3.2. Требования, предъявляемые к производственным площадкам (территориям), в целях обеспечения охраны труда работников

3.2. Требования, предъявляемые к производственным площадкам

(территориям), в целях обеспечения охраны труда работников

3.2.1. Все сооружения и устройства, расположенные на территории железнодорожной станции, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного ГОСТ 9238 [54].

На сооружения и устройства, являющиеся негабаритными местами, должна быть нанесена предупреждающая окраска в виде чередующихся желтых и черных полос.

На границах зон, где пространство между габаритом приближения строения и габаритом железнодорожного подвижного состава не обеспечивает безопасность работников, должен быть установлен знак "Осторожно! Негабаритное место". Перечень указанных сооружений и устройств, а также перечень устанавливаемых на железнодорожной станции знаков безопасности с указанием мест их установки утверждается локальным нормативным документом железнодорожной станции.

3.2.2. Санитарно-защитные зоны структурных подразделений должны быть определены в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361 [74].

Содержание вредных веществ в воздухе территорий структурных подразделений не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005 [55], СанПиН 1.2.3685 [72].

3.2.3. Территория железнодорожной станции и рабочие места работников подразделений должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004 [44], СП 56.13330 [69], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [20]. Служебные проходы по территории железнодорожных станций должны соответствовать требованиям стандарта ОАО "РЖД" "Проходы служебные на объектах ОАО "РЖД". Технические требования, правила устройства и содержания" [85].

3.2.4. Проходы и проезды на территории железнодорожной станции должны содержаться в исправном состоянии, соответствовать санитарным нормам, пожарным и строительным правилам.

Территория подразделений, проходы, проезды и рабочие места (зоны) на территории железнодорожной станции должны содержаться в исправном и эстетическом состоянии. В зимнее время должна быть организована очистка от снега и наледи железнодорожных путей, проездов, проходов, рабочих мест (зон) на территории. Проходы, проезды, рабочие места (зоны) должны посыпаться песком или антигололедным средством.

Для хранения песка (шлака) устанавливаются ящики с закрывающимися крышками и изолированные от попадания влаги.

3.2.5. Для прохода работников к местам выполнения работ и обратно по территории железнодорожной станции к служебным и вспомогательным зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), а также к пассажирским платформам должны быть оборудованы служебные проходы для работников. Ширина проходов для работников должна быть не менее 1,5 метра.

Маршруты прохода должны быть обозначены указательными знаками "Служебный проход".

В ночное время маршруты прохода должны быть освещены в соответствии с требованиями СП 52.13330 [66], ГОСТ Р 54984 [39].

3.2.6. Маршруты движения транспорта и людей должны быть изолированы друг от друга и обозначены соответствующими знаками и разметкой.

В местах пересечения маршрутов служебного прохода с автотранспортными проездами, где осуществление технологического процесса связано с постоянным движением автомобильного транспорта, должны быть установлены предупреждающие знаки "Берегись автомобиля!", а в местах пересечения маршрутов служебного прохода с железнодорожными путями и у мест выходов к железнодорожным путям - "Берегись поезда!".

В местах пересечения проездов и пешеходных переходов с железнодорожными путями должны быть установлены настилы на уровне головок рельсов.

3.2.7. Маршруты служебных проходов должны обеспечивать безопасность работников.

Схема маршрута служебного прохода по территории железнодорожной станции утверждается руководителем железнодорожной станции в порядке, установленном стандартом ОАО "РЖД" "Проходы служебные на объектах ОАО "РЖД". Технические требования, правила устройства и содержания" [85].

Руководитель железнодорожной станции должен обеспечить доведение информации о схеме маршрутов служебных проходов до сведения работников под подпись, отражение с конкретизацией описания маршрута служебного прохода для работников железнодорожной станции в инструкциях по охране труда.

Порядок организации работ по содержанию и обслуживанию маршрутов служебных проходов устанавливается локальным нормативным документом владельца (балансодержателя) инфраструктуры.

3.2.8. Для проезда ко всем объектам на территории железнодорожных станций должны быть оборудованы и обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.

3.2.9. Дороги, предназначенные для движения автотранспорта, на территории железнодорожной станции должны иметь твердое покрытие и быть пригодны для проезда в любое время года.

Места пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями для проезда транспортных средств должны быть оборудованы твердым покрытием или настилом на уровне головки рельсов.

Для организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции руководителем подразделения, эксплуатирующим автотранспорт, должны быть разработаны схемы движения транспортных средств, инструкция по организации движения автотранспорта по территории железнодорожной станции, которые согласовываются с причастными подразделениями и утверждаются начальником железнодорожной станции. Движение транспортных средств должно быть организовано согласно утвержденной схеме.

3.2.10. Территории железнодорожной станции, пребывание на которых во время выполнения работ связано с опасностью для работников, должны обозначаться соответствующими знаками безопасности, дорожными знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 [53], ГОСТ Р 52289 [56], ГОСТ Р 52290 [57].

Перечень указанных участков и зон, устанавливаемых знаков безопасности с указанием мест их установки, перечень сооружений и устройств железнодорожной станции, которые подлежат предупреждающей окраске, с учетом местных особенностей, устанавливается локальным нормативным документом руководителя железнодорожной станции.

Перечень опасных и негабаритных мест железнодорожной станции, путей необщего пользования, отражается в инструкциях по охране труда для работников железнодорожной станции.

3.2.11. Здания, расположенные в междупутье или на обочине железнодорожного пути на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль железнодорожного пути. Для предотвращения выхода работников непосредственно на железнодорожные пути около двери, параллельно железнодорожному пути, должен быть установлен барьер длиной от 3 м до 5 м и высотой от 1 м до 1,2 м.

Здания, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути и имеющие выход прямо в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 5 м и высотой от 1 м до 1,2 м.

У выходов из таких зданий устанавливается сигнализация о приближении поезда или предупреждающий знак "Берегись поезда".

На пассажирских платформах, грузовых рампах владельцем инфраструктуры должны быть нанесены ограничительные линии на расстоянии не менее 0,75 м от края платформы.

3.2.12. Переговорные колонки, бункера для приема перевозочных документов, стеллажи и тумбочки для тормозных башмаков, ящики для сбора металлолома и мусора, вагоноремонтные установки и другие, временные и постоянные устройства должны устанавливаться на междупутье прямого участка шириной не менее 5300 мм в местах, согласованных с руководителем железнодорожной станции, и должны быть окрашены в желто-черный цвет чередующимися полосами шириной 40 - 50 мм.

Размеры стеллажей, ящиков, бункеров, вагоноремонтных установок и других устройств в междупутьях должны быть следующими:

ширина - не более 700 мм (на высоте над уровнем головки рельса - не более 1100 мм);

длина ряда из этих установок без прохода - не более 6000 мм.

Проходы между этими устройствами и железнодорожными путями должны быть всегда свободны от деталей, инструмента и посторонних предметов.

Стеллажи должны быть устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Конструкция стеллажей и деталей их крепления должна обеспечивать жесткость, прочность, устойчивость, безопасность и удобство складирования. Элементы стеллажей не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями. На стеллажах, предназначенных для складирования грузов, деталей и материалов, должны быть нанесены предельно допустимые нагрузки.

3.2.13. В местах повышенной опасности железнодорожной станции устанавливаются устройства световой и звуковой сигнализации с учетом местных условий и технологии работы железнодорожной станции.

3.2.14. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, а также отдельно стоящие металлические конструкции (гидроколонки, светофоры, осветительные мачты, элементы мостов), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети, должны быть заземлены. Заземления должны быть надежно закреплены.

Заземлению подлежат также все расположенные в зоне электрического влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникать опасные напряжения.

3.2.15. При осуществлении работ в темное время суток рабочие площадки и участки, места производства работ, подъезды и подходы к ним должны быть освещены.

На территории железнодорожной станции и рабочих местах установка и конструкция осветительных приборов должна обеспечивать защиту глаз работников от слепящего действия источников света и обеспечивать равномерное освещение.

3.2.16. Устройства для отвода воды в междупутьях и в местах перехода, желоба для размещения оборудования должны быть очищены от мусора и плотно закрыты сверху.

Пути, на которых проводится экипировка пассажирских вагонов, промывка и пропарка грузовых вагонов, должны иметь водосточные лотки, канализацию и колонки (водоразборные, воздухо-разборные), которые должны содержаться в исправном состоянии.

3.2.17. В местах (зонах) расцепки вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях расстояние от концов шпал до края балластного слоя с обеих сторон пути должно быть не менее 1,5 м. Балласт должен быть засыпан на одном уровне с поверхностью шпал и уплотнен.

В этих местах (зонах) на расстоянии 1920 мм от оси пути не должно быть никаких устройств, возвышающихся над уровнем шпал, неровностей и возвышений, мешающих передвижению работников.

Рабочая зона работников, занятых расцепкой вагонов на сортировочной горке, должна быть оборудована настилом, стеллажом для хранения специальных вилок-рычагов для расцепки вагонов, оснащена специальными вилками-рычагами для расцепки вагонов.

Рабочая зона расцепа вагонов с сортировочной горки должна обозначаться знаками "Начало расцепа вагонов" и "Окончание расцепа вагонов" или знаком "Работать расцепным рычагом".

3.2.18. Место (зона) расцепления и торможения вагонов должно:

1) иметь ровную поверхность, тщательно очищенную от мусора и посторонних предметов, не должно иметь неровностей и посторонних предметов, концы шпал и земляное полотно должно быть на уровне подошвы рельса;

2) быть оборудовано освещением, устройством громкоговорящего оповещения.

3.2.19. Рабочая зона работников, занятых торможением вагонов, должна:

1) быть оборудована стеллажами или тумбочками для размещения тормозных башмаков и стеллажом для хранения специальных вилок для подкладывания тормозных башмаков, емкостью для хранения песка (графитовой смазки, угольной крошки);

2) оснащена специальными вилками для подкладывания тормозных башмаков, инвентарем для очистки головок рельсов, башмакосбрасывателей и полоза тормозного башмака от снега и льда.

3.2.20. На рельсах каждого из путей подгорочного парка, где работают регулировщики скорости движения вагонов, должны быть установлены башмакосбрасыватели на расстоянии не менее 25 м от предельного столбика пути подгорочного парка.

3.2.21. Локальным нормативным документом руководителя железнодорожной станции междупутья сортировочного парка в районе тормозных позиций закрепляются за регулировщиками скорости движения вагонов для содержания их в чистоте и контроля исправности башмакосбрасывателей.

3.2.22. Руководитель железнодорожной станции обязан обеспечить оптимальное расположение стеллажей для хранения тормозных башмаков, ящиков для песка (графитовой смазки, угольной крошки) в зоне торможения вагонов.