6000 Технологии промышленных вычислений и больших данных

6000

Технологии промышленных вычислений и больших данных

6001

Технологии обработки больших данных

Большие данные - структурированные и неструктурированные массивы информации, которые характеризуются значительным объемом и высокой скоростью обновления (в том числе в режиме реального времени) данных, что требует специальных инструментов и методов работы с ними (например, машинного обучения, data и text mining и тому подобных).

Обработка больших объемов данных - совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время.

Примерами технологий являются системы управления не реляционными базами данных (NoSQL), алгоритмами MapReduce и реализующими их программными каркасами, а также библиотеками проекта Hadoop

6002

Высокопроизводительные вычисления для технических и промышленных задач (использование суперкомпьютера и/или распределенных вычислительных мощностей для целей проектирования, моделирования, тестирования и др.)

Высокопроизводительные вычисления (High-Performance Computing, HPC) - совокупность методов и средств решения сложных научно-технических задач на основе параллельной и распределенной (грид) обработки данных

6003

Технологии обработки потоковых данных/мониторинга в реальном времени

Режим реального времени представляет собой режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов. Например, мониторинг дорожного движения в режиме реального времени по данным, поступающим от датчиков и камер для обеспечения работы приложения, показывающего загруженность дорог

6004

Технологии искусственного интеллекта (включая предиктивную аналитику и поддержку принятия решений)

Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений

Технологии искусственного интеллекта - совокупность технологий, включающая в себя компьютерное зрение, обработку звуковых данных, включая распознавание и синтез речи, обработку текста, интеллектуальную поддержку принятия решений и управления, технологии повышения эффективности искусственного интеллекта. Ключевыми признаками таких технологий являются функциональная область и выполняемая функция, позволяющие определить круг задач, для выполнения которых они могут быть использованы. Основные виды технологий искусственного интеллекта включают:

технологии компьютерного зрения - технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать, классифицировать, анализировать и создавать (синтезировать) визуальные данные (объекты, изображения, сцены и движение, включая видео). На основе технологий данной группы разрабатываются системы машинного зрения, системы идентификации объектов или людей, основанные на изображениях (биометрические системы), системы анализа медицинских изображений и др.;

технологии обработки звуковых данных, включая распознавание и синтез речи, - технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать, идентифицировать, преобразовывать звуковые данные, в том числе разговорную речь, в машиночитаемый формат. На основе технологий данной группы разрабатываются голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов, автоматической расшифровки (транскрибирования), протоколирования и пр.;

технологии обработки текста - технологии искусственного интеллекта, позволяющие извлекать информацию, анализировать, переводить с одного языка на другой, а также создавать (синтезировать) текстовые данные. На основе технологий данной группы разрабатываются виртуальные помощники, чат-боты, системы автоматического перевода, генерации текстов и др.;

технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления - технологии искусственного интеллекта, позволяющие частично или полностью автоматизировать управление процессами или объектами, анализировать сценарии и ситуации, рекомендовать решения. На основе технологий данной группы разрабатываются рекомендательные системы, системы предиктивной аналитики, системы информационной безопасности на основе искусственного интеллекта, системы управления сервисными и промышленными роботами, беспилотные авиационные системы, системы автономного управления сельскохозяйственной техникой и др.

технологии повышения эффективности искусственного интеллекта - универсальные (многофункциональные) алгоритмы, методы, технологии, которые могут использоваться в процессе создания и эксплуатации технологий компьютерного зрения, обработки звуковых данных, включая распознавание и синтез речи, обработки текста, а также технологий интеллектуальной поддержки принятия решений и управления. Данный класс включает в себя технологии автоматизированного машинного обучения, решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) на малых объемах (выборках) данных, методы оптимизации вычислительных систем, технологии обработки информации на основе новых типов вычислительных архитектур и иные технологии.

Машинное обучение - процесс, использующий вычислительные методы и позволяющий системам обучаться на данных или опыте.

Предсказательная аналитика (прогнозная аналитика, предиктивная аналитика) - класс методов анализа данных, концентрирующийся на прогнозировании будущего поведения объектов и субъектов с целью принятия оптимальных решений.

Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений - системы решений, посредством которых процесс выполняется без участия человека, поддержка в выборе решения, а также предсказание объектов, которые будут интересны пользователю по информации его профиля

6005

Доски состояния/визуальные "приборные панели" для аналитики и/или принятия решений

Доска состояния (дэшборд, аналитическая панель, dashboard) - инструмент, позволяющий размещать информацию, просматривать или управлять наборами данных и других приложений. Примером является легко читаемый, одностраничный пользовательский интерфейс, способный отображать в реальном времени графическое представление текущего состояния и показатели, характеризующие разные аспекты производственных процессов

6006

Программное обеспечение как услуга (SaaS) (например, программные комплексы для облачных вычислений)

Программное обеспечение как услуга (SaaS) - модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером. Поставщик в этой модели самостоятельно управляет приложением, предоставляя заказчикам доступ к функциям с клиентских устройств, как правило через мобильное приложение или веб-браузер. Примером являются услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя (ОКПД2 63.11.13).

Программное обеспечение как услуга является одной из форм облачных вычислений.

Облачные вычисления - информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети Интернет к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов ("облаку"), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера

6007

Инфраструктура как услуга (IaaS) (например, оборудование для облачных вычислений)

Инфраструктура как услуга (IaaS) - модель обслуживания в облачных вычислениях, по которой потребителям предоставляются по подписке информационно-технологические ресурсы - виртуальные серверы с заданной вычислительной мощностью, операционной системой (чаще всего - предустановленной провайдером из шаблона) и доступом к сети. При подписке по модели "инфраструктура как услуга" потребитель, как правило, приобретает серверное время, умноженное на количество задействованных виртуальных процессоров и виртуальных объемов памяти, а также пространство хранения (возможно, с различной тарификацией в зависимости от производительности), заданную сетевую пропускную способность, в некоторых случаях - сетевой трафик

6008

Технологии распределенного реестра

Технологии распределенного реестра - алгоритмы и протоколы децентрализованного хранения и обработки транзакций, структурированных в виде последовательности связанных блоков без возможности их последующего изменения. Технологии распределенного реестра включают технологии организации и синхронизации данных, обеспечения целостности и непротиворечивости данных (консенсус), управления функционированием системы распределенного реестра, создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов