Заключение Совета судей РФ от 25.07.2024 N С/КЭ-7 "О праве пребывающего в отставке судьи замещать должность администратора районного суда"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 25 июля 2024 г. N С/КЭ-7

О ПРАВЕ

ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ СУДЬИ ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ

АДМИНИСТРАТОРА РАЙОННОГО СУДА

В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) поступил запрос судьи в отставке о праве судьи, пребывающего в отставке, не достигшего возраста 55 лет и имеющего стаж работы в должности судьи менее 20 лет, замещать должность администратора районного суда без утраты правового статуса судьи и права на получение ежемесячного пожизненного содержания судей.

Рассмотрев поставленный в обращении вопрос, комиссия по этике пришла к следующим выводам.

Условия и виды оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке, устанавливает пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей). По общему правилу пункта 1 части 4 статьи 3 Закона о статусе судей условиями, при которых судье, пребывающему в отставке, разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, являются наличие 20-летнего стажа работы в должности судьи в календарном исчислении либо достижение судьей 50-летнего возраста для женщин, а также осуществление деятельности в определенных видах организаций либо учреждений (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N АПЛ22-110).

Согласно разъяснению Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. "О толковании пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей под стажем работы в должности судьи имеется в виду исключительно период осуществления судейской профессиональной деятельности, а не совокупный стаж, рассчитываемый по правилам статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", положения которой подлежат применению только при исчислении стажа работы, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

Вместе с тем абзацем вторым части 4 статьи 3 Закона о статусе судей установлено исключение из приведенного выше правила: на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то есть в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром. При этом никаких дополнительных условий по видам соответствующих должностей и сферам деятельности федеральным законодательством не установлено, за исключением таких должностей, как прокурор, следователь и дознаватель, замещать которые судья в отставке не может, а также не в праве заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В соответствии с этим Комиссией Совета судей РФ неоднократно давались заключения и ответы о возможности судьи, пребывающего в отставке, например, замещать должность начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей (заключение комиссии Совета судей РФ по этике N 2-КЭ от 05.02.2019, ответ от 21.08.2023 на обращение С/КЭ-1398 от 28.07.2023) и др.

В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, в управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации должность администратора районного суда относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", следовательно, подпадает под действие абзаца второго части 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Аналогичное регулирование предусмотрено должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора районного суда Новосибирской области, утвержденным и.о. председателя районного суда Новосибирской области (п.п. 1.1., 1.3.).

Несмотря на то, что в представленном должностном регламенте не указано на возможность осуществления администратором районного суда представительских полномочий в судах, следует обратить внимание на запрет, предусмотренный подп. 6 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, - судья не может быть поверенным или представителем (кроме законного представительства) физических и юридических лиц.

Комиссия также напоминает, что ее заключения носят рекомендательный характер, отражают коллективную позицию членов комиссии по этике, выработанную путем голосования, и не обладают свойством общеобязательности. В любом случае с судьи не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.

Рассматривая возможность замещения той или иной должности, выполнения работы, разрешаемой законодательством о статусе судей пребывающему в отставке судье, судья должен учитывать все особенности данной деятельности и самостоятельно соотносить свои действия с требованиями федерального законодательства о статусе судей и Кодекса судейской этики.