Психологическое сопровождение - пролонгированный, динамичный процесс, целостная деятельность психолога, которая сопровождает ребенка на всех этапах жизни в организации для детей-сирот.
На этапе адаптации к организации для детей-сирот важно сформировать у ребенка чувство безопасности. Процесс вхождения в новые условия сложен для ребенка, деятельность психолога должна обеспечить смягчение этого процесса. У ребенка должна появиться уверенность, что здесь его поймут и защитят.
Особенность детской психики заключается в том, что ребенок не может преодолеть последствия негативных событий своей жизни без участия взрослого, которому он может доверять. Важно наличие взрослого, который был бы искренне заинтересован узнать, что чувствует ребенок, помочь ему справиться с трудными переживаниями, поддержать инициативу, осуществить желания. Именно поэтому психологу важно помочь найти ребенку наставника - наиболее близкого сотрудника.
На этапе организации жизни в организации для детей-сирот ребенок находится в состоянии неуверенности и неопределенности, он не знает свою дальнейшую судьбу (что будет дальше? где он будет: тут, вернется к родителям или другим родственникам?). Переживание незнания своей дальнейшей судьбы ведет к ухудшению психического состояния, сомато-вегетативным расстройствам, нарушениям поведения, негативизму и др. Знание ребенком своего истинного положения улучшает его психическое состояние. Благотворно отражается описание простыми словами положения ребенка, почему он тут оказался, где его родители, какие перемены возможны в его жизни.
Основная задача психолога - восстановить последовательность событий жизни ребенка, "обезболить" прошлый опыт и сделать акцент на успехах, положительных событиях. Только когда ребенок осознает себя субъектом построения себя и своей жизни, у него появится мотивация собственного развития, способность преодолевать трудности, делать выбор. В такой ситуации ребенок понимает, почему в организации для детей-сирот конкретные требования и почему их нужно выполнять, что снимает поведенческие нарушения (побеги, агрессивность, конфликты), трудности учебы и профессионального выбора.
Психолог должен учитывать особенности ребенка, обусловленные психической депривацией. Особого внимания требуют дети, пережившие повторное помещение в организацию для детей-сирот в случае отмены решения о передаче в семью на воспитание.
Одновременно с индивидуальной работой с ребенком психолог ведет работу по подготовке окружающего ребенка социума к взаимодействию с этим ребенком: с детьми воспитательной группы, специалистами организации для детей-сирот, образовательной организации, где будет обучаться ребенок, и др. Результаты диагностики и разработанные на их основе рекомендации должны доводиться до специалистов организации для детей-сирот (медицинской службы, воспитателей), педагога-психолога школы.
Психолог координирует свою деятельность с психологической службой образовательной организации, где обучаются дети из организаций для детей-сирот. Психолог организации для детей-сирот должен входить в школьный психолого-педагогический консилиум.
На этапе передачи ребенка в семью на воспитание роль психолога заключается в определении психологической совместимости ребенка и потенциальных замещающих родителей. Предоставление им наиболее полной характеристики ребенка позволит сделать адаптационный период в замещающей семье более благоприятным.
Психолог участвует в подготовке детей к переходу в семью на воспитание, а также одновременно к расставанию специалистов организации для детей-сирот и детей.
В процессе сопровождения замещающей семьи психолог анализирует и прогнозирует ситуацию, обеспечивающую оптимальные условия развития ребенка в семье, определяет методы и средства для достижения намеченных результатов. Оказывает консультативную помощь замещающим родителям в решении конкретных проблем, повышает их родительскую компетентность через индивидуальную и групповую работу. Не менее важна работа, направленная на профилактику эмоционального выгорания замещающих родителей.
Работа с родителями (иными законными представителями) детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот, включает психологическую помощь и мотивирование на повышение ответственности за воспитание и образование детей, развитие родительской привязанности, понимания ребенка, чувствительности к его состоянию, сохранения ребенка как высшей ценности. Психолог участвует в реализации программ восстановления детско-родительских отношений, включая совместные обсуждения, составление плана реабилитации, формировании у ребенка позитивного образа семьи и подготовке его к возвращению в семью.
На этапе подготовки к завершению пребывания в организации для детей-сирот.
У детей, готовящихся к выпуску из организации для детей-сирот, возрастает тревожность, их статус в детском коллективе начинает падать. Цель работы психолога - формирование психологической готовности к выходу из организации, содействие в профессиональном и жизненном самоопределении. На основе оценки готовности к самостоятельной жизни определяются ресурсы выпускника, потребность в психологической помощи и поддержке.
В системе адаптации ребенка к широкому социальному окружению за пределами организации для детей-сирот лучше всего осуществлять деятельность через различные формы досуга, встреч, соревнований и т.д.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей