"Самое важное изменение"

Инструмент позволяет определить, какие изменения происходят в жизни детей под влиянием произошедшего события (программы, проекта, тренинга), сравнить опыт разных детей-участников, выявить наиболее типичные и важные.

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, ручки, краски.

Последовательность:

1. Раздать детям листы бумаги, ручки, цветные карандаши или краски. Попросить их нарисовать рисунки, которые бы описывали самое важное изменение (оно может быть и позитивным, и негативным), которое произошло в их жизни в результате участия в событии (программе, проекте, тренинге). Если ребенок не хочет рисовать, он может описать это изменение, как его хочется: просто перечислить основные моменты, написать рассказ или письмо в прозе или стихах.

2. Попросить каждого ребенка рассказать о том, что он нарисовал (прочитал то, что написал). Фасилитатор должен уточнить при необходимости, что, когда, где и почему случилось. Человек, который записывает рассказы детей, должен также сделать пометки, описывающие рассказчика: пол, возраст и т.п.

3. Обсудить сходства и различия в опыте детей, какое (какие) из описанных изменений кажутся наиболее важным всем членам группы.

Рекомендации к проведению

Детям можно дать не только карандаши и краски, но и журналы с картинками, ножницы и клей и предложить сделать коллажи, а не рисунки.

Продолжительность: 1 - 2 часа.