"Цветы поддержки"

Инструмент для анализа, того какую поддержку и у кого получают дети, к кому обращаются за помощью и поддержкой, какие виды помощи и поддержки получают.

Необходимые материалы: флипчарт, маркеры, как вариант - цветная бумага, ножницы и клей, чтобы дети вырезали лепестки их бумаги и писали имена на них.

Последовательность:

1. Дать детям листы бумаги и маркеры. Объяснить, что каждому из них нужно будет нарисовать цветок.

2. Нарисовать круг, который символизирует самого ребенка.

3. Затем вокруг центра ребенок должен написать имена конкретных людей или группы людей (например, родители, учителя в школе), к кому он или она обращаются в трудной ситуации.

4. Нарисовать лепестки, так чтобы каждое имя или название группы оказались внутри своего лепестка. Размер лепестка зависит от того, как часто к этому человеку или группе людей ребенок обращается: чем чаще, тем больше должен быть лепесток.

5. Попросить детей показать свои "цветы" и рассказать, кто и какую поддержку им оказывает в трудные моменты.

6. Предложить группе обсудить вопросы:

- У кого детям проще всего найти поддержку? Почему?

- У кого им сложнее всего получить поддержку? Почему?

- Какая поддержка нужна им в тяжелые моменты?

- Какой поддержки им не хватает?

- Могут ли они получить поддержку у сверстников?

Рекомендации к проведению

Упражнение проводится с небольшой группой детей, лучше приблизительного одного возраста.

Обсуждение может затронуть болезненные для детей аспекты их опыта, поэтому нужно быть очень внимательным к проявлениям чувств и эмоций детей во время упражнения.

Инструмент можно сочетать с разыгрыванием сценок, в которых дети представляют ситуации, когда они в трудной ситуации получают помощь у сверстников.

Продолжительность: 30 - 45 минут.