2.5. Требования охраны труда при закреплении вагонов

2.5.1. Закрепление вагонов на железнодорожных путях необходимо производить с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков, стояночных тормозов (ручных или автоматических) или стационарных средств закрепления до отцепки локомотива.

При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

2.5.2. Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо в установленных местах, где обеспечивается их сохранность, на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и железнодорожных путях.

2.5.3. Запрещается применять для закрепления железнодорожного подвижного состава, торможения вагонов и в качестве охранных неисправные тормозные башмаки, тормозные башмаки, не имеющие установленной маркировки (клеймения) или имеющие маркировку (клеймение), которую невозможно прочесть, с обледенелым или замасленным (замазученным) полозом (подошвой), а также не окрашенные тормозные башмаки при их использовании для закрепления или в качестве охранных.

2.5.4. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак необходимо:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.

2.5.5. Запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

подкладывать под колеса железнодорожного подвижного состава для закрепления посторонние предметы и устройства, не предусмотренные локальным нормативным документом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

2.5.6. При закреплении вагонов с запиранием тормозных башмаков специальными скобами необходимо производить установку скоб на тормозные башмаки после закрепления подвижного состава и отцепки локомотива от состава. Снятие специальных скоб с тормозных башмаков - производить до объединения локомотива с вагонами.

Запрещается:

устанавливать специальные скобы, не убедившись в полной остановке подвижного состава;

находиться между головкой тормозного башмака и откатившимся колесом вагона;

использовать скобы, имеющие неисправности, не позволяющие обеспечить надежную фиксацию тормозного башмака к рельсу;

использовать неисправный ключ для обслуживания винтового механизма.

2.5.7. При закреплении подвижного состава стационарным тормозным упором необходимо:

к моменту закрепления находиться возле щитка управления упором;

все операции по закреплению выполнять по команде и под контролем дежурного по железнодорожной станции;

лично убедиться в отцепке и отъезде локомотива от вагонов после произведенного закрепления.

Перед протягиванием или осаживанием подвижного состава с целью его правильного размещения относительно упора дежурный по железнодорожной станции обязан оповестить по громкоговорящей связи причастных работников.

После окончания операции по установке колодок тормозного упора необходимо визуально убедиться в правильности установки упора и доложить дежурному по железнодорожной станции о произведенном закреплении.

2.5.8. Выполнять операции по снятию тормозного упора необходимо после получения дежурным по железнодорожной станции сообщения от машиниста локомотива о прицепке локомотива к составу, проверке надежности сцепления, включения автотормозов.

Использование упоров для остановки или торможения движущегося подвижного состава не допускается.

2.5.9. Закрепление (раскрепление) групп вагонов на погрузочно-разгрузочных путях с поверхности выгружаемого (погружаемого) груза не допускается.

Порядок укладки тормозных башмаков, исключающий нахождение ответственных работников на поверхности выгружаемого (погружаемого) груза, определяется локальным нормативным документом подразделения.

2.5.10. Изъятие тормозных башмаков необходимо производить только при полной остановке раскрепляемого подвижного состава, специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.