Заключение

Введение должности психолога в детские дома и школы-интернаты в 1987 году означало признание необходимости специальной психологической помощи и сопровождения для полноценного развития детей, воспитывающихся вне семьи.

Психологические трудности влияют на жизнь ребенка, изменяют его поведение, поступки. Игнорирование специалистами особенностей развития и воспитания детей в негативных условиях приводит к разрушительным последствиям как для ребенка (задержка умственного и эмоционального развития, высокий уровень агрессии, недоверие к окружающему миру, усиление тревоги и страха и т.п.), так и для специалиста (профессиональное выгорание, разрушение здоровья) и для общества в целом.

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка.

Психологическое сопровождение в организации для детей-сирот рассматривается как часть комплексного сопровождения детей, реализуется во всех организациях для детей-сирот любой ведомственной принадлежности, предполагает работу со всеми воспитанниками вне зависимости от их возраста и медицинского статуса.

Специфика психологического сопровождения в организации для детей-сирот в содержании работы и особой подготовке к работе с детьми, имеющими опыт сиротства. Содержание деятельности педагога-психолога определяется психологическими особенностями ребенка, его социальной ситуацией развития, условиями жизни. Подготовка педагога-психолога к работе с детьми организаций для детей-сирот должна включать специфические формы работы: терапия кризисных ситуаций, разрешение конфликтных ситуаций, работа с травмой, снятие стресса у детей и взрослых.

Модель психологической службы включает посреднический и координационный аспекты деятельности, которые заключаются в организации и координации всех видов деятельности коллектива организации для детей-сирот по оказанию помощи и поддержки.

Эффективность функционирования психологической службы зависит от наличия организационных условий, взаимосвязи деятельности специалистов, работающих непосредственно в организации для детей-сирот и объединенных в команду профессионалов.