Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка - документ, составляемый в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, фиксирующий всю историю ребенка до учреждения и в учреждении, инструмент планирования жизненных изменений ребенка, индивидуальной согласованной работы специалистов.

Комплексная работа - это работа узких специалистов (психолога, социального педагога, воспитателя, логопеда и других), объединенных пониманием общих целей, задач, этапов планирования изменений, сроков достижения результатов, форм и методов работы.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Подготовка к самостоятельной жизни - это процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.

Психологическая защищенность - относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию [14].

Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, - это сложное личностное образование, связанное с положительным переживанием и осознанием ребенком возможности удовлетворения своих основных потребностей в социуме через реализацию предоставляемой обществом и государством системы прав и льгот как ребенку, гражданину, человеку, как имеющему статус сироты или оставшегося без попечения родителей, в соответствии со своими возможностями и обеспечиваемое сформированным комплексом качеств личности, позволяющих осуществлять психологическую и социальную самозащиты (Г.В. Семья).

Инварианты, обеспечивающие формирование психологической защищенности детей, в различных социальных ситуациях:

понимание ребенком своего истинного положения;

осознание причин попадания в учреждение или замещающую семью;

наполненность психологического времени (прошлого, настоящего и будущего) как структурного звена самосознания личности;

уверенность в постоянстве социальной ситуации;

физическая, телесная защищенность;

защищенность личностного пространства;

психологическая помощь в минимизации последствий травмирующих жизненных событий;

наличие профессионально подготовленного культурного посредника (воспитателя, родителя-воспитателя и т.д.);

достаточность всех видов заботы и помощи;

положительное, ценностное отношение со стороны социального окружения (Г.В. Семья).

Психологическая реабилитация - система мероприятий по развитию возможностей детей, развитию их психики, снятию напряжения, тревоги, беспокойства, работа с детьми, испытывающими разного вида насилие (физическое, психическое, сексуальное).

Психологическое сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка.

Психологическая служба общеобразовательной организации - организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса через профессиональную деятельность педагогов-психологов. В структуру психологической службы могут входить педагог-психолог или несколько педагогов-психологов общеобразовательной организации, социальный педагог, учитель-логопед, дефектолог.

Психологическая служба субъекта Российской Федерации - организационная структура, действующая в соответствии с Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, объединяющая специалистов учреждений системы образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказывающих психологическую помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, родителям (законным представителям), педагогам.

Психологическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Федерального закона об образовании, а также профессиональным стандартом и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности в условиях общеобразовательных организаций.

Психолого-педагогическая программа - инструмент психологической службы общеобразовательной организации, имеющий комплексный характер, разрабатываемый и применяемый для преодоления конкретных проблем целевых групп обучающихся, предупреждения психологического неблагополучия и стимулирования развития личности в условиях общеобразовательных организаций.

Программа адресной психологической помощи (поддержки) - целевая (персонифицированная) последовательность мер и/или мероприятий психологической службы в общеобразовательных организациях, направленная на психологическую помощь определенной целевой группе обучающихся.

Самостоятельность - характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию [Гиллер].

Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [43].

Субъективное благополучие воспитанников организаций для детей-сирот - это удовлетворенность ребенка (подростка) системой своих отношений: к себе - считает себя привлекательным внешне и по характеру, считает, что другие его положительно оценивают; положительно оценивает свои умения и навыки, образовательные достижения; к другим - имеет взрослых, с которыми можно построить доверительные отношения в самой организации, и вне ее; имеет удовлетворяющие его отношения с детьми (сверстниками) в организации и вне ее; со средой - живет в условиях физической и психологической безопасности, имеет возможность вести такую же жизнь, как и другие дети ("нормализация жизни"), его мнение учитывается при решении вопросов, связанных с его жизнью, будущим и т.д., знает свои права и умеет ими пользоваться; к будущему - удовлетворен своими перспективами на будущее (В.Н. Ослон).

Трудная жизненная ситуация - объективно или субъективно создавшаяся ситуация, нарушающая социальное и психологическое благополучие, приводящая к осложнениям в функционировании в социуме, дисгармонирующая психическое развитие человека, причем ситуация, которую он не может преодолеть привычными средствами или самостоятельно.