4. Учет мнения детей

Участие детей в принятии решений - право ребенка, обладающее позитивными следствиями для общества и для ребенка. Научные исследования показывают, что чем больше участие детей в принятии решений, тем лучше их психосоциальное благополучие, а возможность быть услышанным способствует поддержанию психического здоровья ребенка, помогает ему ориентироваться в том, что с ним происходит, и справляться со стрессом, вызванным отделением от родительской семьи [32].

Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка провозглашает право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Это право содержит три основных элемента: 1) ребенку предоставлена информация; 2) ребенку предоставлена возможность выразить свою точку зрения; 3) точка зрения ребенка принята во внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Семейным кодексом Российской Федерации установлено право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 58).

Постановлением Правительства N 481 предусматривается ряд положений, реализация которых осуществляется с учетом мнения ребенка:

временное помещение детей в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей проводится с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста;

обеспечивается предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей;

приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей;

в случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей.

Для оценки участия детей в принятии решений рекомендуется применять лестничные модели: 1) к детям прислушиваются; 2) детей поддерживают в выражении их мнения; 3) мнение детей принимают во внимание; 4) детей вовлекают в процесс принятия решений; 5) дети и взрослые разделяют привилегии и обязанности по участию в принятии решений.

Для участия детей в принятии решений, касающихся их жизни, необходимо создание условий, которые можно рассматривать как этапы:

1) открытость к участию: готовность и намерение взрослого;

2) возможность для участия, наличие "инфраструктуры": знаний, навыков, время, место;

3) обязательства по организации участия: встроенные организационные механизмы, официальная политика.

Объем и эффективность участия детей в значительной степени зависит от профессиональных установок специалистов, работающих с ними.

Участие начинается с повседневности, в которой много возможностей для выбора, совершая который, следуя вслед за сделанным выбором, человек проявляет активность, самостоятельность. В организации для детей-сирот важно не только создавать возможность выбора, но и видеть выбор ребенка, слышать его точку зрения, с учетом мнения ребенка помогать ему осуществлять необходимые действия.

Инструменты, дружественные детям, позволяющие услышать и понять их мнение, представлены в Приложении 6.

Услышать голос ребенка позволяют участие ребенка в консилиумах, документирование его мнения в письменном виде, оценка субъективного благополучия, семейные конференции, восстановительная программа "Круги сообщества" (Н.В. Путинцева).

Основные направления повышения участия детей, помещенных в организации для детей-сирот, связаны с обеспечением специалистов эффективными инструментами и методами, преодолением препятствий (недостаток навыков коммуникации с детьми; участие не рассматривается специалистами как необходимое; убежденность специалиста в том, что участие может навредить ребенку).