Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 50, ст. 6245; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 15, ст. 2024; 2012, N 31, ст. 4318; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 16, ст. 1836; N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29, ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224; 2017, N 31, ст. 4777; 2021, N 24, ст. 4188, 4226; N 27, ст. 5159; 2022, N 1, ст. 57; N 12, ст. 1783; N 48, ст. 8325; N 52, ст. 9377; 2023, N 1, ст. 24; N 12, ст. 1878; N 14, ст. 2384; N 32, ст. 6219) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Правительство Российской Федерации вправе принимать акты, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".";
2) в статье 8:
а) подпункт 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 2.1 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, а также за исключением светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Требования к указанным юридическим лицам устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".";
б) в абзаце первом пункта 3 первое предложение дополнить словами ", утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, который также устанавливает форму и порядок выдачи данного документа", второе предложение исключить;
3) в статье 8.2:
а) пункт 1 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. "б" п. 3 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
б) пункт 2 после слова "лабораторий," дополнить словами "приостановления действия аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, сокращения области аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, аннулирования аттестата аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий и осуществления контроля за деятельностью сертификационных центров и испытательных лабораторий,";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 4 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
4) в статье 16:
а) слова "В соответствии" заменить словами "1. В соответствии";
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами единой системы организации воздушного движения в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 5 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
5) в статье 17:
а) слова "Использование воздушного" заменить словами "1. Использование воздушного";
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
6) в пункте 2 статьи 28:
а) в абзаце одиннадцатом подпункта 1 слова ", за исключением документов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники" исключить;
б) абзац второй подпункта 2 после слов "с пунктом 1 статьи 8" дополнить словами "(за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники)";
7) пункт 1 статьи 38 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
8) абзац второй пункта 1 статьи 41 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
9) в статье 49:
а) абзац второй пункта 2 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
б) абзац второй пункта 5 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
10) пункт 1 статьи 51 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
11) абзац второй пункта 1.1 статьи 53 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 12 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
12) в статье 64:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
б) дополнить пунктами 2.1 - 2.3 следующего содержания:
"2.1. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, должен содержать в том числе:
1) порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
2) порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира;
3) порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 настоящего Кодекса, и случаи, при которых неустойка не взимается;
4) порядок расчета денежной суммы при возврате пассажиру или доплате пассажиром в случае изменения договора воздушной перевозки пассажира.
2.2. Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в отношении сборов и тарифов, взимаемых:
1) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации;
2) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц;
3) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта.
2.3. Порядок, предусмотренный пунктом 2.2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок установления сборов, тарифов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
2) перечень сборов и тарифов с указанием услуг (работ), за оказание (выполнение) которых они взимаются;
3) порядок взимания платы, рассчитанной на основе сборов и тарифов, включая случаи, когда плата, рассчитанная на основе сборов и тарифов, не взимается либо взимается однократно за оказание нескольких услуг.";
в) в пункте 3 слова "ставки сборов" заменить словом "сборы";
г) исключен. - Федеральный закон от 08.08.2024 N 289-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
13) пункт 2 статьи 66 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
14) пункт 2 статьи 71 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
15) дополнить статьей 75.1 следующего содержания:
"Статья 75.1. Получение разрешений на воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна и использование полученных материалов
1. Воздушная съемка и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна выполняются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, которые установлены Правительством Российской Федерации и в которых получение таких разрешений не требуется.
2. Фото-, видеоматериалы и другие материалы, получаемые в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна на основании разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, подлежат контрольному просмотру, проводимому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:
1) случаи, в которых для выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна не требуется получения разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
2) порядок получения разрешения на выполнение воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна;
3) порядок проведения контрольного просмотра фото-, видеоматериалов и других материалов, получаемых в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна.";
16) в статье 77 слова "уполномоченным органом в области использования воздушного пространства," исключить;
КонсультантПлюс: примечание.
П. 17 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
17) статью 88 изложить в следующей редакции:
"Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море
1. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, - комплекс мероприятий, направленных на определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов всех видов авиации, оказание помощи их пассажирам и членам экипажей, космонавтам, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, эвакуацию с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, а также определение местоположения терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов.
2. В целях организации и проведения поиска и спасания создается единая система авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.
Порядок создания, организации, функционирования и состав единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации определяются положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Порядок организации и проведения поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Поиск и спасание пассажиров и членов экипажей терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Поиск и эвакуацию терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуют и осуществляют владельцы таких воздушных судов.
5. К проведению и обеспечению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и членам экипажей терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных судов.
Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению указанных работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Авиационные предприятия и организации государственной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы организаций государственной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств возмещаются за счет внебюджетных источников. Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются. Перечень поисковых и аварийно-спасательных средств устанавливает уполномоченный орган в области использования воздушного пространства по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности определяет:
1) требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;
2) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
3) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
4) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
5) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
6) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;
7) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
8) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);
9) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.
9. Уполномоченный орган в области использования воздушного пространства:
1) определяет требования к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания;
2) утверждает инструкцию по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны;
3) определяет места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные силы и средства;
4) утверждает план дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ);
5) устанавливает требования к структуре и содержанию инструкций, определяющих обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ);
6) осуществляет согласование вылета (выхода) дежурных сил и средств при проверке их готовности;
7) осуществляет определение порядка передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, в авиационный координационный центр поиска и спасания.
10. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, совместно с уполномоченным органом в области обороны и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
11. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся поисковые и аварийно-спасательные силы и средства, при поиске и спасании осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.";
18) в статье 93:
а) в пункте 1 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации," исключить;
б) в пункте 2 слова "уполномоченный орган в области гражданской авиации и" исключить;
19) в пункте 1 статьи 95 слова "(не учтенным)" исключить;
20) пункт 1 статьи 102 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 21 ст. 2 вступает в силу с 01.09.2024.
21) в пункте 4 статьи 107 слова "настоящего Кодекса, определяется" заменить словами "настоящего Кодекса, а также порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных настоящей статьей и статьей 108 настоящего Кодекса, и случаи, когда неустойка не взимается, определяются";
22) пункт 2 статьи 114 дополнить словами ", утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации".
Ст. 2
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей