V. Инвентаризация и внутренний контроль

26. Согласно статье 19 Закона N 402-ФЗ, экономический субъект - организация бюджетной сферы обязан(-а) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основной целью проведения инвентаризации активов и обязательств согласно пункту 79 СГС "Концептуальные основы" является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетную дату.

Одной из основных целей проведения внутреннего финансового аудита является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оценка надежности внутреннего финансового контроля (внутреннего процесса участника бюджетного процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе полномочий по ведению бюджетного учета имущества, расходов по содержанию имущества, соответствующих прав и обязательств) и подготовка предложений по его организации (совершенствованию) осуществляется в рамках проводимых мероприятий по внутреннему финансовому аудиту в соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

27. Внутренний финансовый аудит нацелен на подготовку предложений по организации внутреннего финансового контроля.

Учитывая взаимосвязь целей внутреннего финансового аудита с инвентаризацией, проводимой в качестве контрольного действия, осуществляемого в рамках внутреннего контроля, решение о сроках, порядке, способах инвентаризации (например, сплошная и (или) выборочная; пересчет номенклатурный по местам хранения и (или) сверка реестровая (документарная) следует принимать с учетом оценки в рамках внутреннего финансового аудита надежности и полноты осуществляемых полномочий по:

оформлению первичными учетными документами всей совокупности хозяйственных операций, проведенных с материальными ценностями в текущем году;

своевременному предоставлению первичных учетных документов в бухгалтерскую службу для отражения фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете (с учетом сроков составления и представления бюджетной отчетности).

28. Следует отметить, что в отношении объектов бухгалтерского учета, возникших при осуществлении полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, в отношении которых по результатам осуществления внутреннего финансового аудита выявлены факты и (или) признаки, влияющие на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, проведение инвентаризаций в течение финансового года, в котором выявлены указанные факты и (или) признаки, или годовой инвентаризации является обязательным.

29. В случае передачи субъектом учета полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) внутренний контроль осуществляется субъектом учета и организацией (централизованной бухгалтерией) в отношении операций по исполнению полномочий субъекта учета в соответствии с положениями о разграничении ответственности, установленными соответствующим решением (соглашением, договором) о передаче полномочий с учетом положений графика документооборота и (или) порядка взаимодействия субъекта учета и организации (централизованной бухгалтерии).