Исходя из Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон N 115-ФЗ, ПОД/ФТ), субъекты аудиторской деятельности являются участниками национальной "антиотмывочной" системы <1>. Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 222-ФЗ уточнены права и обязанности этих субъектов в "антиотмывочной" системе, а также ряд иных положений Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
--------------------------------
<1> См. также ИС-аудит-22, а также ИС-аудит-12, 14, 25, 42, 47, 56, 58, 59, 66, 68.
1. Согласно Федеральному закону N 115-ФЗ в уточненной редакции в сфере ПОД/ФТ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы исполняют соответствующие обязанности как при подготовке или осуществлении от имени или по поручению клиента "контролируемых" сделок, так и при оказании аудиторских услуг (ранее - в отношении оказания аудиторских услуг непосредственно формулировались не все обязанности). В последнем случае аудиторские организации и индивидуальные аудиторы рассматриваются в качестве разновидности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (ранее - такой подход не формулировался, хотя предполагался). На субъекты аудиторской деятельности возложены следующие обязанности:
Как видно из таблицы, субъекты аудиторской деятельности несут одинаковые обязанности как при оказании аудиторских услуг, так и при подготовке или осуществлении "контролируемых" сделок. Исключением является применение и отмена мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирование об этом Росфинмониторинга; субъект аудиторской деятельности выполняет данные обязанности только при подготовке или осуществлении "контролируемых" сделок.
Такие обязанности, как обновление информации о клиенте, представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах, представление информации в Росфинмониторинг по его запросу, отказ клиенту в приеме на обслуживание ранее в Федеральном законе N 115-ФЗ не формулировались, хотя исполнение их предполагалось.
Федеральным законом N 115-ФЗ в уточненной редакции предусмотрено, что порядок направления Росфинмониторингом запросов аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам устанавливается Правительством Российской Федерации (ранее - установление такого порядка не предусматривалось).
2. Для целей исполнения обязанностей по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, а также обновлению информации о них Федеральным законом N 115-ФЗ в уточненной редакции субъектам аудиторской деятельности предоставлены следующие права:
Данные права ранее в Федеральном законе N 115-ФЗ не формулировались.
3. Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 222-ФЗ уточнен состав определенных Федеральным законом N 115-ФЗ операций и сделок, признаваемых "контролируемыми":
4. Федеральным законом N 115-ФЗ в уточненной редакции предусмотрено также, что:
работники Росфинмониторинга обеспечивают сохранность сведений, составляющих аудиторскую тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений (ранее - положение не формулировалось в этом Федеральном законе);
секторальная оценка рисков в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов <2> проводится Казначейством России совместно с саморегулируемой организацией аудиторов в порядке, установленном Казначейством России (ранее - секторальная оценка должна была проводиться каждым контрольным (надзорным) органом в установленном каждым из них порядке);
--------------------------------
по результатам контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ <3> саморегулируемая организация аудиторов и Казначейство России применяют меры дисциплинарного и иного воздействия к субъектам аудиторской деятельности, допустившим нарушения в этой сфере, в порядке, установленном Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - положение не формулировалось в этом Федеральном законе).
--------------------------------
5. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" дополнен положением, согласно которому при оказании аудиторских услуг, а также прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (в случаях, когда такие услуги заключаются в подготовке или осуществлении "контролируемых" сделок) субъекты аудиторской деятельности реализуют права и исполняют обязанности, предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ.
Одновременно с целью обеспечения соответствия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Федеральному закону N 115-ФЗ в уточненной редакции признан утратившим силу пункт 3.2 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 222-ФЗ вступит в силу с 19 августа 2024 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей