Письмо Госналогслужбы РФ от 23.09.1994 N ВГ-6-14/361 "Об итогах контрольной работы налоговых органов в первом полугодии 1994 года"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 сентября 1994 г. N ВГ-6-14/361

ОБ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ

ОРГАНОВ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 1994 ГОДА

Итоги работы за I полугодие 1994 года свидетельствуют о том, что налоговыми органами России принимались меры по дальнейшему усилению и совершенствованию контроля за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, соблюдением налогового законодательства, что в целом обеспечило повышение его результативности.

В первом полугодии 1994 года в бюджетную систему мобилизовано 44,6 трлн. руб., или в 3,9 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 1993 года. Документальными проверками было охвачено 195 тыс. плательщиков налога на добавленную стоимость, или 9,7% от зарегистрированного количества, и 202 тыс. плательщиков налога на прибыль, или 9,9 процента. При этом налоговыми органами Чувашской Республики было проверено соответственно 26,1% и 26,4%, Брянской области - 20,9% и 22,2%, Алтайского края - 19,9% и 19,7% плательщиков этих налогов.

По результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей с учетом финансовых санкций на сумму 11,7 трлн. рублей. Наибольшие суммы доначислены налоговыми органами Ханты-Мансийского автономного округа - 1205 млрд. руб., Ямало-Ненецкого автономного округа - 1017 млрд. руб., Самарской области - 551 млрд. руб., Красноярского края - 537 млрд. рублей. Удельный вес доначисленных платежей в общей сумме поступивших налогов возрос и составил 26,3% против 6,7% в первом полугодии 1993 года. Доля указанных доначислений, произведенных налоговыми органами Томской области, возросла с 8,3% до 43,1%, Кемеровской области - с 6,0% до 42,2%, Челябинской области - с 9,3% до 39,9 процента.

Сумма доначисленных платежей в расчете на одну документальную проверку в среднем по России в первом полугодии 1994 года составила по налогу на добавленную стоимость 7,5 млн. руб. и по налогу на прибыль - 12,0 млн. руб., а по Нижегородской области указанные показатели достигли 47,4 и 36,6 млн. руб., Мурманской области - 24,1 и 27,5 млн. руб., Хабаровскому краю - 23,5 и 54,5 млн. рублей. В целом по России сумма дополнительных платежей, приходящаяся на одного работника инспекторского состава (включая руководителей), увеличилась против первого полугодия прошлого года в 12,2 раза и составила 91,6 млн. рублей.

Отчетные данные свидетельствуют также о большой работе, проделанной налоговыми органами по привлечению налогоплательщиков к материальной и другой ответственности при выявлении фактов нарушения ими налогового законодательства. В первом полугодии 1994 года предъявлено финансовых и штрафных санкций на сумму 9,6 трлн. руб., их доля в сумме дополнительно начисленных платежей составила 81,6% против 66,3% в первом полугодии 1993 года. В этом же периоде 261 тыс. должностных лиц предприятий и организаций и 167 тыс. физических лиц были привлечены к административной ответственности - им было предъявлено штрафов на сумму 19,3 млрд. руб. (в первом полугодии 1993 г. - 6,5 млрд. руб.); 217 тыс. раз приостанавливались операции предприятий и организаций в банковско-кредитных учреждениях (в первом полугодии 1993 г. - 190 тыс. раз); 23,3 тыс. материалов проверок были направлены в правоохранительные органы (в первом полугодии 1993 г. - 11,6 тыс. материалов).

Анализ результатов контрольной работы показывает, что нарушения налогового законодательства в большей степени (66%) допускают акционерные общества и другие коммерческие структуры. Доля доначисленных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в государственных и муниципальных предприятиях в первом полугодии 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом 1993 г. снизилась с 60 до 32 процентов.

Нарушения налогового законодательства осуществляются, в основном, путем неполного отражения в учете и налоговых расчетах выручки от реализации продукции, доходов от внешнеэкономической деятельности и внереализационных операций, завышения себестоимости на сумму расходов, не относящихся к производству продукции, работ и услуг, занижения налогооблагаемого оборота, неправильного применения льгот и ставок налогов и др.

Отдельными документальными проверками вскрываются грубейшие нарушения налогового законодательства и доначисляются платежи в крупных размерах, что свидетельствует о правильном выборе объектов проверок и надлежащей подготовке специалистов к их проведению.

При проверке акционерного общества "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" старшим госналогинспектором Ячная Е.А. и госналогинспектором Груздевой Л.И. Госналогинспекции по Пермской области установлено занижение прибыли на 8,8 млрд. руб., которое было допущено за счет применения неправильного курса при пересчете в рубли полученной валютной выручки. Вместе с финансовыми санкциями обществу предъявлено платежей в бюджет на сумму 39,5 млрд. рублей.

В акционерном обществе "Северсталь" (г. Череповец) проверкой выявлено занижение налогооблагаемой прибыли за счет неполного отражения в учете выручки от реализации продукции и внереализационных доходов и отнесения на себестоимость продукции расходов, не относящихся к ее производству, занижение налога на добавленную стоимость, налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной и других налогов и обязательных платежей. В ходе проверки акционерному обществу доначислены платежи в бюджет на сумму 24,2 млрд. руб., в том числе финансовых санкций - 17,5 млрд. рублей. Проверка акционерного общества проводилась бригадой специалистов областной, городской и районных налоговых инспекций под руководством начальника отдела госналогинспекции по Вологодской области Лисициной Н.И.

Челябинским акционерным обществом "Мечел" при реализации продукции по ценам не выше ее фактической себестоимости сумма выручки для целей налогообложения не рассчитывалась по рыночным ценам, что привело к занижению налогооблагаемой прибыли; предъявлялся к возмещению налог на добавленную стоимость по услугам непроизводственного характера, допускались другие нарушения налогового законодательства. По итогам проверки доначислено платежей на сумму 8,1 млрд. руб., в том числе финансовых санкций - 6,7 млрд. рублей. Проверка проведена главным госналогинспектором Бировой Л.Е., старшими госналогинспекторами Андриковой Л.Ю. и Корнеевой Л.М. Госналогинспекции по Металлургическому району г. Челябинска.

Начальником отдела налогообложения физических лиц Госналогинспекции по г. Гагарину и Гагаринскому району Смоленской области Матюшкиным Е.А. при проверке правильности уплаты налогов предпринимателем Ложкиным В.А. было выявлено, что последним в сумму совокупного дохода за 1993 год не полностью включена выручка от продажи товаров торговым предприятиям. По результатам проверки ему дополнительно начислены платежи в бюджет, включая финансовые санкции, в сумме 2,2 млрд. рублей.

В первом полугодии 1994 г. от госналогинспекций по субъектам Российской Федерации поступило 444 срочных сообщения о крупных нарушениях налогового законодательства, доначисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды по которым составили 1021 млрд. руб., в том числе финансовые санкции - 739 млрд. рублей. Наибольшие суммы доначислены налоговыми органами Челябинской, Самарской, Мурманской, Пермской областей и Красноярского края.

В текущем году государственными налоговыми инспекциями принимались меры по усилению методической и практической помощи низовым налоговым органам по совершенствованию организации проведения документальных проверок налогоплательщиков, в том числе во взаимодействии с другими контролирующими органами, что положительно повлияло на их результативность. В региональной, городских и районных налоговых инспекциях Республики Коми созданы специальные оперативные группы из квалифицированных специалистов для проверки соблюдения налогового законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, утверждены графики их работы. Только в январе - апреле т.г. указанными группами проведены проверки 33-х налогоплательщиков, по результатам которых доначислено платежей, включая финансовые санкции, 11,9 млрд. руб., из них взыскано 9,9 млрд. руб., или 83 процента.

Госналогинспекцией по Новгородской области подготовлено и направлено налоговым инспекциям по районам и городам 5 обзорных писем о результатах контрольной работы, характерных нарушениях налогового законодательства, формах и методах уклонения юридических и физических лиц от налогообложения.

Налоговыми органами Вологодской области в первом полугодии т.г. было проведено 113 совместных документальных проверок, в том числе с участием работников финансовых органов - 36, банков - 2, правоохранительных органов - 57.

В первом полугодии 1994 года в целом по России налоговыми органами совместно с органами налоговой полиции проведено 588,6 тыс. проверок наиболее крупных налогоплательщиков, по результатам которых в бюджет и во внебюджетные фонды дополнительно начислено с учетом примененных финансовых санкций 5,4 трлн. рублей.

Учитывая необходимость дальнейшего повышения эффективности контрольной работы, налоговым органам следует постоянно осуществлять меры по ее совершенствованию, усилению взаимодействия в этом вопросе с финансовыми, таможенными, банковскими, правоохранительными и другими контролирующими органами, особенно с органами налоговой полиции, руководствуясь при этом совместным приказом Госналогслужбы России и ДНП России от 14.03.94 N ВГ-3-14/18/77.

В связи с напряженным положением с поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в текущем году налоговыми органами осуществлялись проверки банков и кредитных учреждений, акционерных обществ, хозяйствующих субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, которыми установлены многочисленные нарушения налогового законодательства, факты несвоевременного перечисления причитающихся государству платежей.

Так, проверкой 216 коммерческих банков, проведенной налоговыми органами и органами налоговой полиции в соответствии с планом совместных документальных проверок, в 152 из них (70,3%) установлены многочисленные факты занижения, а в отдельных случаях и сокрытия налогов и других обязательных платежей, по результатам проверки банкам дополнительно начислено платежей 31,2 млрд. руб., в том числе финансовых санкций - 21,3 млрд. рублей.

Наибольшие суммы налоговых платежей доначислены филиалу "Кузбассоцбанка" - 9,2 млрд. руб., акционерным коммерческим банкам "Почтобанк" (г. Пермь) - 2,7 млрд. руб. и "Дальпромстройбанк" (г. Хабаровск) - 1,2 млрд. рублей.

При проверке установлены массовые факты задержки банками исполнения поручений налогоплательщиков и инкассовых требований налоговых органов на перечисление налогов в бюджет. Госналогинспекцией по Республике Саха (Якутия), например, в 7 из 18 проверенных банков выявлены случаи задержки исполнения платежных поручений на перечисление платежей в бюджет сроком от 20 до 178 дней на общую сумму 1,5 млрд. руб., за что им начислены пени на общую сумму 116 млн. руб., а ряд руководителей банка привлечен к административной ответственности. Всего по результатам проверки 55 банкам за указанные нарушения начислены пени на общую сумму 2,4 млрд. руб., а с 8 коммерческих банков взысканы незаконно полученные ими доходы от использования причитающихся бюджету средств в качестве кредитных ресурсов в сумме 1,2 млрд. рублей.

Проверками установлены также многочисленные факты открытия банками расчетных (во многих случаях нескольких) и иных счетов юридическим лицам без сообщения об этом налоговым органам. Налоговыми органами Волгоградской области, в частности, при проведении инвентаризации расчетных счетов в банках выявлено 50 налогоплательщиков, имеющих по два расчетных счета. Коммерческим банком "Соль-Илецкий" (Оренбургская область) не были сообщены налоговым органам данные об открытии расчетных счетов 168 крестьянским хозяйствам, 17 кооперативам, 10 индивидуальным частным предприятиям, 9 товариществам и 7 акционерным обществам.

Результаты совместных проверок коммерческих банков Госналогслужбой России и ДНП России в июне 1994 года доложены Правительству Российской Федерации и сообщены Банку России, который дал указания своим территориальным управлениям, инспекционным и надзорным подразделениям об усилении контроля за коммерческими банками по вопросам соблюдения банковского и налогового законодательства.

Серьезные недостатки и нарушения налогового законодательства совместными проверками вскрыты в акционерных обществах, а также при осуществлении предприятиями, учреждениями и организациями, особенно негосударственной формы собственности, внешнеэкономической деятельности.

Занижение сумм налогов и других обязательных платежей и другие нарушения налогового законодательства установлены во всех 257 проверенных акционерных обществах. По итогам проверок дополнительно начислено платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в общей сумме 136,8 млрд. руб., в том числе финансовых санкций - 94,4 млрд. рублей. Наибольшие суммы доначислены налоговыми органами Республики Карелия - 56,7 млрд. руб., Хабаровского края - 11,2 млрд. руб., Ярославской области - 9,5 млрд. рублей.

Проверкой в 36-ти субъектах Российской Федерации 102 предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, доначислено платежей на сумму 231,8 млрд. руб., 21,3 млн. долларов США, 52,5 тыс. немецких марок, 242,6 тыс. финских марок, 853,4 тыс. итальянских лир.

Нефтеперерабатывающим заводом г. Комсомольска-на-Амуре была занижена налогооблагаемая прибыль на 6,0 млрд. руб., в том числе за счет неотражения по учету валютной выручки от экспорта нефтепродуктов в сумме, эквивалентной 3,7 млрд. руб., незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках России в сумме, эквивалентной 2,1 млрд. руб., завышения себестоимости продукции на 19,4 млн. рублей. Всего по результатам проверки заводу предъявлено для уплаты в бюджет с учетом штрафных санкций 17,1 млрд. рублей.

Совместным российско-британским предприятием "ИКЛ-КПО ВС" (г. Казань) не зачислена в уполномоченные банки России валютная выручка в сумме 340,8 тыс. долларов США, по результатам проверки ему доначислено платежей и финансовых санкций на сумму 1,6 млрд. рублей.

Учитывая вышеизложенное, налоговым органам и в дальнейшем необходимо в первую очередь усиливать документальный контроль за соблюдением налогового законодательства банками, кредитными учреждениями, акционерными обществами и другими негосударственными и коммерческими структурами, уделяя особое внимание проверке хозяйствующих субъектов, занимающихся торгово-посреднической и внешнеэкономической деятельностью.

Наряду с положительными результатами Госналогслужба России отмечает, что отчетные данные и проверки, проводимые центральным аппаратом Госналогслужбы России, показывают, что налоговыми органами в организации и осуществлении контрольной работы за соблюдением налогового законодательства допускаются серьезные недостатки и просчеты, не в полной мере используются возможности повышения ее результативности.

В первую очередь это относится к вопросам правильности выбора объектов для проведения документальных проверок, качества их проведения и полноты и своевременности реализации результатов проверок.

Отчетные данные формы N 2-н "Отчет о результатах контрольной работы налоговых инспекций" за первое полугодие т.г. свидетельствуют о том, что многие документальные проверки планируются и проводятся без достаточного анализа и изучения фактического состояния дел, в результате чего многие из них в условиях несоблюдения налогоплательщиками налогового законодательства оказываются нерезультативными.

По данным указанного выше отчета в целом по России в первом полугодии т.г. нарушения налогового законодательства установлены при документальной проверке налога на прибыль у 59,4% проверенных налогоплательщиков и по налогу на добавленную стоимость - у 57,4% налогоплательщиков, т.е. только у 3-х из каждых 5-ти документально проверенных.

Особенно низкая результативность документальных проверок по вышеуказанным налогам в налоговых органах Алтайского края - соответственно 39,9% и 42,3%, Краснодарского края - 45,9% и 46,0%, Амурской - 42,3% и 44,8%, Брянской - 42,2% и 50,1%, Волгоградской - 43,7% и 57,0%, Омской - 52,7% и 48,9%, Оренбургской - 45,3% и 45,8%, Орловской - 50,7% и 46,9% и Ростовской - 50,4% и 51,9 процента.

Государственная налоговая служба России считает, что при необеспечении налоговыми органами проведения документальных проверок у налогоплательщиков в соответствии с действующим порядком не реже, чем один раз в два года, такое положение с выбором объектов для проверки является недопустимым. Государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо в срочном порядке проанализировать причины крайне низкой результативности документальных проверок по основным видам налогов и принять срочные меры к исправлению такого ненормального положения.

Во многих случаях документальные проверки проводятся без достаточной подготовки и некачественно, в результате чего имеющиеся нарушения в исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей вскрываются не полностью или вообще не устанавливаются.

Проверками и перепроверками налогоплательщиков, проведенными специалистами центрального аппарата Госналогслужбы России в процессе проверки состояния контрольной работы в налоговых органах, в первом полугодии т.г. дополнительно начислено платежей на сумму 55,8 млрд. рублей.

При перепроверке соблюдения налогового законодательства в акционерном обществе "Чувашэнерго" специалистами Госналогслужбы России было доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 110 млн. рублей.

Работниками Госналогинспекции по Республике Коми в текущем году в ходе комплексных проверок работы 4-х подчиненных налоговых инспекций перепроверкой 17-ти налогоплательщиков дополнительно начислено платежей, включая финансовые санкции, на сумму 417 млн. рублей.

Государственной налоговой инспекцией по Ленинскому району г. Перми не было привлечено к уплате налога на добавленную стоимость Управление государственной противопожарной службы УВД области. Документальной проверкой этого Управления специалистами центрального аппарата Госналогслужбы России доначислены платежи в бюджет в сумме 673 млн. рублей.

Акционерным обществом "Городищенская отделочная фабрика" в течение всего 1993 года не уплачивался налог на добавленную стоимость по услугам промышленного и непромышленного характера и только в текущем году ему было доначислено платежей в бюджет на сумму 539 млн. рублей.

О низком качестве проводимых налоговыми органами проверок свидетельствует и то, что часть их решений о доначислении платежей в бюджет и во внебюджетные фонды отменяется решениями вышестоящих организаций и арбитражными судами.

В первом полугодии 1994 года по Тамбовской области поступило 73 жалобы на решения госналогинспекций на сумму 1,5 млрд. руб., из которых удовлетворены полностью или частично 51 жалоба, возвращено налогоплательщикам 503,5 млн. руб., или 34% от оспариваемой суммы. В арбитражный суд налогоплательщиками Тамбовской области предъявлено 8 исков о возврате из бюджета денежных средств на сумму 63,4 млн. руб., из которых удовлетворено 7, возвращено из бюджета 57,2 млн. руб., или 90,2% от сумм исков.

За этот же период в налоговые органы Ставропольского края поступило 35 жалоб о возврате из бюджета денежных средств на общую сумму 2,3 млрд. руб. и 9,7 тыс. долл. США, из которых 20 были удовлетворены полностью или частично, сумма, подлежащая возврату из бюджета, составила 534,5 млн. руб., или 23,2% от суммы заявленных претензий. Арбитражным судом Ставропольского края за I полугодие 1994 года было рассмотрено 36 исков к налоговым инспекциям на сумму 214,9 млн. руб., из которых удовлетворены полностью или частично - 20 на сумму 36,2 млн. руб., что составляет 17% от исковых сумм. Сумма госпошлины, подлежащая взысканию с госналогинспекций, составила 1,3 млн. рублей.

Отчетные данные за первое полугодие свидетельствуют также о том, что налоговые органы в текущем году ослабили внимание к вопросам обеспечения своевременного и полного поступления доначисленных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. В целом по России в первом полугодии т.г. дополнительно взыскано только 2,8 трлн. руб., что составляет 24% к сумме дополнительно начисленных платежей (11,7 трлн. руб.) против 51% в соответствующем периоде прошлого года. Особенно низок данный показатель в налоговых органах Ямало-Ненецкого автономного округа (3%), Ханты-Мансийского автономного округа (5%), Томской области (13%), Красноярского края (14%), Республики Бурятия (15%), Архангельской и Кемеровской областей (по 16%), Иркутской, Магаданской и Нижегородской (по 17% в каждой) и некоторых других.

При этом по некоторым регионам не обеспечено своевременное поступление доначисленных платежей даже по таким налогоплательщикам, как банки, страховые организации, казино, видеосалоны и другие, имеющим, как правило, в своем распоряжении свободные денежные средства. Из доначисленных в I полугодии т.г. сумм налога на прибыль (доход) банков было взыскано Госналогинспекцией по Красноярскому краю 16,8%, Нижегородской области - 18,9%, соответственно со страховых организаций Госналогинспекцией по Иркутской области - 6,2%, Нижегородской - 17,6 процента.

Одной из причин такого положения является кризис платежей в народном хозяйстве, однако и в этих условиях многими налоговыми органами обеспечивается более полное поступление доначисленных сумм. Так, налоговыми органами Липецкой области взыскано 63% доначисленных сумм, Калужской и Орловской - 57%, Владимирской области - 55%, г. Москвы - 53% (практически на уровне соответствующего периода прошлого года).

Требует усиления работа по ликвидации недоимки по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, сумма которой за полугодие возросла с 3,0 трлн. руб. до 10,1 трлн. руб. и составила 22,6% к общей сумме поступивших платежей. Налоговыми органами при постоянном контроле со стороны Госналогслужбы России принимались меры по ее ликвидации, что позволило в последние месяцы существенно сократить темпы ее прироста. Однако, как показывают проверки, предоставленные им права на взыскание просроченных сумм платежей с дебиторов налогоплательщиков, их валютных и иных счетов, и особенно обращения взыскания недоимки на имущество должников, в отдельных случаях используются недостаточно полно и оперативно.

Акционерным обществом "Радуга" по сроку уплаты налогов 4 января 1994 г. поручения в банк на их перечисление в сумме 33 млн. руб. не сдавались, а Госналогинспекцией по Заволжскому району г. Твери меры для принудительного их взыскания были приняты только 15 февраля 1994 г., или по истечении 43 дней. Госналогинспекцией по Центральному району г. Твери инкассовые требования на бесспорное взыскание просроченных платежей в бюджет в отдельных случаях направлялись в банки с задержкой до 3-х месяцев.

Многочисленные факты несвоевременной сдачи платежных поручений на перечисление налогов в бюджет, даже при наличии свободных денежных средств на расчетных счетах налогоплательщиков, выявлены при проверке государственных налоговых инспекций по г. г. Перми, Кунгуру, Чайковскому, Осинскому и Чардынскому районам Пермской области, г. г. Мурманску и Кандалакше Мурманской области.

При проверке Госналогинспекции по Республике Бурятия, проведенной Госналогслужбой России, было выявлено наличие незарегистрированного в налоговых органах расчетного счета у Улан-Удэнского Отделения Восточно-Сибирской железной дороги, которое на момент проверки имело недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 11,4 млрд. рублей. В период комплексной проверки в частичное погашение недоимки с этого счета было взыскано 0,7 млрд. рублей. Кроме того, с расчетного счета одного из подразделений Отделения было обращено на погашение недоимки 1,0 млрд. руб., а всего было погашено 1,7 млрд. руб., или 15% недоимки, числившейся за Улан-Удэнским Отделением.

Налоговыми органами, несмотря на неоднократные указания Госналогслужбы России, по-прежнему не обеспечивается строгое соблюдение требований налогового законодательства в части обязательного и правильного применения к его нарушителям финансовых санкций и других мер ответственности.

Так, при проверке работниками Госналогслужбы России состояния контрольной работы в налоговых органах Тверской области установлено, что Госналогинспекцией по Заволжскому району г. Твери 3-м налогоплательщикам за несвоевременное представление отчетов и налоговых расчетов за 1993 г. не были предъявлены финансовые санкции на сумму 1,6 млн. рублей.

Серьезные нарушения допускаются при применении административных мер ответственности к должностным лицам и гражданам, виновным в нарушении налогового законодательства, что было отмечено при проверке органами прокуратуры как основной недостаток в контрольной работе налоговых органов. Причем нарушения на этом участке работы были выявлены практически во всех проверенных налоговых органах.

Так, налоговыми органами Тверской области в первом квартале т.г. нарушения в исчислении налогов и других обязательных платежей были установлены у 5,1 тыс. налогоплательщиков, а к административной ответственности привлечено только 0,4 тыс. должностных лиц, или менее 10 процентов, подлежащих административному наказанию.

В связи с массовым характером таких нарушений Государственная налоговая служба России предлагает начальникам государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации принять дополнительные действенные меры по недопущению фактов нарушений налогового законодательства в части применения финансовых санкций.

Одной из причин имеющихся серьезных недостатков в контрольной работе налоговых органов, по мнению Госналогслужбы России, следует считать недостаточный контроль за их деятельностью со стороны вышестоящих государственных налоговых инспекций.

Проверки состояния контрольной работы в налоговых органах проводятся во многих случаях некомплексно и в сжатые сроки, к их проведению не всегда привлекаются высококвалифицированные специалисты функциональных подразделений, в результате не обеспечивается оказание проверяемому подразделению необходимой практической помощи в устранении недостатков в контрольной работе по всем направлениям, повышении ее качества.

Результаты проверок налоговых органов зачастую рассматриваются несвоевременно, контроль за выполнением принятых по ним решений и устранением выявленных недостатков и нарушений осуществляется слабо, что значительно снижает эффективность таких проверок.

Подобные факты установлены работниками центрального аппарата Госналогслужбы при комплексных проверках организации контрольной работы налоговых органов Пермской, Тверской, Челябинской областей, Удмуртской Республики и некоторых других.

В ряде государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации на низком уровне находится исполнительская дисциплина. Так, в соответствии с Планом проведения совместных проверок на I полугодие, утвержденным Госналогслужбой России и ДНП России, срок представления доклада о результатах проверок акционерных обществ был установлен 25 июня. Госналогинспекциями 72 территорий указанные доклады были представлены с нарушением срока от 2 до 30 дней, в том числе Госналогинспекцией по Республике Северная Осетия - на 30 дней, Омской области - на 26 дней, Читинской области и Чукотскому автономному округу - на 20 дней, а госналогинспекциями по республикам Адыгея, Алтай, Тува и Ингушской Республике информации по данному вопросу не представлены вообще. При этом Госналогинспекцией по Нижегородской области обеспечена проверка только одного акционерного общества вместо 4-х, установленных заданием, Челябинской области 3-х из 5-ти, а Госналогинспекцией по Пензенской области вместо 3-х акционерных обществ проверено одно государственное предприятие, причем только по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль. Госналогинспекции по Удмуртской Республике, Оренбургской области, г. Москве и некоторые другие вместо представления подробного доклада о результатах проверки акционерных обществ и принятых по ним мерах представили общую краткую записку, что затруднило ее использование при обобщении поступивших материалов.

Отдельными госналогинспекциями допущены факты недисциплинированности при представлении докладов по результатам проверки банков и кредитных учреждений, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также выполнении других заданий и поручений Госналогслужбы России.

Госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо принять меры по укреплению исполнительской дисциплины, обеспечить качественное и в установленные сроки выполнение всех заданий и поручений Госналогслужбы России и, в частности, задания по проверке соблюдения налогового законодательства совместными предприятиями, иностранными юридическими лицами, хозяйствующими субъектами, осуществляющими банковские операции, в том числе привлечение денежных средств населения, предусмотренных Планом проведения совместных проверок во II полугодии т.г., утвержденным Госналогслужбой России и ДНП России 02.09.94.

Направляя настоящий обзор итогов контрольной работы за I полугодие 1994 года, Госналогслужба России предлагает госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации критически рассмотреть имеющиеся недостатки и нарушения на этом важнейшем участке работы налоговых органов и принять конкретные меры по их устранению.

При этом главное внимание должно быть направлено на:

- усиление контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов по организации и проведению контрольной работы за соблюдением налогового законодательства, оказание им необходимой методической и практической помощи и дальнейшее повышение ее результативности;

- увеличение количества и повышение качества документальных проверок налогоплательщиков, в первую очередь - крупных структур негосударственного сектора экономики народного хозяйства, в том числе банков, акционерных и страховых обществ, совместных и индивидуально-частных предприятий, иностранных юридических лиц, казино, видеосалонов и других хозяйствующих субъектов, в меньшей степени подверженных кризису платежей;

- обеспечение строгого соблюдения налогового законодательства и особенно в части применения финансовых санкций за его нарушения, привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- сокращение недоимки, полное и своевременное поступление в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, включая доначисленные налоги и финансовые санкции по результатам документальных проверок.

О мерах, принятых по результатам рассмотрения настоящего обзора и усилению контрольной работы налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, полным и своевременным поступлением причитающихся государству платежей, доложите Госналогслужбе России в специальном разделе аналитической записки "О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы в 1994 году".

Руководитель

Государственной налоговой

службы Российской Федерации -

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

В.В.ГУСЕВ