (части границ), ОРП изменяет указанные границы (части границ) НП и ТЗ одновременно? Или речь идет о приведении в соответствие границ НП с границей другого НП, границы ТЗ с границей другой ТЗ?

В соответствии с какой нормой Закона N 218-ФЗ возможно приведение в соответствие границы ТЗ с изменяемой в силу положений частей 8 - 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ границей НП?

Требуется комментарий Росреестра в части применения нормы части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, указанном в вопросе.

В части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, а именно: "в случае, если в соответствии с настоящей частью изменяются границы (части границ) НП и (или) ТЗ, которые одновременно являются границами (частями границ) другого НП и (или) другой ТЗ (общие границы (части границ), ОРП изменяет указанные границы (части границ) НП и (или) ТЗ одновременно" речь идет о приведении в соответствие границ одного НП с границей другого НП, границы одной ТЗ с границей другой ТЗ, то есть указанные положения применяются в отношении смежных границ НП/ТЗ (например, когда при изменении в рамках частей 8 - 11 статьи 34 Закона N 218-ФЗ границы НП возникло пересечение границы данного НП с границей смежного НП, то в данном случае граница смежного НП подлежит изменению по правилам части 10 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).

В приведенном в вопросе примере применению подлежит норма части 12 статьи 34 Закона N 218-ФЗ:

"12. В случае внесения в соответствии с настоящей статьей изменений в сведения реестра границ о границе территориальной зоны, совпадающей с участком границы населенного пункта, орган регистрации прав одновременно вносит соответствующие изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения соответствующего участка границ населенного пункта.".

По мнению Росреестра, приведенные нормы законодательства также допускают внесение изменений в местоположение границ ТЗ с целью приведения такой границы в соответствие с местоположением измененных границ НП.

15

Ждем ответа на вопрос: как быть, если при разделе ЗУ под линейным объектом образуется ЗУ меньше 1 кв. м?

Если при реализации положений части 21 статьи 41 Закона N 218-ФЗ при подготовке описания местоположения границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) и его (их) площади будет установлено, что площадь участка равна или меньше 1 кв. м (либо измененный земельный участок будет иметь такую площадь), действия, предусмотренные частью 21 статьи 41 Закона N 218-ФЗ не осуществляются. В этом случае ППК "Роскадастр" изменяет описание местоположения границ НП таким образом, чтобы земельный участок, занятый линейным объектом, целиком был расположен либо в границах НП, либо за границами НП. Направление на согласование таких изменений границ ПН, по мнению Росреестра не требуется.

16

Просьба раскрыть вопрос пересечения границы МО с границами ЗУ под линейные объекты, как на этапе проведения государственной экспертизы, так и при исправлении реестровых ошибок в сведениях ЕГРН.

При выявлении пересечения границ МО с границами ЗУ (в том числе представляющих собой единое землепользование либо многоконтурные земельные участки), занятых линейными объектами, представляется возможным не рассматривать такие пересечения, как основания для составления отрицательного заключения экспертизы. При этом экспертной комиссии надлежит информировать заинтересованных лиц об указанных пересечениях и направлять рекомендации по их устранению.

В случае выявления наличия реестровой ошибки в местоположении границ ЗУ или в местоположении границ МО необходимо руководствоваться статьей 61 Закона N 218-ФЗ. Разъяснения по исправлению реестровых ошибок в объектах реестра границ ЕГРН направлены письмом Росреестра от 08.02.2024 N 18-1084-АБ/24.

17

При реализации положений по устранению пересечений внесенной границы НП с границами ЗУ под линейным объектом возникает ряд вопросов:

1. Один из образуемых ЗУ меньше 1 кв. м при этом является многоконтурным ЗУ.

2. Образуемые ЗУ пересекают границы иных ЗУ, границы МО. Допускается ли раздел и образование новых ЗУ, если нет, каков алгоритм действий территориального органа.

3. Сумма площадей вновь образованных ЗУ не соответствует площади исходного ЗУ. Как отражать площадь у вновь образованных ЗУ.

1. Ответ представлен в вопросе N 15.

2. Не допускается пересечение границы образуемого земельного участка с границами смежных земельных участков. Исходя из вопроса, исходный ЗУ под линейным объектом имеет пересечения с границами смежного ЗУ. В данном случае необходимо обеспечить исправление реестровой ошибки в местоположении границ ЗУ.

3. Площадь вновь образуемых ЗУ указывается по результатам проведенных кадастровых работ либо аналитических вычислений по результатам раздела ЗУ.

18

При осуществлении территориальным органом раздела ЗУ - Единое землепользование, в котором НП пересекает только один из обособленных ЗУ, каким образом формировать новые объекты? Уточнять в том же Едином землепользовании один из обособленных и формировать отдельно ЗУ, в результате чего сохранится кадастровый номер Единого землепользования с уточненными характеристиками одного из обособленных и будет сформирован отдельно еще один ЗУ? или формировать 2 новых ЗУ: новый Единое землепользование и новый ЗУ?

Вопрос сформулирован нечетко и некорректно. Позиция может быть подготовлена после уточнения вопроса.

Если речь идет о применении положений части 21 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, то никаких "уточнений" в этом случае не предусмотрено, а применение этой нормы возможно только в отношении тех ЗУ, в сведениях ЕГРН о которых содержатся сведения о границах. Учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено образование новых земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по мнению Росреестра, возможно разделить ЗУ по требованиям ЗК РФ с сохранением в измененных границах (если подходят условия, установленные ЗК РФ) или путем полного раздела (образуются отдельные ЗУ, единое землепользование прекращает свое существование).

19

Подскажите какие конкретно работы по устранению пересечений границ НП и лесничеств необходимо приостановить?

В письме от 02.02.2024 N 18-0869-ТГ/24 написано все очень лаконично (без конкретики). В связи с тем, что вопрос находится в проработке с прокуратурой хочется более четкого понимания.

Приостанавливаются все работы по исключению пересечений границ НП и лесничеств, за исключением случаев если Филиалом:

1) в период с 28.10.2021 по настоящее время не осуществлена корректировка местоположения границы лесничества в соответствии с границей населенного пункта, сведения о местоположении которой содержались в ЕГРН на момент внесения сведений о границе лесничества;

2) в период с 13.06.2023 по настоящее время не осуществлена корректировка местоположения границы лесничества в соответствии с поступившими для внесения в ЕГРН сведениями о местоположении границы населенного пункта.

20

Используемые сокращения:

- Закон N 438-ФЗ - Федеральный закон от 13.06.2023 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Закон N 218-ФЗ - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

- Порядок ведения ЕГРН - Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный приказ Росреестра от 07.12.2023 N П/0514;

- Порядок исправления реестровых ошибок - Порядок изменения сведений ЕГРН о местоположении границ ЗУ (ЗУ), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки, утвержденный приказом Росреестра от 27.12.2023 N П/0565;

- Методические рекомендации по Закону N 438-ФЗ - Методические рекомендации по вопросам внесения в ЕГРН сведений о границах НП, ТЗ с учетом положений Закона N 438-ФЗ, направленные в адрес Филиалов письмом Росреестра от 29.01.2024 N 18-0622-ТГ/24;

- Методические рекомендации по Верификации - Методические рекомендации по работе с перечнями в целях исправления пересечения границ объектов реестра границ и земельных участков в 2024 году (письмо Росреестра от 02.04.2024 N 18-2918-ТГ/24);

- ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации;

- ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации;

- ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости;

- Филиалы - филиалы ППК "Роскадастр";

- ОРП - орган регистрации прав;

- ГКУ - государственный кадастровый учет;

- ОГВ - органы государственной власти;

- ОМС - органы местного самоуправления;

- МИВ - межведомственное информационное взаимодействие;

- ФГИС ЕГРН - федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН;

- ЗУ - земельный участок;

- НП - населенный пункт;

- МО - муниципальное образование;

- ТЗ - территориальная зона;

- ЗОУИТ - зона с особыми условиями использования территорий;

- ПЗЗ - правила землепользования и застройки;

- ЕСРОО - единая система регистрации и обработки обращений Росреестра;

- Уведомление - уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН;

- РФ - Российская Федерация;

- Предложения - предложения Филиала об изменении описания местоположения границ НП, ТЗ в целях приведения этих сведений в соответствие с содержащимся в ЕГРН описанием местоположения границ ЗУ, направляемые в уполномоченные органы в соответствии с требованиями частей 10.1 - 10.3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ;