1. Общие положения

1.1. Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень) разработан в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", подпунктом 5.4.7 пункта 5 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418, с учетом положений приказа Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения", приказа Федерального архивного агентства от 28 декабря 2021 г. N 142 "Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, состав и сроки хранения отдельных видов документов.

1.2. Перечень включает документы, образующиеся в процессе деятельности структурных подразделений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) и подведомственных ему организаций.

1.3. Перечень является основным правовым актом, устанавливающим сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности Министерства Российской Федерации с учетом практических задач хранения документов и их исторической ценности. Перечень предназначен для использования в работе Центральной экспертной комиссии Министерства, экспертных комиссий подведомственных Министерству организаций и экспертно-проверочных комиссий федеральных государственных архивов.

1.4. Перечень построен по функционально-отраслевому принципу и представляет собой систематизированный перечень разделов и подразделов, отражающих основные направления деятельности Министерства и подведомственных ему организаций.

1.5. Перечень содержит 22 раздела.

Раздел 1 "Организация системы управления" включает документы, отражающие вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности, распорядительную деятельность, организационные основы управления, включая создание (ликвидацию) организаций, организацию их деятельности, управление и распоряжение имуществом, осуществление функции контроля, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов, а также документы по проектированию, разработке, внедрению и эксплуатации информационных технологий.

Раздел 2 "Планирование деятельности" содержит документы, отражающие вопросы прогнозирования, перспективного и текущего планирования, отчетности о выполнении планов, ценообразования, документы, образующиеся в деятельности Министерства и подведомственных ему организаций при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также документы, необходимые для получения грантов.

Раздел 3 "Финансирование деятельности" содержит документы о формировании бюджетов, о разработке и изменении финансовых планов, о финансовом обеспечении деятельности Министерства и подведомственных ему организаций, финансовой отчетности, а также документы о кредитах и задолженностях.

Раздел 4 "Учет и отчетность" включает документы по бухгалтерскому, статистическому учету и отчетности, учету оплаты труда, документы по налогообложению, а также по учету имущества.

Раздел 5 "Международное сотрудничество" содержит документы об организации и осуществлении международного сотрудничества, участии в работе международных организаций.

Раздел 6 "Информационная деятельность" содержит документы по освещению деятельности Министерства и подведомственных ему организаций в средствах массовой информации, глобальных сетях, об участии в выставках, ярмарках, презентациях.

Раздел 7 "Трудовые отношения" включает документы об организации труда и служебной деятельности, нормировании труда, тарификации, оплате и охране труда.

Раздел 8 "Кадровое обеспечение" содержит документы о приеме, переводе на другую работу (перемещении), увольнении работников, кадровом учете, противодействии коррупции, аттестации, повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников, независимой оценке квалификации, награждении.

Раздел 9 "Координация и реализация национальных программ Российской Федерации" включает документы по вопросам координации и реализации национальных программ, обеспечения взаимодействия участников, осуществления аналитического и методологического сопровождения проектов в рамках национальных программ.

Раздел 10 "Развитие отрасли информационных технологий" содержит документы по вопросам разработки и внедрения цифровых технологий и отечественного программного обеспечения на российском рынке, импортозамещения в сфере программного обеспечения.

Раздел 11 "Деятельность в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций" включает документы по вопросам организации аналитической и проектной работы в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, цифровой трансформации и внедрения современных технологий в медиаотрасли, поддержки производства и распространения отечественного аудиовизуального контента, средств массовой информации, защиты детей от негативной информации.

Раздел 12 "Обеспечение информационной безопасности" включает документы по вопросам развития и внедрения отраслевых стандартов, противодействия угрозам кибермошенничества, повышения уровня защищенности объектов критической информационной инфраструктуры, методическое обеспечение защиты государственных информационных систем и ресурсов.

Раздел 13 "Государственное регулирование рынка телекоммуникаций" содержит документы по вопросам государственного регулирования использования радиочастотного спектра, контрольной и разрешительной деятельности в сфере связи, обеспечения функционирования сетей связи и метрологии, деятельности Администрации связи, тарифного регулирования услуг связи.

Раздел 14 "Обеспечение функционирования и развития единой информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры государственных органов" содержит документы по вопросам обеспечения функционирования и развития единой информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры государственных органов.

Раздел 15 "Развитие инфраструктуры электронного правительства" содержит документы по вопросам эксплуатации электронного правительства, цифровизации государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности, развития цифровых сервисов для избирателей и в социальной сфере.

Раздел 16 "Государственное регулирование почтовой отрасли" включает документы, касающиеся регулирования почтовой отрасли.

Раздел 17 "Образовательная деятельность" содержит документы по организации и осуществлению образовательной деятельности, разработке и реализации образовательных программ, научно-методическому обеспечению системы образования, порядку обучения и аттестации обучающихся.

Раздел 18 "Научно-исследовательская деятельность" включает документы, отражающие организацию, проведение и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрение результатов НИОКТР в производство, оказание научно-консультационных услуг.

Раздел 19 "Материально-техническое обеспечение деятельности" включает документы, образующиеся в ходе обеспечения Министерства и подведомственных ему организаций необходимыми материалами (сырьем), оборудованием и другой продукцией, а также о работе по организации хранения материальных ценностей.

Раздел 20 "Административно-хозяйственное обеспечение деятельности" содержит документы по вопросам эксплуатации зданий, строений, сооружений, организации работы по проектированию, строительству, реконструкции, реставрации и ремонту объектов, транспортному обслуживанию, информационно-коммуникационному обеспечению, что включает производственно-эксплуатационную деятельность, производственную инфраструктуру (топливо, энергетика).

Раздел 21 "Обеспечение режима безопасности, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" содержит документы по организации охраны, пропускного режима, антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, оборота оружия.

Раздел 22 "Социально-бытовые вопросы" включает документы по социальному страхованию, социальной защите, обеспечению жильем и коммунальным услугам.

1.6. Перечень имеет 5 граф:

В графе 1 указаны номера статей. Статьям в Перечне присвоена единая сквозная нумерация.

В графе 2 приведены виды документов. Документы в разделах и подразделах Перечня расположены по степени значимости вопросов и видов документов.

При объединении в одной статье разных видов документов по одному и тому же вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, указывается наименование "документы", а в скобках перечисляются основные виды документов.

В графе 3 указаны сроки хранения документов в центральном аппарате Минцифры России.

В графе 4 указаны сроки хранения документов в подведомственных организациях и их филиалах (подразделениях).

В графе 5 даны примечания, уточняющие или комментирующие сроки хранения документов.

1.7. Сроки хранения документов, указанные в Перечне, исчисляются с 1 января года, следующего за годом их окончания в делопроизводстве.

Предусмотренная Перечнем отметка "ЭПК" (экспертно-проверочная комиссия), сопровождающая в отдельных случаях сроки временного хранения документов, означает, что в отличие от других документов временного срока хранения, отдельные документы из этой группы по своему содержанию могут иметь не только практическое значение, но и научно-историческую ценность. В этом случае документы в обязательном порядке подлежат изучению Центральной экспертной комиссией Министерства и экспертными комиссиями организаций, подведомственных Министерству в целях решения вопроса об их отнесении к документам постоянного хранения или возможности выделения к уничтожению.

Если организация передает свои документы на хранение в государственный архив, то этот вопрос в обязательном порядке согласовывается с экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов.

До решения соответствующей комиссии уничтожение документов, для которых установлены сроки хранения с отметкой "ЭПК", не может быть осуществлено.

Временный срок хранения с отметкой "ЭПК" для документов подведомственных организаций, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, устанавливается с отметкой "ЭК".

Срок хранения "Постоянно" означает, что указанные документы, образовавшиеся в деятельности источников комплектования государственных архивов, подлежат передаче на постоянное хранение в эти архивы после истечения сроков их временного хранения в организациях.

Организации, документы которых не поступают на хранение в государственные архивы, хранят документы, которым в Перечне установлен срок хранения "Постоянно", до ликвидации организации. Определение сроков и места дальнейшего хранения этих документов после ликвидации организации устанавливается только после проведения их экспертизы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Срок хранения "До ликвидации организации" означает, что документы длительной практической значимости, необходимые для функционирования организации на протяжении всего ее существования, хранятся в организации до ее ликвидации, а после ликвидации организации подлежат возможному включению в состав Архивного фонда Российской Федерации на основе экспертизы их ценности.

Документы, присланные для сведения или руководства в работе, имеют срок хранения "До минования надобности". Срок хранения "До минования надобности" означает, что документы имеют только практическое значение. Срок их хранения может быть определен организацией, но должен составлять не менее 1 года.

Срок хранения "До замены новыми" означает, что документы должны храниться до их замены новыми.

Срок хранения 50/75 лет, установленный для документов по личному составу, означает следующее:

срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством до 1 января 2003 г., составляет 75 лет;

срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством после 1 января 2003 г., составляет 50 лет;

по истечении данных сроков хранения документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности источников комплектования государственных архивов, подлежат экспертизе ценности.

Срок хранения книг, журналов, карточек учета и/или регистрации документов исчисляется с даты внесения последней записи при условии завершения всех записанных в них операций.

Срок хранения электронных документов аналогичен сроку хранения документов на бумажном носителе. Некоторые виды документов, приведенные в Перечне, могут создаваться, обрабатываться, храниться и использоваться только в электронном виде, без аналога на бумажном носителе.

Сокращение сроков хранения, установленных Перечнем, запрещается.

Организации вправе продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы ценности документов. Продление установленных Перечнем сроков хранения допускается в тех случаях, когда это обусловлено особенностями работы конкретной организации и ее практическими потребностями.

Сроки хранения новых категорий документов, образовавшихся в деятельности Министерства и подведомственных ему организаций в результате возникновения новых функций и видов деятельности после издания Перечня, вводятся в Перечень в виде дополнений и изменений только по решению Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве.

1.8. Для удобства пользования Перечнем к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания со ссылками на номера соответствующих статей Перечня.