1. Типичные психологические трудности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

У каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, свой травматический опыт, определяющий наличие комплекса типичных психологических затруднений: искаженные представления о себе, других людях, окружающем мире в целом. Наличие таких затруднений требует психологической помощи с учетом особенностей развития и воспитания детей в негативных условиях, опыта взросления без семьи.

Непроработанный травматический опыт, условия общественного воспитания выступают факторами психологических трудностей.

Проблемы психологического характера чаще связаны с негативным семейным опытом, изъянами родительского отношения, жестоким обращением. Модель поведения и жизни своих родителей - единственно правильная для ребенка. Она определяет нормы поведения и успешность его развития.

Если у ребенка не было опыта доброго, заботливого, принимающего отношения, то его привязанность нарушена, ненадежна. В результате пренебрежения формируется невротическая привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за значимого взрослого, ищет внимания, пусть даже "негативного". При непоследовательном и истеричном родительском отношении развивается амбивалентная привязанность - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к значимому взрослому, то ластится, то грубит и избегает. Если ребенок не пережил болезненный разрыв отношений с близким взрослым, то он угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений с взрослыми и детьми - "избегающая" привязанность. Если у ребенка совсем не было опыта привязанности, например, при нахождении в организации для детей-сирот с рождения, то формируется "размытая" привязанность - неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, чтобы получить внимание. Для детей, никогда не имевших опыта эмоционально близких отношений, которые подвергались систематическому жестокому обращению и насилию, характерна дезорганизованная привязанность. Они не ограничены в своем разрушительном поведении и не испытывают сочувствия к другим. Если же опыт имеется, то нахождение в организации для детей-сирот из-за смерти родителей вызывает у ребенка постоянное переживание состояния фрустрации и предрасположенность к невротическим срывам.

Следствием депривации, испытанной в детском возрасте, являются дефициты: не ощущать свою значимость и важность; плохо различать ощущения тела и понимать сигналы тела, не иметь представлений о том, как можно себе помочь, и не иметь опыта стабилизации своего состояния; не различать эмоции и чувства свои и других людей; быть не способным к эмпатии; не уметь доверять и формировать привязанности; не иметь опыта утешения и поддержки со стороны взрослого.

Насилие, агрессия, сенсорная депривация, социальная изоляция в прошлом ребенка могут влиять на его развитие. Большинство детей в организациях для детей-сирот пережили жестокое обращение, перемещения из одной организации для детей-сирот в другую, повторное возвращение в организацию по причине отмены решения о передаче в семью на воспитание и т.д. Каждый ребенок, который помещается в организацию для сетей-сирот, переживает состояние потери близких людей, разрыва социальных связей.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка, которые не дают чувства защищенности и нужности. Это замедляет, иногда искажает естественный, нормальный ход развития ребенка, так как его психические и физиологические ресурсы уходят на преодоление последствий случившегося. Повышенная тревожность и неумение передать ответственность взрослому ведут к истощаемости. Страдает развитие психических функций (речи, памяти, мышления, внимания), не происходит накопления знаний об окружающем мире, природе, обычного для детей того же возраста, не имеющих негативного семейного опыта. Следствием может быть задержка психического развития, отставание познавательных процессов, общее недоразвитие речи, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения у этих детей.

Полученные психические травмы проявляются в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, быстрой истощаемости нервных процессов, пониженной концентрации внимания. Психологические затруднения могут быть связаны с эмоциональной холодностью, агрессивностью и в то же время повышенной уязвимостью ребенка.

Проявления раздражительности и агрессии, вспышки гнева, преувеличенное реагирование на события и взаимоотношения, обидчивость, провоцирование конфликтов со сверстниками и взрослыми, неумение общаться - частые характеристики поведения детей, находящихся в организации для детей-сирот.

Риски воспитания вне семьи в организации для детей-сирот связаны с закрытостью, ограниченностью среды воспитания, нехваткой развивающих стимулов; высокой концентрацией детей с опытом жестокого обращения; бедностью социальных ролей и однообразием социальной ситуации; подкреплением моделей поведения закрытых социальных групп.

К типичным психологическим затруднениям детей можно отнести: отсутствие доверия к людям, искаженное формирование "Я"-концепции, трудности в составлении профессиональных планов и жизненной перспективы, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свои отношения, низкая самостоятельность в решении жизненно важных задач и др.

На каждом этапе школьного обучения у детей, помещенных в организацию для детей-сирот, возможны трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Для детей с опытом сиротства характерно "неупотребление знаний". Они медленно понимают, механически зазубривают материал, учат материал беспорядочно, из-за плохого понимания материала не могут использовать полученные знания как опору для усвоения нового, применять их на практике, при решении комплексных проблем (В.Н. Ослон). Такое "неиспользование" интеллекта при наличии необходимых умственных возможностей и знаний Л.И. Божович называет "формализмом первого рода", основной характеристикой которого является заучивание [6]. При этом "неупотребление знаний" относилось не только к школе, но и ко всем знаниям, навыкам, сведениям, которые взрослые стараются передать детям. Подробно трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, раскрыты в Методических рекомендациях Минпросвещения России "Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" [28] (Приложение 3).

Помимо нарушений привязанности и травматических нарушений у таких детей в целом нарушена социализация, то есть процесс вхождения в социальную среду, усвоения ими социального опыта, приобщения к системе социальных связей. Процесс социализации осуществляется в деятельности, общении, самосознании. Здесь ребенок действует, познает и общается, расширяя и умножая свои социальные связи. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети-сироты, воспитывающиеся в институциональных условиях [8]. В Приложении 2 приведены возрастные стандарты социализации детей, помещенных в организацию для детей-сирот, отклонения от стандарта, проявления отклонений в поведении, возможные реабилитационно-коррекционные действия.