IV. Оформление результатов инвентаризации

20. Результаты инвентаризации имущества (активов) и обязательств необходимо оформлять в документах инвентаризации: инвентаризационных описях, актах о результатах инвентаризации. В указанных документах согласно пункту 22 Общих требований к инвентаризации необходимо отразить данные о фактическом наличии объектов инвентаризации и о результатах сопоставления их с данными регистров бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации в учреждении оформляются документально первичными учетными документами, приведенными в приложениях к приказам Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н, от 15.04.2021 N 61н.

При этом к документам инвентаризации в соответствии с пунктом 30 Общих требований к инвентаризации необходимо приложить:

- документы, оформляющие выявление фактического наличия объектов инвентаризации (в частности, акты обмеров (замеров), расчеты, иные документы);

- расписки, пояснения (объяснения), в том числе по всем фактам выявленных отклонений, включая пересортицу, представленные ответственными лицами (в случае если указанные документы оформляются на бумажных носителях).

21. Если по результатам инвентаризации выявлено расхождение между фактическим наличием объектов и данными бухгалтерского учета, в соответствии с пунктом 23 Общих требований к инвентаризации, инвентаризационная комиссия осуществляет квалификацию отклонений - выявляет наличие:

излишков, недостач;

имущества (активов), утраченного и (или) испорченного (поврежденного) в пределах естественной убыли, сверх или при отсутствии норм естественной убыли;

имущества, выбывшего из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели (уничтожения), в том числе помимо воли владельца;

объектов, непригодных для дальнейшего использования по целевому назначению в случае полной (частичной) утраты потребительских свойств, в том числе физического (морального) износа, иных объектов, не соответствующих критериям активов или обязательств;

оснований для реклассификации объектов, признания сомнительной дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию задолженности, списания обязательств;

объектов, по которым выявлены признаки обесценения;

пересортицы объектов инвентаризации.

22. В документах инвентаризации комиссия отражает выявленные в ходе инвентаризации (пункт 24 Общих требований к инвентаризации):

признаки несоответствия условиям актива объектов инвентаризации, например, утрата (снижение) будущих экономических выгод и (или) полезного потенциала в связи с физическим и (или) моральным износом, нарушением условий содержания (эксплуатации), авариями, стихийными бедствиями, длительным неиспользованием имущества. Согласно порядку проведения инвентаризации, инвентаризационная комиссия рассматривает вопрос целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;

основания для возмещения недостачи (ущерба);

условия признания просроченной дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;

обязательства, которые не востребованы кредитором в течение срока исковой давности;

документально подтвержденные основания для признания в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов инвентаризации при выявлении излишков, отражения выбытия объектов инвентаризации при недостаче или корректировки бухгалтерских данных при пересортице;

документально подтвержденные основания изменения стоимостных оценок объектов инвентаризации.

23. На основании полученных результатов формируется заключение комиссии, которое отражается в инвентаризационных описях, актах о результатах инвентаризации.

В случае отсутствия излишков и (или) недостачи при проведении инвентаризации, такую информацию необходимо отразить в заключении комиссии (пункт 25 Общих требований к инвентаризации) (например, "Отклонения не выявлены.").

В соответствии с пунктом 27 Общих требований к инвентаризации отражение в бухгалтерском учете операций по увеличению (уменьшению) объектов инвентаризации согласно выявленным отклонениям при инвентаризации (количественным и (или) по качественным характеристикам) осуществляется на основании первичных учетных документов, сформированных по результатам инвентаризации (например, Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), Акта о списании о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454), Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448) (далее - Акт (ф. 0510448).

Обращаем внимание, что на основании документов, оформляющих результаты проведенной инвентаризации (инвентаризационные описи, акты о результатах инвентаризации), корреспонденции в бухгалтерском учете не формируются.

Схема оформления первичными учетными документами инвентаризации нефинансовых активов.

Рисунок (не приводится)

24. В случае если в результате инвентаризации выявлены излишки материальных ценностей, в отношении которых подтвердить государственную (муниципальную) собственность не представляется возможным, такие материальные ценности принимаются на хранение и отражаются на забалансовом учете на счете 02 "Материальные ценности на хранении" на основании Акта (ф. 0510448), оформленного по результатам инвентаризации.

При выявлении в результате инвентаризации недостачи проводится служебное разбирательство и при наличии оснований по возмещению ущерба выбытие утраченного имущества отражается с признанием задолженности виновных и (или) иных лиц (в том числе при наличии намерения субъекта учета предъявить требование по возмещению ущерба) и оценочных значений ожидаемых поступлений от возмещения ущерба.

В бюджетном (бухгалтерском) учете указанная информация до момента установления виновного лица отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и кредиту счета 040140172 "Доходы от операций с активами" за ответственным лицом, за которым учитывались материальные ценности.

25. В случае если дата начала инвентаризации материальных ценностей отличается от даты, на которую проводится инвентаризация (например, дата начала инвентаризации 7 ноября 2024 года, дата на которую проводится инвентаризация 1 ноября 2024 года), определение результатов инвентаризации в целях формирования акта о результатах инвентаризации осуществляется с учетом документов, на основании которых за указанный период осуществлялось движение материальных ценностей.

Особенности отражения материальных ценностей, поступающих во время проведения инвентаризации, и (или) в исключительных случаях, при которых возникает необходимость выдачи (например, со склада) материальных ценностей, субъекту учета необходимо закрепить в порядке проведения инвентаризации с учетом требований пункта 29 Общих требований к инвентаризации.

Исходя из положений указанного пункта поступление и выдача материальных ценностей во время проведения инвентаризации ответственными лицами осуществляется исключительно в присутствии членов инвентаризационной комиссии.