2.4. Требования охраны труда при производстве маневровой работы

2.4. Требования охраны труда при производстве

маневровой работы

2.4.1. Порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях общего, в том числе железнодорожных станций, и необщего пользования, территориях подразделений, порядок ограждения и закрепления подвижного состава должны обеспечиваться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [12] с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования [23].

2.4.2. Маневры на станционных железнодорожных путях производятся по указанию только одного работника - дежурного по железнодорожной станции (дежурного станционного поста централизации, диспетчера маневрового железнодорожной станции, дежурного по сортировочной горке или парку железнодорожной станции), а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - диспетчера поездного (далее - лицо, распоряжающееся маневрами). Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Движением локомотива (специального самоходного подвижного состава), производящего маневры с вагонами, должен руководить один работник - руководитель маневров, ответственный за правильное их выполнение. Движение маневрового состава на сортировочных горках и путях сортировочного и сортировочно-отправочного парков разрешается производить под руководством дежурного по сортировочной горке, либо работника, определяемого владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).

2.4.3. Маневровая работа производится составителем поездов, составителем поездов и помощником составителя поездов (далее - составительская бригада), кондуктором грузовых поездов (далее - руководитель маневров).

Расстановка работников, занятых на маневрах, производится руководителем маневров.

2.4.4. Руководитель маневров должен получать задание на маневровую работу только от одного лица, распоряжающегося маневрами.

Задание на маневровую работу должно быть доведено руководителем маневров до каждого работника, участвующего в маневрах.

2.4.5. Руководитель маневров должен работать в прямом взаимодействии с локомотивной бригадой и лицом, распоряжающимся маневрами.

В зависимости от местных условий назначение для производства маневров составительской бригады или одного составителя поездов (работа составителя поездов в одно лицо), руководителя маневров из работников составительской бригады устанавливается локальным нормативным документом руководителя структурного подразделения.

2.4.6. Порядок работы составителя поездов в одно лицо устанавливается инструкцией, разрабатываемой руководителем железнодорожной станции с учетом местных условий обслуживаемых железнодорожных станций. Допускается отражение требований охраны труда при работе составителя поездов в одно лицо в инструкции по охране труда.

Работа составителя поездов в одно лицо разрешается при наличии радиосвязи между ним, машинистом локомотива и лицом, распоряжающимся маневрами.

2.4.7. Работники составительских бригад, локомотивных бригад, обслуживающих локомотивы и работающих со сборными поездами, кондукторы грузовых поездов должны знать порядок маневровой работы на обслуживаемых железнодорожных станциях. Порядок ознакомления локомотивных, составительских бригад и кондукторов грузовых поездов с условиями маневровой работы устанавливается локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожного пути необщего пользования).

2.4.8. Руководитель маневров обязан организовать маневровую работу так, чтобы была обеспечена личная безопасность работников, занятых на маневрах, а также других работников, находящихся на станционных путях на маршруте следования маневрового состава вагонами вперед.

Руководителю маневров необходимо производить передачу команд машинисту локомотива с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

2.4.9. В случае нарушения работы радиосвязи между машинистом локомотива и руководителем маневров (отсутствие ответа от машиниста локомотива) необходимо принять меры к прекращению маневровой работы. При отсутствии ответа машиниста локомотива на указания или сигналы по радиосвязи руководитель маневровой работы должен связаться с лицом, распоряжающимся маневрами, по радиосвязи, доложить об отсутствии связи с машинистом маневрового локомотива и через лицо, распоряжающееся маневрами, дать команду машинисту маневрового локомотива на остановку, сойти с подвижного состава в безопасном месте.

Маневровая работа может быть продолжена после восстановления работы радиосвязи.

Если невозможно немедленно заменить радиостанцию, руководитель маневровой работы совместно с машинистом локомотива должен определить дальнейший порядок производства работы. При переходе на ручные сигналы маневровую работу требуется производить с особой бдительностью, с количеством вагонов, позволяющим машинисту локомотива видеть сигналы, подаваемые руководителем маневров. При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.

2.4.10. Работники составительских бригад (кондукторы грузовых поездов) должны проявлять особую бдительность при производстве маневров в местах работы ремонтных бригад, с пересечением железнодорожных переездов, около пассажирских платформ, на железнодорожных путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских.

При производстве маневров руководителю маневров работникам составительских бригад (кондуктору грузовых поездов) запрещается находиться на специальной подножке вагона в негабаритных и опасных местах, перечень которых устанавливается локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). Дополнительно перечень негабаритных и опасных мест отражается в соответствующей инструкции по охране труда.

Маневровые передвижения на ремонтных путях предприятий ОАО "РЖД" должны производиться под наблюдением и личным контролем ответственного работника предприятия.

2.4.11. Во время маневровых передвижений допускается осуществлять проезд на подвижном составе, располагаясь на переходной площадке грузового вагона или площадке маневрового локомотива, в тамбуре пассажирского вагона, на специальной подножке вагона, держась руками за специальный поручень, а также в кабине машиниста (при следовании локомотива без вагонов или маневрового состава локомотивом вперед).

2.4.12. При движении маневрового состава вагонами вперед (за исключением надвига железнодорожных подвижных составов на сортировочные горки и (или) применения дистанционных систем контроля) необходимо находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузового вагона (подножке, совмещенной с лестницей цистерны, подножке переходной площадки, на переходной площадке), на площадке маневрового локомотива, в тамбуре моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов, почтовых, почтово-багажных и отдельных моделей пассажирских вагонов, оборудованных специализированными поручнями и подножками, а при невозможности - идти по междупутью или обочине железнодорожного пути впереди осаживаемых вагонов с соблюдением мер безопасности; при необходимости - принимать меры к остановке маневрового состава.

2.4.13. При осаживании вагонов, находясь на специальной подножке вагона или сопровождая состав пешком, необходимо вызывать машиниста локомотива каждые 20 секунд.

2.4.14. При сопровождении подвижного состава, находясь у боковой двери тамбура пассажирского вагона, необходимо держаться за поручень со стороны машиниста маневрового локомотива с соблюдением мер личной безопасности. При отсутствии поручня, либо закрытой двери тамбура сопровождение маневрового состава необходимо осуществлять впереди осаживаемых вагонов (идти по междупутью или обочине железнодорожного пути) на безопасном расстоянии с соблюдением мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

2.4.15. При сопровождении пассажирских вагонов в тамбуре пассажирского вагона - боковая дверь вагона должна быть открыта и закреплена фиксатором, откидная площадка поставлена в горизонтальное положение и закреплена фиксатором. Торцевая дверь должна быть закрыта.

При неисправности или отсутствии фиксирующих устройств у дверей вагонов с одной стороны сопровождение осуществляется с другой стороны, при этом необходимо предупредить машиниста локомотива по радиосвязи о своем местонахождении. При неисправностях фиксирующих устройств с обеих сторон сопровождение требуется осуществлять пешком с соблюдением мер безопасности.

2.4.16. Запрещается проезд на:

1) автосцепках, буксе;

2) стоя на платформе или сидя на ее бортах;

3) на гильзах контрштоков паровоза, тележках колесных пар, раме цистерны и других выступающих частях вагона;

4) на вагоне, имеющем подножку, переходную площадку или поручень, не соответствующие техническим требованиям безопасности;

5) на подножке в торцевой части вагона;

6) фитинговых платформах при отсутствии предусмотренных конструкцией вагона исправных специализированных подножки и поручней для составителя поездов, обеспечивающих безопасность проезда.

Запрещается нахождение на специальной подножке вагонов при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.

2.4.17. Разрешается проезд на порожних платформах. Запрещается проезд на платформе, имеющей неисправный пол (борта), отсутствующие борта, на груженых платформах (за исключением специальных платформ, оборудованных местами для проезда кондукторов грузовых поездов), сопровождать данные вагоны требуется пешком с соблюдением мер безопасности.

2.4.18. При плохой видимости пути, неисправности или отсутствии подножки и поручней (платформы, думпкары, битумовозы и другие вагоны), неисправности переходной площадки или закрытом тамбуре необходимо идти посередине междупутья или по обочине пути впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держа связь с машинистом локомотива по радиосвязи или визуально.

При производстве маневров в кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т.д.), когда отсутствует видимость состава в целом, необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности - чаще подавать сигналы и указания машинисту локомотива.

2.4.19. Перед пользованием подножками, поручнями, лестницами грузовых вагонов необходимо убедиться в их наличии, исправности и целостности, визуально проверить их соответствие установленным техническим требованиям (согласно ОСТ 24.050.67-87 "Лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов. Размеры и общие технические требования" [65]).

2.4.20. Подниматься на специальные подножки и подножки переходных площадок вагонов и локомотивов, а также сходить с них необходимо при полной остановке подвижного состава. Запрещается сходить с подвижного состава в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов, в пределах стрелочных переводов и других устройств, а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.

2.4.21. При осуществлении маневровой работы с использованием двух маневровых (поездных) локомотивов перед заходом в межвагонное пространство необходимо получить доклад от двух машинистов локомотивов о правильном восприятии информации о его предстоящем заходе в опасную зону.

2.4.22. При движении одиночного локомотива или маневрового состава на расстояние более 1 км:

локомотивом вперед, когда в составе отсутствуют вагоны с переходной площадкой или открытыми дверями тамбуров пассажирских вагонов, разрешается находиться в кабине локомотива;

вагонами вперед в голове состава должен быть поставлен вагон с переходной площадкой или порожняя платформа, при отсутствии такой возможности необходимо находиться на расположенной на боковой стене специальной подножке (лестнице) первого по ходу движения вагона, а при невозможности - идти по междупутью или обочине железнодорожного пути впереди осаживаемых вагонов.

При необходимости отдыха (не более 5 минут) необходимо находиться в безопасном месте. Дальнейшее движение маневрового состава осуществляется по команде руководителя маневров.

2.4.23. При движении на расстояние до 1 км необходимо находиться на подножке вагона или площадке локомотива со стороны машиниста (не затрудняя ему видимость).

2.4.24. При маневровых передвижениях через ворота предприятий по путям необщего пользования, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ, перед стоящими вагонами необходимо принять меры к остановке маневрового состава на расстоянии не менее 5 м до этого места. Проезд ворот разрешается после проверки их надежной фиксации в открытом положении и информирования об этом машиниста маневрового локомотива.

Самостоятельно осуществлять открытие въездных ворот обслуживаемых путей необщего пользования и производить фиксацию створок на специальные устройства запрещается.

2.4.25. Перекрытие концевых кранов тормозной магистрали, соединение и разъединение тормозных рукавов производится только после полной остановки маневрового состава и предупреждения машиниста маневрового локомотива о заходе в пространство между вагонами (между вагоном и локомотивом), внутрь колеи, и убеждения в правильности восприятия машинистом локомотива информации о заходе в межвагонное пространство. Работу эту разрешается производить только в рукавицах (перчатках).

Передача команды машинисту маневрового локомотива на движение разрешается только после выхода из пространства между вагонами на междупутье или обочину пути.

2.4.26. В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью необходимо:

перед расцепкой вагонов в первую очередь перекрыть концевые краны, а затем разъединять тормозные рукава между вагонами;

при сцеплении вагонов в первую очередь соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

При расцепке вагонов первым перекрывается концевой кран вагона, расположенного со стороны питательной магистрали (со стороны локомотива).

Производить соединение или разъединение тормозных рукавов в составе пассажирского поезда необходимо только после получения информации от машиниста поезда лично или через дежурного по железнодорожной станции об отключении электропитания электропневматических тормозов в составе поезда.

2.4.27. Расцепка стоящих вагонов должна производиться, находясь сбоку от вагона, без захода в междувагонное пространство. При невозможности расцепления вагонов маневровая работа прекращается, до устранения неисправности расцепного привода автосцепки.

Во время движения маневрового состава запрещается входить в пространство между вагонами, переходить на другую сторону отцепа вагонов (для расцепки с противоположной стороны), производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, пешеходного настила, переезда, в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки-выгрузки навалочных грузов, установки светофоров и других устройств.

2.4.28. Маневровая работа на ремонтных путях, переданных в ведение служб ОАО "РЖД", путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия), с соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данного подразделения.

Локомотивные и составительские бригады (кондукторы грузовых поездов) должны быть в установленном порядке ознакомлены с требованиями производства маневров, установленными технологическим процессом (технологической картой) работы железнодорожной станции, техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, приложениями к техническо-распорядительному акту, инструкциями о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, инструкцией по охране труда, а также с перечнем негабаритных мест, расположенных в границах обслуживаемой железнодорожной станции и железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции.

2.4.29. Перед заездом маневрового локомотива на железнодорожные пути грузовых районов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо, производственных цехов (участков) дежурный по железнодорожной станции (дежурный станционного поста централизации, диспетчер маневровый железнодорожной станции) или руководитель маневров должен согласовать возможность подачи или вывода вагонов с руководителем работ в данном районе или представителем производственного цеха (участка).

Порядок согласования устанавливается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования - в локальном нормативном документе владельца железнодорожных путей необщего пользования.

2.4.30. Перед заездом локомотива или маневрового состава на железнодорожные пути районов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, необходимо согласовать с дежурным по железнодорожной станции (дежурным станционного поста централизации) свои действия, внимательно проверить положение стрелок в районе подачи или уборки вагонов, убедиться в отсутствии препятствия для движения и наличии габарита, осмотреть стоящие на железнодорожных путях вагоны, проверить наличие тормозных башмаков под железнодорожным подвижным составом и предупредить о предстоящих маневрах причастных лиц и находящихся на железнодорожных путях работников.

2.4.31. Маневровую работу в местах погрузки или разгрузки грузов допускается производить после прекращения погрузочно-разгрузочных работ и проверки соблюдения габарита разгруженных или подготовленных к погрузке грузов.

При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.

2.4.32. При необходимости нахождения в локомотиве запрещается:

высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала и поворотного предохранительного ветрового щитка (эркера);

открывать входные наружные двери и высовываться из них;

подниматься на локомотив, спускаться с локомотива при его движении, а также сходить с локомотива при остановке на мостах, не имеющих настила;

прикасаться к токоведущим частям оборудования локомотива;

входить в высоковольтную камеру локомотива.

При движении встречного поезда по соседнему пути необходимо на время его проследования отойти к рабочему месту машиниста.

2.4.33. При нахождении в локомотиве необходимо соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

не провозить посторонние предметы;

не допускать использование открытого огня в локомотиве;

уметь пользоваться средствами пожаротушения и установками пожаротушения, используемыми на локомотивах;

не допускать курение табака, табачных изделий или никотиносодержащей продукции, устройств для потребления никотиносодержащей продукции (электронные или иные приборы, которые используются для получения никотиносодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем), кальянов.

Перед сходом с локомотива на железнодорожный путь необходимо надеть перчатки комбинированные (рукавицы) и сходить, повернувшись лицом к локомотиву, держась за поручни, предварительно осмотрев место схода и исправность подножек локомотива.

2.4.34. Перед началом маневровой работы на обслуживаемой железнодорожной станции участка кондуктор грузовых поездов (составитель поездов) должен пройти ознакомление с мерами безопасности и особыми условиями работы на данной железнодорожной станции у руководителя смены (дежурного по железнодорожной станции) или в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным документом начальника структурного подразделения дирекции управления движением.