"Дерево"

Упражнение позволяет проанализировать с детьми, как они видят причины и следствия какой-то ситуации в их жизни.

Необходимые материалы: флипчарт, маркеры.

Последовательность:

1. Нарисовать на большом листе дерево: корни, ствол и уходящие вверх ветки.

2. Объяснить детям, что образ дерева поможет группе определить причины (корни) ситуации, в которой они оказались, и то, как эта ситуация влияет на их жизнь и жизни их близких (ветви).

3. В области корней записать причины ситуации. Для каждой из записанных причин предложить определить ее причину.

4. В области ветвей записать то, что дети говорят о влиянии ситуации на их собственную жизнь и жизнь их близких.

5. Обсудить с детьми получившуюся картину.

Рекомендации к проведению

1. Напомнить детям, что влияние может быть не только отрицательным, но и положительным.

2. Можно выделить отдельные "ветви", чтобы разделить и затем отдельно анализировать опыт разных групп детей, например, мальчиков и девочек.

3. При работе с маленькими детьми, которые еще не умеют читать, попросить их нарисовать, как они видят причины и следствия конфликта и разместить рисунки, соответственно, в корнях и ветвях дерева.

Продолжительность: 30 - 45 минут.