Документ вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 46, ст. 5554; N 50, ст. 6245; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2019, 2024; 2012, N 31, ст. 4318; N 53, ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4254; 2015, N 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224; 2021, N 18, ст. 3061; N 24, ст. 4188, 4226; N 27, ст. 5159; 2022, N 1, ст. 57; N 12, ст. 1783; N 48, ст. 8325; N 52, ст. 9377; 2023, N 1, ст. 24; N 12, ст. 1878; N 14, ст. 2384; N 32, ст. 6219; 2024, N 6, ст. 765) следующие изменения:

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

1) статью 8 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Ведение реестров сертификатов и документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, оформляемых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

2) дополнить статьей 8.4 следующего содержания:

"Статья 8.4. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники

1. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники (далее - информационная система обязательной сертификации), является единой централизованной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение и использование информации о проведении обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, указанной в подпунктах 2 и 2.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 2.1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса авиационной техники (за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров).

2. Информационная система обязательной сертификации создается в целях:

1) создания и автоматизации единого информационного пространства между участниками обязательной сертификации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственными ему организациями, аккредитованными им сертификационными центрами, а также заявителями на проведение указанной в пункте 1 настоящей статьи обязательной сертификации);

2) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации:

о заявителях на проведение обязательной сертификации и сертификационных центрах;

о заявках на проведение обязательной сертификации;

о документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;

о планировании и ходе выполнения обязательной сертификации;

3) своевременного выявления рисков нарушения процедур (их сроков) при проведении обязательной сертификации и оперативного принятия мер по их предотвращению;

4) доступности информации для участников обязательной сертификации;

5) осуществления контроля достоверности информации, ее полноты и своевременности размещения в информационной системе обязательной сертификации;

6) идентификации и аутентификации пользователей системы (участников обязательной сертификации) в информационной системе обязательной сертификации посредством взаимодействия с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

7) экспертизы и согласования документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;

8) осуществления иных функций при проведении обязательной сертификации.

3. Оператором информационной системы обязательной сертификации является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

4. Субъектами, размещающими информацию в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.

5. Положение об информационной системе обязательной сертификации, утверждаемое Правительством Российской Федерации, должно содержать положения, определяющие порядок использования информационной системы обязательной сертификации, в том числе:

1) порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы обязательной сертификации;

2) порядок, сроки, способы предоставления информации для ее размещения оператором информационной системы обязательной сертификации;

3) порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, в том числе посредством обеспечения доступа к информационной системе обязательной сертификации;

4) состав информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, и порядок размещения такой информации;

5) порядок взаимодействия информационной системы обязательной сертификации с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

6) требования к информационной системе обязательной сертификации, базам данных, входящим в состав информационной системы обязательной сертификации, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу информационной системы обязательной сертификации, оператору информационной системы обязательной сертификации.

6. Обладателем информации, размещаемой в информационной системе обязательной сертификации, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации, а также обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав информационной системы обязательной сертификации, от имени Российской Федерации осуществляются оператором информационной системы обязательной сертификации.

7. Участники обязательной сертификации при формировании (размещении) информации в информационной системе обязательной сертификации используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

8. Информация, содержащаяся в информационной системе обязательной сертификации, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.

9. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Получателями информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.

10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в информационной системе обязательной сертификации.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 3 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

3) статью 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Приостановление и возобновление действия сертификатов, введение и снятие ограничений, внесение изменений в сертификаты и аннулирование сертификатов

1. Действие сертификатов может быть приостановлено и возобновлено, в их действие могут быть введены и сняты ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

3. В сертификаты могут быть внесены изменения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 4 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

4) в пункте 3 статьи 21 слово "для" заменить словами "в целях";

5) в статье 24.1:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Безопасность полетов в гражданской авиации - состояние авиационной транспортной системы, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации гражданских воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, в том числе с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 4 пункта 1 и пункте 3 статьи 8 настоящего Кодекса, снижены до приемлемого уровня безопасности полетов. Показатели приемлемого уровня безопасности полетов в гражданской авиации утверждаются Правительством Российской Федерации.";

б) дополнить пунктами 1.1 - 1.6 следующего содержания:

"1.1. Программа безопасности полетов - совокупность правил и мероприятий, нацеленных на повышение безопасности полетов в гражданской авиации. Программа безопасности полетов утверждается Правительством Российской Федерации.

1.2. Программа безопасности полетов определяет государственную политику и цели в области безопасности полетов гражданских воздушных судов, мероприятия по управлению рисками для безопасности полетов, мероприятия по повышению уровня безопасности полетов для достижения указанных целей и реализации данных мероприятий, задач, популяризации безопасности полетов на государственном уровне. Правительство Российской Федерации ежегодно обновляет программу безопасности полетов по результатам ежегодного проведения оценки эффективности обеспечения безопасности полетов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

1.3. Реализация программы безопасности полетов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации посредством реализации плана мероприятий по безопасности полетов, являющегося составной частью программы безопасности полетов.

1.4. Фактор опасности - состояние или объект, которые могут вызвать авиационное происшествие или инцидент либо способствовать их возникновению.

1.5. Риск для безопасности полетов - предполагаемая вероятность наступления факторов опасности и серьезность последствий воздействия факторов опасности.

1.6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор, регистрацию и анализ данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных, обмен ими в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации и ежеквартально предоставляет эти данные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

в) пункт 2 после слов "юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов," дополнить словами "авиационных двигателей, воздушных винтов,", после слов "аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов," дополнить словами "поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,";

г) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 2 настоящей статьи, предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, данные о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Состав и формат данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

6) в статье 28:

а) в пункте 5 слова "осуществляется постоянный рейд" заменить словами "осуществляются постоянный рейд, обязательный мониторинг", дополнить предложением следующего содержания: "Обязательный мониторинг осуществляется в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и обязанных соблюдать требования, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, а также лиц, имеющих разрешительные документы, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.";

б) пункт 6 после слов "постоянного рейда" дополнить словами ", организации и осуществления обязательного мониторинга";

в) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1. В случае выявления в результате осуществления постоянного рейда нарушений обязательных требований федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан составить акт и выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 7 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

7) пункт 2 статьи 33 изложить в следующей редакции:

"2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации. Правила формирования и ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:

1) требования к форме, структуре и содержанию Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации;

2) состав данных, включаемых в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, порядок их включения в такой реестр и исключения из такого реестра, порядок изменения и предоставления сведений, содержащихся в таком реестре.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

8) в статье 36:

а) абзац первый пункта 1 после слов "при наличии" дополнить словом "действительного";

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Ведение реестров сертификатов летной годности на гражданское воздушное судно возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 9 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

9) пункт 1 статьи 37.1 дополнить предложением следующего содержания: "Соблюдение ограничений и процедур, указанных в настоящем пункте, в случае заключения договора аренды (фрахтования на время) гражданского воздушного судна с экипажем в соответствии со статьей 104.1 настоящего Кодекса возлагается на эксплуатанта, являющегося арендодателем по такому договору.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 10 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

10) дополнить статьей 37.3 следующего содержания:

"Статья 37.3. Обязательное подтверждение соответствия обязательным требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ

1. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие обязательные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее в настоящей статье соответственно - техническое обслуживание, организации по техническому обслуживанию), и правила технического обслуживания должны содержать в том числе:

1) форму заявления на получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, и требования к структуре и содержанию прилагаемых к данному заявлению документов;

2) виды и категории разрешенных работ по техническому обслуживанию, порядок их определения и порядок ограничения сферы деятельности организаций по техническому обслуживанию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган);

3) случаи и порядок согласования уполномоченным органом выполнения технического обслуживания и одобрения уполномоченным органом методов выполнения технического обслуживания;

4) порядок утверждения уполномоченным органом программ подготовки персонала организации по техническому обслуживанию;

5) порядок согласования уполномоченным органом руководства по деятельности организации по техническому обслуживанию и вносимых в него изменений;

6) порядок хранения и учета уполномоченным органом документов, подтверждающих соответствие организаций по техническому обслуживанию требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к сроку хранения данных документов;

7) виды оборудования, инструментов и материалов, получаемых и используемых организацией по техническому обслуживанию, а также требования к ним;

8) формы документов, подтверждающих выполнение технического обслуживания;

9) требования к сроку действия документа, подтверждающего соответствие организации по техническому обслуживанию.

2. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 11 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

11) в пункте 1 статьи 41:

а) в абзаце первом третье предложение исключить;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Порядок формирования и ведения Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:";

в) дополнить абзацами следующего содержания:

"форму заявления, представляемого для государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, включая требования к содержанию прилагаемых к заявлению документов;

требования к форме, структуре и содержанию Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации;

состав данных, включаемых в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, порядок их включения в такой реестр и исключения из такого реестра, порядок изменения и предоставления сведений, содержащихся в таком реестре;

порядок включения типов гражданских воздушных судов в свидетельство о государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации и порядок исключения типов гражданских воздушных судов из свидетельства о государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации.

Ведение Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";

12) в статье 48:

а) слова "Требования к" заменить словами "1. Требования к";

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, должны содержать в том числе:

1) классификацию аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, включая классификацию взлетно-посадочных полос, перечень классов таких аэродромов и критерии отнесения к таким аэродромам, а также требования к таким аэродромам в зависимости от класса;

2) перечень объектов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и расположенных на аэродроме, и требования к данным объектам;

3) порядок введения мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов гражданских воздушных судов при невозможности выполнения обязательных требований к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, включая порядок согласования этих мер с сертификационным центром и уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в том числе требования к плану мероприятий по устранению нарушений (за исключением вызванных географическими особенностями и рельефом местности) с указанием сроков их устранения, в случае:

наличия географических особенностей аэродрома и рельефа местности;

необходимости проведения капитального ремонта аэродрома и (или) замены его оборудования для устранения нарушения;

невыполнения требований, установленных статьей 51 настоящего Кодекса, третьими лицами;

4) требования к составу, расположению сертифицированного светосигнального и метеорологического оборудования, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, а также классификации светосигнального оборудования;

5) требования к маркировке объектов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и расположенных на аэродроме;

6) требования к поверхностям ограничения препятствий и осуществлению контроля за препятствиями;

7) требования к электроснабжению объектов аэродрома, осветительному оборудованию на местах стоянок воздушных судов.";

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 1 п. 13 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

13) в статье 49:

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. "а" п. 13 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

а) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие требования к операторам аэродромов гражданской авиации и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил, должны содержать в том числе:";

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. "б" п. 13 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2025.

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"форму заявления на получение документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил, и требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

требования к оснащению аэродромов гражданской авиации специальной техникой и подготовке персонала для осуществления оператором аэродрома гражданской авиации деятельности по эксплуатации аэродрома гражданской авиации;

порядок подготовки водителей для работы на аэродроме гражданской авиации и руководителей подъезда к воздушным судам и отъезда от воздушных судов.";

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. "в" п. 13 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

в) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Требования к оператору вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

г) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Федеральные авиационные правила, устанавливающие правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации, вертодромов гражданской авиации и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов должны содержать в том числе:

1) порядок аэродромного обеспечения полетов, эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации, посадочной площадки, в том числе в зависимости от характеристик обслуживаемых воздушных судов;

2) требования к лицам, осуществляющим деятельность на аэродроме гражданской авиации, вертодроме гражданской авиации, посадочной площадке;

3) порядок организации движения воздушных судов, специального транспорта, средств механизации по аэродрому гражданской авиации;

4) порядок обновления маркировки аэродромов гражданской авиации, вертодромов гражданской авиации, посадочных площадок, препятствий и иных объектов, определенных федеральными авиационными правилами;

5) требования к материалам для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродрома гражданской авиации и методы их испытаний;

6) требования к эксплуатации электрического оборудования, осветительного оборудования на местах стоянок воздушных судов, а также к эксплуатации систем светосигнального и метеорологического оборудования, радиотехнического оборудования;

7) форму технологии взаимодействия аэродромной службы с органом обслуживания воздушного движения, функционирующим на аэродроме гражданской авиации, вертодроме гражданской авиации и посадочной площадке, и другими наземными службами, обеспечивающими полеты воздушных судов, и требования к содержанию данной технологии;

8) формы журнала учета и контроля выполняемых работ по текущему ремонту элементов летного поля аэродрома гражданской авиации, журнала учета состояния летного поля аэродрома гражданской авиации, альбома технологических карт на снегоуборочные и льдоуборочные работы, порядок их подготовки, заполнения и ведения;

9) форму акта выявленных дефектов искусственных покрытий элементов летного поля аэродрома гражданской авиации, порядок подготовки и заполнения данного акта;

10) порядок предоставления сведений о состоянии летного поля аэродрома гражданской авиации, требования к форме предоставления таких сведений, заполнению необходимых документов, структуре и содержанию таких документов;

11) порядок проведения измерений коэффициента сцепления на взлетно-посадочной полосе аэродрома гражданской авиации, измерений прочности грунтовых элементов летного поля аэродрома гражданской авиации, измерений прочности снега;

12) требования к структуре и содержанию плана зимнего содержания аэродрома гражданской авиации, его форму, порядок ведения и заполнения данного плана;

13) порядок обустройства аэродромов гражданской авиации и посадочных площадок, расположенных в акватории;

14) порядок организации эвакуации воздушного судна, потерявшего способность двигаться.";

14) статью 52 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, с учетом норм трудового законодательства.";

15) в пункте 1.3 статьи 53:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1.3. Члены летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, члены экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, за исключением беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеры управления воздушным движением в целях определения их годности к выполнению работ по соответствующим должностям и выполнению функций, предусмотренных свидетельствами, проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса.";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Члены летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, и диспетчеры управления воздушным движением при приеме на работу проходят профессиональный отбор.

Порядок проведения профессионального отбора лиц, указанных в настоящем пункте, в том числе порядок определения их психофизиологических качеств, порядок психофизиологического обследования указанных лиц, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

16) в статье 54:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, форма заявления, предоставляемого указанными организациями в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов, и срок действия документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, требованиям федеральных авиационных правил, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, к применению в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:

1) форму заявления, представляемого в целях допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

2) перечень тренажерных устройств имитации полета, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, осуществляется допуск к их применению;

3) порядок проведения оценки тренажерных устройств имитации полета, включая их летную и техническую оценки;

4) требования к документам, оформляемым по результатам оценки тренажерных устройств имитации полета, включая формы таких документов;

5) требования к документам, предоставляемым в целях получения допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, включая требования к их содержанию.";

в) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1. Требования к тренажерным устройствам имитации полета и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:

1) уровни имитации условий полета и работы систем гражданского воздушного судна;

2) уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по типам тренажеров самолетов;

3) уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров вертолетов и виды подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по типам тренажеров вертолетов;

4) типы тренажеров, указанных в настоящем пункте, а также виды подготовки и контроля профессиональных навыков специалистов авиационного персонала гражданской авиации, определяемые по уровню имитации характеристик;

5) минимальные требования к составу тренажеров и их характеристикам для каждого типа тренажера самолета и тренажера вертолета;

6) требования к допустимым значениям условий полета и работы систем воздушного судна, имитируемых тренажерами и измеряемых техническими средствами измерения значений;

7) требования к техническим средствам, в том числе к средствам измерения, и методам измерения значений характеристик, имитируемых тренажерами;

8) критерии летных оценок на соответствие типу тренажеров самолетов и тренажеров вертолетов.";

17) в статье 61:

а) абзац второй пункта 3 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";

б) дополнить пунктами 5 - 7 следующего содержания:

"5. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие требования к эксплуатанту, осуществляющему коммерческие воздушные перевозки, и порядок выдачи ему документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, должны содержать в том числе:

1) форму заявления, предоставляемого эксплуатантом в целях подтверждения его соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

2) случаи и порядок проведения оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта, показатели, используемые для такой оценки, и перечень сведений о данных показателях;

3) перечень международных, иностранных и иных организаций, по договору воздушной перевозки груза с которыми эксплуатант осуществляет перевозку грузов;

4) требования к сроку действия документа, подтверждающего соответствие эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил.

6. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие требования к эксплуатанту, выполняющему авиационные работы, и порядок выдачи ему документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, должны содержать в том числе:

1) форму заявления, предоставляемого эксплуатантом в целях подтверждения его соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

2) требования к сроку действия документа, подтверждающего соответствие эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил.

7. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие требования к эксплуатанту, выполняющему полеты в целях авиации общего назначения (далее в настоящей статье - эксплуатант авиации общего назначения), и порядок выдачи ему свидетельства (за исключением эксплуатантов, выполняющих полеты с использованием легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения), подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, должны содержать в том числе:

1) форму заявления, предоставляемого эксплуатантом авиации общего назначения в целях подтверждения его соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

2) форму свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения и требования к сроку его действия;

3) порядок приостановления действия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, аннулирования свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения, а также порядок возобновления и продления его действия;

4) порядок внесения изменений в свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 18 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

18) пункт 4 статьи 64 изложить в следующей редакции:

"4. Сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Государственное регулирование тарифов и сборов за оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации:

порядком государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства;

порядком государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;

порядком расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, а также порядком расходования указанных средств.

Расчет, формирование, аккумулирование, расходование средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, или подведомственной ему организацией в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по расчету, формированию, аккумулированию и расходованию средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 19 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

19) абзац первый пункта 1 статьи 67 дополнить словами "в электронном виде или на бумажном носителе";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 20 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

20) статью 68 дополнить словами ", утверждаемыми в области гражданской авиации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в области государственной авиации уполномоченным органом в области обороны, в области экспериментальной авиации уполномоченным органом в области оборонной промышленности";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 21 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

21) дополнить статьей 68.1 следующего содержания:

"Статья 68.1. Порядок подготовки и выполнения контрольного полета (облета)

1. Контрольный полет (облет) гражданского воздушного судна - полет гражданского воздушного судна, выполняемый в целях подтверждения годности воздушного судна после выполнения работ при его техническом обслуживании, перечень которых устанавливается эксплуатационной документацией воздушного судна, а также в целях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных экипажей гражданских воздушных судов с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки.

2. Контрольный полет (облет) воздушного судна государственной авиации - полет воздушного судна государственной авиации, выполняемый в целях удостоверения годности воздушного судна государственной авиации к эксплуатации в случаях, определенных эксплуатационной документацией воздушного судна государственной авиации, а также в случаях, установленных уполномоченным органом в области обороны.

3. Порядок подготовки и выполнения контрольного полета (облета) гражданского воздушного судна устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

4. Порядок подготовки и выполнения контрольного полета (облета) воздушного судна государственной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области обороны.

5. Организация контрольного полета (облета) гражданского воздушного судна осуществляется эксплуатантами, владельцами гражданских воздушных судов.

6. Организация контрольного полета (облета) воздушного судна государственной авиации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении которых находится государственная авиация.";

22) статью 69 дополнить пунктом 2.3 следующего содержания:

"2.3. Порядок предоставления метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должен содержать в том числе:

1) требования к метеорологической информации, предоставляемой для обеспечения полетов воздушных судов, аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, включая требования к содержанию такой метеорологической информации в зависимости от лиц, которым она предоставляется, а также к условиям ее предоставления;

2) требования к инструкции по метеорологическому обеспечению полетов, включая требования к ее содержанию, порядок согласования и утверждения;

3) виды сообщений о результатах регулярных и специальных наблюдений за состоянием погоды на аэродроме;

4) содержание местных регулярных и специальных сводок, аэродромных климатических сводок;

5) требования к авиационной климатологической информации;

6) требования к аэродромным климатологическим таблицам, включая требования к их содержанию.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 23 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

23) статью 71 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. Ведение реестра разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

4. Порядок ведения реестра разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах, форма и порядок выдачи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:

1) форму заявления на предоставление разрешения на бортовую радиостанцию, используемую на гражданских воздушных судах, форму и требования к структуре и содержанию прилагаемых к заявлению документов;

2) требования к сроку действия разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах.";

24) дополнить статьей 101.1 следующего содержания:

"Статья 101.1. Допуск перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, утверждает федеральные авиационные правила, устанавливающие порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - допуск).

2. Решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска принимаются в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, межведомственной комиссией по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (далее - межведомственная комиссия по допуску). В состав межведомственной комиссии по допуску входят представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

3. Положение о межведомственной комиссии по допуску утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

4. Выдачу допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв ранее выданного допуска, введение ограничений в условия ранее выданного допуска в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

5. Федеральные авиационные правила должны содержать в том числе:

1) форму заявления на получение допуска, внесение изменений в условия ранее выданного допуска, отзыв допуска, включая требования к структуре и содержанию прилагаемых к данному заявлению документов;

2) порядок предоставления, распределения, перераспределения, сокращения частот полетов перевозчиков;

3) критерии оценки перевозчиков для выдачи допуска, внесения изменений в условия ранее выданного допуска;

4) требования к содержанию допуска и сроку действия допуска.

6. Решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска принимаются на основании договоренностей между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и уполномоченным ведомством в сфере гражданской авиации иностранного государства, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации в федеральную государственную информационную систему допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 25 ст. 1 вступает в силу с 01.03.2026.

25) дополнить статьей 101.2 следующего содержания:

"Статья 101.2. Федеральная государственная информационная система допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты

1. Федеральная государственная информационная система допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - система допуска) является системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и использование информации о воздушных перевозках, перевозчиках и выданных им допусках.

2. Пользователями системы допуска являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, перевозчики.

3. Положение о системе допуска утверждается Правительством Российской Федерации и должно содержать в том числе:

1) порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации системы допуска, состав сведений, размещаемых в системе допуска;

2) порядок, сроки, способы представления информации для ее размещения оператором системы допуска в системе допуска;

3) порядок предоставления пользователям системы допуска информации, содержащейся в системе допуска, в том числе посредством обеспечения доступа к системе допуска;

4) состав информации, содержащейся в системе допуска;

5) порядок взаимодействия системы допуска с другими информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

6) требования к системе допуска, к базам данных, входящим в состав системы допуска, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу системы допуска, к оператору системы допуска.

4. Оператором системы допуска является федеральный орган, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

5. Виды информации, размещаемой в системе допуска:

1) реквизиты решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска;

2) дата принятия решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска;

3) наименование перевозчика;

4) международная воздушная линия;

5) количество рейсов в неделю;

6) тип выполнения перевозки;

7) периодичность выполнения перевозки;

8) срок действия допуска;

9) сведения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска.

6. Обладателем информации, размещаемой в системе допуска, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в системе допуска, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

7. Информация, содержащаяся в системе допуска, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.

8. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в системе допуска, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

9. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в системе допуска.

10. Нормативы финансовых затрат на обеспечение эксплуатации и развития системы допуска, правила расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели утверждаются Правительством Российской Федерации.";

КонсультантПлюс: примечание.

П. 26 ст. 1 вступает в силу с 01.09.2024.

26) дополнить статьей 104.1 следующего содержания:

"Статья 104.1. Договор аренды (фрахтования на время) гражданского воздушного судна с экипажем для осуществления внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты

1. По договору аренды (фрахтования на время) гражданского воздушного судна с экипажем (далее в настоящей статье - договор аренды воздушного судна с экипажем) одна сторона (арендодатель) за плату и на определенный срок предоставляет другой стороне (арендатору) в пользование гражданское воздушное судно, а также оказывает услуги членов экипажа гражданского воздушного судна для осуществления внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.

2. В договоре аренды воздушного судна с экипажем должны быть указаны наименования сторон, обязанность арендатора по организации наземной обработки багажа, грузов и почты, порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения договора аренды воздушного судна с экипажем и иные условия, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и которые стороны признали существенными.

3. В течение срока аренды по договору аренды воздушного судна с экипажем арендатор от своего имени заключает договоры воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Арендодателем по договору аренды воздушного судна с экипажем является эксплуатант, имеющий предоставляемое гражданское воздушное судно на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании.

5. Арендатором по договору аренды воздушного судна с экипажем является эксплуатант, которому гражданское воздушное судно предоставлено для осуществления внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.

6. Арендодатель и арендатор должны в течение срока аренды воздушного судна с экипажем иметь действующие сертификаты эксплуатантов, выданные в порядке, установленном настоящим Кодексом. Приостановление либо аннулирование сертификата эксплуатанта любой из сторон договора аренды воздушного судна с экипажем, приостановление либо аннулирование сертификата летной годности гражданского воздушного судна, предоставленного по договору аренды воздушного судна с экипажем, влечет за собой прекращение договора аренды воздушного судна с экипажем.

7. Гражданское воздушное судно, предоставляемое по договору аренды воздушного судна с экипажем, не включается в сертификат эксплуатанта арендатора.

8. При исполнении обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем обязанность по соблюдению требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты, установленных пунктами 5, 6 статьи 64, статьями 102, 103, 105 - 113, 133 и 134 настоящего Кодекса, требований к наземному обслуживанию, установленных пунктом 7 статьи 37.1 настоящего Кодекса, возлагается на арендатора.

9. При исполнении обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем обязанность по соблюдению требований и условий, указанных в пункте 2 статьи 28 настоящего Кодекса, за исключением требований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, возлагается на арендодателя.

10. При исполнении обязательств по договору аренды гражданского воздушного судна с экипажем в течение срока аренды арендодатель обязан:

1) обеспечивать поддержание летной годности гражданского воздушного судна, предоставленного по договору аренды воздушного судна с экипажем, техническое обслуживание гражданского воздушного судна, предоставленного по договору аренды воздушного судна с экипажем, в соответствии со статьями 37.1 и 37.2 настоящего Кодекса;

2) обеспечивать соответствие членов экипажа гражданского воздушного судна, предоставленного по договору аренды воздушного судна с экипажем, требованиям, установленным федеральными авиационными правилами;

3) обеспечивать функционирование системы управления безопасностью полетов воздушных судов в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса.

11. Члены экипажа гражданского воздушного судна, предоставленного в аренду по договору аренды воздушного судна с экипажем, в течение срока аренды остаются работниками арендодателя. Если договором аренды воздушного судна с экипажем не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель.

12. За арендодателем сохраняются все обязанности работодателя перед членами летных и кабинных экипажей, в том числе по установлению гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.

13. Обязанность по соблюдению требований к обязательному страхованию жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна, предусмотренных статьей 132 настоящего Кодекса, возлагается на арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды воздушного судна с экипажем.

14. Ответственность перед пассажирами, грузоотправителями, грузовладельцами в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 116, со статьей 117, с пунктами 1 - 3 статьи 118, со статьями 119, 120, 122, 123 - 127.1, с пунктом 1 статьи 130 настоящего Кодекса несет арендатор. Установление указанной ответственности арендатора не исключает право пассажира, грузовладельца и грузоотправителя или иных лиц предъявить требования к арендодателю и (или) иному лицу, причинившим вред, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".

15. Арендатор вправе требовать возмещения от арендодателя или иного лица, действия или бездействие которых повлекли за собой ненадлежащее исполнение арендатором договоров воздушной перевозки пассажира, багажа, груза, почты, расходов, понесенных арендатором в связи с ненадлежащим исполнением арендатором таких договоров, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

16. Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации гражданского воздушного судна, а также обязанность по страхованию ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса несет арендодатель. Установление ответственности арендодателя не исключает прав третьих лиц на предъявление требований к арендатору и (или) иному лицу, причинившим вред, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".

17. Арендодатель вправе требовать возмещения от арендатора, действия или бездействие которого повлекли за собой причинение вреда жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, расходов, понесенных арендодателем в связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Арендатор вправе застраховать свою ответственность перед арендодателем.

18. Договор аренды воздушного судна с экипажем заключается в письменной форме.

19. При исполнении обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем обязанность по соблюдению требований, установленных пунктом 1 части 3, пунктами 1, 3 части 3.1, частями 5, 5.1, 5.1-1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 6.1 статьи 11, пунктом 5 части 2 статьи 12, частями 2, 11 статьи 12.2, частью 15 статьи 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", возлагается на арендатора. Обязанность по соблюдению иных требований, не указанных в настоящем пункте, установленных Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и предъявляемых к перевозчикам, субъектам транспортной инфраструктуры, возлагается на арендодателя.

20. Доходы, полученные в результате аренды воздушного судна с экипажем, являются собственностью арендатора.

21. Арендодатель в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения, расторжения договора аренды воздушного судна с экипажем должен направить уведомление в произвольной форме, содержащее информацию о реквизитах договора аренды воздушного судна с экипажем, его сторонах с указанием государственного и регистрационного опознавательных знаков гражданского воздушного судна, предоставленного в аренду, и с приложением перечня обязанностей, принятых каждой из сторон договора аренды воздушного судна с экипажем, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, посредством почтового отправления или направления электронного сообщения, подписанного простой электронной подписью, по адресу электронной почты, размещенному на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

22. Требования, установленные абзацем первым пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются к случаям предоставления арендодателем гражданского воздушного судна по договору аренды воздушного судна с экипажем в порядке, установленном настоящей статьей.".