II.1. Инвентаризационная комиссия

5. По решению руководителя субъекта учета для проведения инвентаризации может быть создана постоянно действующая комиссия (комиссии), осуществляющая(щие) проведение инвентаризаций (инвентаризационная(ые) комиссия(и).

По отдельным решениям руководителя субъекта учета при принятии решения о проведении инвентаризации (Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) может создаваться инвентаризационная комиссия на время проведения инвентаризации.

В тоже время, по решению руководителя полномочия по проведению инвентаризации могут возлагаться на иную комиссию учреждения (например, на постоянно созданную комиссию по поступлению и выбытию активов и (или) на комиссию по подготовке и принятию решения о списании имущества (пункт 3 Общих требований к инвентаризации). В указанном случае в целях организации и (или) проведения инвентаризации указанные комиссии приобретают полномочия инвентаризационных комиссий и соответственно на регламентацию их деятельности распространяются положения Общих требований к инвентаризации (в части положений по инвентаризационным комиссиям). При этом полномочия по проведению инвентаризации обязательно должны быть закреплены в положении о комиссии, которой переданы такие полномочия.

Для одновременного проведения инвентаризации большого объема объектов инвентаризации создаются несколько инвентаризационных комиссий.

Распределение обязанностей между инвентаризационными комиссиями и порядок их взаимодействия определятся в порядке проведения инвентаризации в рамках формирования учетной политики и (или) в положениях о комиссиях.

В случаях одновременного проведения инвентаризации большого объема (по номенклатуре и (или) количеству) объектов инвентаризации и при значительном объеме работ по определению фактического наличия объектов инвентаризации по решению руководителя субъекта учета (уполномоченного им лица) при инвентаризационной комиссии могут создаваться рабочие комиссии.

Особенности проведения инвентаризации комиссией, включающей в себя рабочие комиссии, также определяются порядком проведения инвентаризации субъекта учета.

6. Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель учреждения при ее создании распорядительным документом (например, приказом о создании комиссии).

Состав комиссии, созданной на время проведения инвентаризации, устанавливается решением о проведении инвентаризации с учетом требований, предусмотренных главой II Общих требований к инвентаризации.

В соответствии с пунктом 4 Общих требований к инвентаризации в комиссию по инвентаризации включаются:

председатель комиссии - осуществляет общее руководство деятельностью комиссии и обеспечивает коллегиальность ее работы;

заместитель председателя комиссии - замещает председателя комиссии в случае его временного (в период проведения инвентаризации) отсутствия по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка);

другие члены комиссии.

Из состава инвентаризационной комиссии решением о ее создании определяется лицо, ответственное за оформление подлежащих подписанию членами комиссии документов (секретарь комиссии).

При этом состав инвентаризационной комиссии не может быть менее трех человек.

7. Лица, на которые возложена материальная ответственность за инвентаризируемые объекты, в состав инвентаризационной комиссии не включаются, однако их присутствие при проведении инвентаризации обязательно (пункт 5, 19 Общих требований к инвентаризации).

Случаи, при которых в состав инвентаризационной комиссии включается лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, установлены пунктом 6 Общих требований к инвентаризации:

при проведении инвентаризации денежных средств, иных ценностей на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также электронных денежных средств;

при проведении инвентаризации иных финансовых активов и (или) обязательств по оплате труда, иных выплат, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

8. Обращаем внимание, что в период проведения инвентаризации согласно пункту 9 Общих требований к инвентаризации запрещено изменять состав инвентаризационной комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена комиссии по уважительной (не зависящей от него) причине, которая возникла после начала проведения инвентаризации (болезнь, отпуск, служебная командировка, смерть, иные объективные причины, закрепленные в порядке проведения инвентаризации).

При этом проведение инвентаризации может быть продолжено, в случае если соблюден кворум присутствующих членов инвентаризационной комиссии, определенный положением о комиссии, например, две трети присутствующих членов комиссии от общего числа членов комиссии, утвержденного состава комиссии.

В случае отсутствия ответственного лица рабочей комиссии по уважительной причине или независящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации, его полномочия возлагаются на председателя инвентаризационной комиссии (в случае отсутствия председателя комиссии - на заместителя председателя комиссии).

Кроме того, при определении субъектами учета регламентации проведения инвентаризации необходимо обеспечить независимость суждений и мнений членов комиссии посредством принятия коллегиального решения комиссии большинством голосов - в случае если, к примеру, из пяти членов комиссии присутствовали при инвентаризации четверо (трое и председатель) и результаты голосования разделились поровну (два "за", два "против"), то голос председателя комиссии является решающим (подпункт "в" пункта 4 Общих требований к инвентаризации).

9. Пунктом 7 Общих требований к инвентаризации определены условия формирования состава членов инвентаризационной комиссии, когда численность работников (сотрудников) субъекта учета не превышает трех человек.

В этом случае по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (органом, осуществляющим в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя) (далее - Учредитель) в состав членов инвентаризационной комиссии с правом голоса включаются представители Учредителя.