Приложение

к форме федерального

статистического наблюдения

(справочно)

ПРИМЕРЫ ПРОДУКТОВЫХ И ПРОЦЕССНЫХ ИННОВАЦИЙ

Строки

Типы инноваций

Примеры инноваций

201

Продуктовые инновации

В промышленном производстве:

- запуск производства шпона в дополнение к производству фанеры и массива или ввод в эксплуатацию производства

не выпускавшихся ранее напольных покрытий;

- запуск производства новых марок чугуна для металлургии и машиностроения;

- запуск производства молочных продуктов с пониженным содержанием жиров;

- первое производство хлебобулочных изделий из нетрадиционного сырья (с использованием льняной или кукурузной муки);

- первое производство конфет с начинкой на основе натуральных компонентов;

- запуск производства наноцеллюлозы (например, биоразлагаемой упаковки, которая будет использоваться в работе организаций);

- внедрение новых или усовершенствованных компонентов в существующей продукции (камеры в мобильные телефоны, системы крепления в одежде, гибридных технологий в автомобилях и так далее);

- запуск производства нового типа смартфона с камерой большего разрешения;

- запуск производства нового типа смартфона Iphone без центральной кнопки "Home", поддерживающего новую технологию распознавания лиц "Face id";

- производство новых видов пружинных блоков;

- внедрение значительных изменений в дизайн продукции (изменение формы, добавление новых функций и тому подобное):

- использование мрамора в качестве интерьерного дополнения на кофейном столике;

- сочетание глянца с матовыми поверхностями;

- производство диванов-трансформеров;

- запуск производства напольных покрытий, не выпускавшихся ранее;

- запуск производства нового композитного материала наноцеллюлозы;

- запуск производства маргарина, снижающего уровень холестерина в крови;

- запуск производства йогуртов, производимых с использованием новых типов бактериальных культур;

- запуск производства хлеба из нетрадиционного сырья (с использованием льняной или кукурузной муки);

- запуск производства "экоконфет" (конфет на основе натуральных компонентов);

- запуск производства шоколада с новыми пищевкусовыми ингредиентами;

- замена существующих материалов материалами с улучшенными характеристиками (воздухопроницаемые ткани, легкие, но прочные композиты, экологически безопасные пластмассы и так далее);

- внедрение новых или усовершенствованных компонентов в существующих производственных линиях (камеры в мобильные телефоны, системы крепления в одежде, гибридных технологий в автомобилях и так далее.);

- запуск производства молочных продуктов с пониженным содержанием жиров;

- внедрение оборудования, включающего программное обеспечение, повышающее удобство использования, например тостеры, которые автоматически отключаются при поджаривании хлеба, или GPS-системы, определяющие местоположение конкретных магазинов или служб;

- добавление новых функций: велосипедные фонари, которые можно заряжать через USB-порт, мусорные баки, которые сигнализируют, когда они заполнены, продукты, которые могут складываться для удобного хранения, и так далее;

- производство газовых плит с новыми функциональными возможностями: электроподжиг, термоуказатель, газ-контроль духовки;

- производство варочной панели, оснащенной новой более надежной системой защиты от утечки газа;

- внедрение насосных станций новых модификаций за счет расширения их комплектации;

- ввод производства новых моделей вагонов плацкартного 61-4516 и купейного 61-4517, предназначенных для эксплуатации в виде двухвагонных сцепов;

- ввод производства нового электропоезда постоянного тока ЭГ2Тв "Иволга" модель 62-4496;

- ввод производства рельсовых автобусов РА3 модель 753;

- ввод производства нового вагона метрополитена "Москва" модель 81-765/766/767;

- ввод производства нового железнодорожного локомотива;

- ввод производства зубной пасты в новой упаковке с измененной конструкцией крышки с увеличенным диаметром отверстия;

- запуск производства колбасных изделий с отсутствием синтетических ароматизаторов, красителей, пищевых добавок;

- начало производства холодильника с wi-fi модулем;

- запуск производства новой складной модели велосипеда;

- запуск импортозамещающих авиакомпонентов: гидроприводов переменного тока и плунжерных насосов, ранее не изготавливаемых в организации.

В строительстве:

- использование новых строительных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими качествами (теплосберегающими, звукоизолирующими, экономичными, износостойкими, эстетическими и другими);

- первое использование в работе пенополистирольного состава с повышенными теплоизоляционными качествами - замена традиционного материала на полистиролбетон повышенной паропроницаемости, прочности, экологичности, гигроскопичности; использование сип-панелей, сэндвич-панелей взамен традиционного кирпича и бетона;

- использование 3D панелей, сип-панелей; сэндвич-панелей взамен традиционных материалов;

- использование строительных материалов с улучшенными характеристиками (полистиролбетон, газобетон, гидроизоляционные мембраны, антикоррозийные составы и так далее), позволяющих выполнять работы в небольшие сроки, улучшить тепло- и гидроизоляционные характеристики зданий;

- использование новых материалов в строительстве (например, углеродные нанопорошки), принципиально улучшающих качество;

- строительство зданий и сооружений с новыми/улучшенными теплоизоляционными характеристиками.

В сфере услуг:

- внедрение новых телекоммуникационных услуг (персональное ТВ, дополнительные ТВ-пакеты, онлайн-кинотеатры и другие), ранее не оказываемых организацией;

- предоставление широкополосного доступа к сети Интернет по проводным сетям взамен или в дополнение к уже предоставляемому узкополосному доступу;

- внедрение новой услуги по обработке и составлению специализированных отчетов на основе данных, предоставленных клиентами;

- внедрение новой услуги доставки клиента в назначенное место и время в дополнение к услугам по прокату автомобилей;

- организация пассажирских перевозок по новому направлению (новым путям сообщения);

- запуск комбинированных (в том числе контрейлерных) перевозок;

- внедрение услуги контейнерных перевозок в дополнение к услуге по перевозке пассажиров;

- введение услуги МРТ-исследования, ранее не оказываемой в организации;

- применение вакцин, не используемых медицинским учреждением для иммунопрофилактики раннее, - иммунопрофилактика новой вакциной;

- создание (впервые) на базе поликлиник отделений неотложной помощи - бригады врачей, которая выезжает на вызовы на дом в случаях острых болей, повышенной температуры, обострения гипертонической болезни и других "неотложных" симптомов;

- использование новых видов материалов для создания модификации существующей услуги;

- внедрение услуги по автоматической оплате поездки на такси после ее завершения;

- внедрение услуги по доставке клиента в назначенное место и время в дополнение к услугам по прокату автомобилей;

- внедрение услуги по доставке онлайн-покупки в день заказа (срочная доставка);

- внедрение ранее не предоставляемых телекоммуникационных услуг (персональное ТВ, дополнительные ТВ-пакеты, онлайн-кинотеатры и другое);

- внедрение новой услуги "Электронный счет";

- внедрение новой услуги "Автоплатеж";

- внедрение услуги добровольной блокировки доступа к связи/интернету;

- внедрение впервые интернет-услуги онлайн-оплаты;

- внедрение услуги SMS-уведомление, push-уведомления;

- запуск собственного мобильного приложения или специализированного сайта для организации продаж (доставка еды из ресторана без посредников);

- запуск комбинированных (контрейлерных) перевозок;

- предоставление возможности пользоваться новыми услугами в транспорте (доступ к Wi-Fi, использование переговорных, выбор питания и другое);

- внедрение устройств для безналичной оплаты покупок;

- внедрение ручных сканеров штрих-кода;

- реализация функций таможенного оформления грузов (весь комплекс таможенных операций (закрытие доставки, прием деклараций, контроль таможенной стоимости и другое), а также необходимое грузовое обустройство - терминалы, стоянки, складское хозяйство, досмотровое и подъемно-транспортное оборудование) (в рамках создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации);

- внедрение электронных ценников, позволяющих выводить информацию о цене и свойствах товара на экране, расположенном в непосредственной близости от самого товара в торговом зале;

- внедрение услуги по разработке персональных программ диагностики и лечения заболеваний на основе результатов ДНК-тестирования;

- использование при трансплантации искусственно выращенных тканей и органов;

- внедрение услуги здравоохранения в формате телемедицины;

- внедрение новой услуги по диагностике пациента, например на диагностическом оборудовании МРТ;

- использование новых пломбировочных материалов в стоматологии;

- использование чат-бота, подключенного к системе искусственного интеллекта, для проведения первичной дистанционной диагностики пациента;

- внедрение проездных документов с применением невозвратных тарифов (тарифов, не предусматривающих получение обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета);

- оказание услуг по высокоскоростной доставке грузов/пассажиров, ранее не оказываемых;

- запуск услуг по панельному обследованию населения для ежегодного мониторинга состояния здоровья;

- запуск сервиса экспресс-доставки корреспонденции и малогабаритных отправлений в метрополитене.

В сельском хозяйстве:

- выращивание новых сортов картофеля с высокими растительными и вкусовыми качествами;

- разведение новых пород крупного рогатого скота с высокими продуктивными характеристиками, например, интенсивностью роста;

- разведение кур новой породы с высокой яйценоскостью;

- услуга по подготовке полей в дополнение к услугам по проведению сева и посадки;

- услуга по опрыскиванию сельскохозяйственных культур с воздуха, ранее не оказываемая;

- выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур (например, сои сортов "Максус", "Мерлин", овса сорта "Эклипс", яровой пшеницы сорта "Дарья", озимой рожи сорта "Берегиня" и других высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур);

- выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур, отличающихся повышенной зимостойкостью взамен или в дополнение ранее выращиваемых сортов;

- начало выращивания экологически чистой продукции;

- разведение сельскохозяйственных животных повышенной продуктивности;

- выведение новых пород животных;

- начало разведения племенного скота.

202

Процессные инновации

В промышленном производстве:

- введение в эксплуатацию плоского прокатного оборудования для поперечно-клиновой прокатки заготовок при изготовлении высокоточных деталей сложной конфигурации, обеспечивающего повышение производительности, уменьшение расхода металлопроката, повышение точности изготовления и снижение трудоемкости дальнейших операций;

- задействование в черной металлургии карусельной печи, снижающей напряжение в подовой части печи;

- старт использования при плавке чугуна и стали синтетического легкоплавкого флюса, помогающего увеличить способность шлаков к рафинированию;

- внедрение новой технологии выплавки стали и прокатки, обеспечивающей низкую себестоимость и высокое качество продукции;

- запуск новой модели трубонарезного станка и фрезерного центра, обеспечивающего повышение точности и скорости обработки, взамен устаревшей модели;

- внедрение системы ультразвукового контроля за дефектами, обеспечивающей снижение доли брака на финальной стадии производства;

- внедрение технологии биорефайнинга в деревообрабатывающей промышленности, в результате которой получаются новые виды конструкционных материалов на основе древесины, товарной целлюлозы, бумаги, картона, целлюлозных композитов и другое;

- внедрение в производство новых методов обработки сырья, снижающих материальные или энергетические затраты на единицу продукции;

- внедрение этапа термической обработки на линии протяжного отжига, в результате которого улучшено качество, в том числе прочностные свойства, продукции;

- внедрение новой формы гарантийного обслуживания, постгарантийного ремонта продукции.

В строительстве:

- внедрение технологии модульного строительства, подразумевающего процесс создания здания из модулей (готовых ячеек), позволяющей трансформировать здание;

- внедрение системы материально-технического снабжения, позволяющей обеспечить автоматизацию функций планирования, организации, исполнения и анализа эффективности материально-технического обеспечения;

- использование цифровых инструментов, оптимизирующих как внутреннюю работу застройщиков, так и взаимодействие с клиентами;

- внедрение впервые специализированных процедур для систем закупок, программного обеспечения для бухгалтерского учета или технического обслуживания;

- первое использование обмена сотрудниками между подразделениями для повышения эффективности производства;

- оптимизация или изменение существующей структуры предприятия, например, путем разделения управления маркетингом и производством на два подразделения;

- применение современных систем контроля качества товаров, работ, услуг;

- выделение на "аутсорсинг" отдельных производственных операций;

- запуск новых процедур поиска подрядчиков-исполнителей на конкурсной основе;

- внедрение новых методов интеграции с поставщиками;

- внедрение автоматизированной системы работы с поставщиками;

- предоставление сотрудникам медицинского страхования, организация питания за счет фирмы, создание детских садов на базе организаций;

- предоставление гибкого графика работы;

- внедрение системы профессиональных квалификаций;

- внедрение динамического ценообразования (автоматическое изменение цены дорожной пошлины в зависимости от внешних условий) и ее совершенствование;

- введение программы лояльности покупателей (системы бонусов за покупки);

- внедрение системы постпродажного обслуживания оборудования в течение определенного периода времени.

В сфере услуг:

- использование новых шпал с повышенным сопротивлением сдвигу в кривых малого радиуса;

- внедрение системы средств железнодорожной автоматики интервального регулирования движения поездов на перегоне на основе интегрального применения рельсовых цепей, спутниковой навигации, радиоканала передачи данных;

- применение новых типов контейнерных платформ, обеспечивающих высокую эффективность новых транспортных продуктов;

- включение в автопарк транспортных средств, работающих на сжиженном природном газе, или электромобилей;

- использование услуг компаний-посредников для организации онлайн продаж (Яндекс. Еда, Delivery Club, Такси, Яндекс. Маркет);

- изменение метода передачи услуги за счет увеличения скорости (переход на высокоскоростной интернет);

- введение услуги электронной записи (салон красоты, прием к врачу, бронирование в ресторане, отеле);

- модернизация базовых станций сотовых операторов;

- переход на новые радиорелейные линии;

- внедрение штрихкодирования продукции;

- использование технологий 3D моделирования и/или виртуальной реальности для моделирования проведения операций (виртуальная операционная);

- формирование единой базы данных историй болезней пациентов для совершенствования системы диагностики заболеваний и предиктивной аналитики с использованием методов искусственного интеллекта;

- внедрение системы автоматического распознавания речи для формирования протоколов операций и лечения;

- обеспечение записей пациентов к врачу в электронном виде.

В сельском хозяйстве:

- использование систем автоматизированной ирригации почв в зависимости от уровня влажности;

- применение беспилотных летательных аппаратов (дронов) для дистанционного зондирования состояния посевных площадей, предупреждения и тушения пожаров;

- выращивание подсолнечника по новой технологии "nou-tiтll", которая предусматривает посев семян без предварительной вспашки;

- начало использования роботизированной системы доения коров;

- внедрение системы капельного орошения;

- внедрение распределителя минеральных удобрений, ранее не используемого;

- введение холодного метода содержания молодняка КРС;

- ввод в действие новых средств автоматизации для регулирования производственных процессов в племенном животноводстве;

- модернизация теплиц за счет внедрения системы управления, самостоятельно контролирующей температуру, освещение, готовит питательный раствор для растений и управляет поливом;

- задействование в производстве сеялок, распределяющих семена в грядке на расстоянии, необходимом для конкретной культуры, что позволяет максимально эффективно использовать семена и землю;

- применение новых биологических методов защиты растений от вредителей и болезней;

- старт использования регулятора роста растений (РРР) "Лидер+", обеспечивающего повышение интенсивности фотосинтеза в растениях и тем самым повышение количественных и качественных характеристик.

203

методы производства и разработки товаров и услуг ведения и разработки сельскохозяйственного производства

- использование коллаборативных роботов для упаковки, сборки, перемещения, машиностроения, проверки качества;

- использование новых каналов обслуживания клиентов через интернет-банк, мобильные приложения, чаты;

- внедрение новых онлайн-систем записи, бронирования и интеллектуальной продажи билетов;

- использование нового способа обработки продуктов (например, криозаморозка, индукционный нагрев; ультрафиолетовая обработка), помогающего продлить их срок хранения;

- использование технологии искусственного копчения при производстве пищевой продукции взамен ранее стандартного дымового копчения, которая сокращает время и финансы, затрачиваемые на подготовку продуктов;

- внедрение диспетчерской централизации (комплекс технических средств, позволяющих осуществлять управление и контроль движения поездов на целом участке железной дороги);

- использование метода управления услугами онлайн (контроль лицевого счета, выбор опций и другое);

- внедрение новых автоматических камер хранения (АКХ) нового поколения, позволяющих использовать смарт-карты и возможность оплаты с помощью банковских карт;

- модернизация волокнистой линии целлюлозного завода - обновление варочной установки, что позволило поднять производительность комбината по варке целлюлозы;

- использование при изготовлении хлебобулочных изделий нового способа выращивания полезных дрожжей;

- внедрение средств малой механизации при проведении строительных работ;

- использование автоматической системы управления контроля температуры, освещения, полива, внесения удобрений;

- использование датчиков для контроля глубины обработки почвы (например, Craft Scanner);

- внедрение нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции;

- внедрение новой техники, оборудования для культивации, проращивания, полива, сбора урожая;

- внедрение систем навигации для оказания транспортных услуг,

- использование новых методов/способов выращивания сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства;

- использование нового типа удобрений, кормов для животных, сельскохозяйственной техники повышенной эффективности;

- внедрение нового процесса очистки зерновых, масличных культур;

- внедрение электроэррозионных проволочно-врезных станков с ЧПУ.

204

методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг

- внедрение систем отслеживания товаров, основанных на штрих-кодах или активной радиоидентификации (RFID);

- старт использования роботизированных решений (робокары, роботы-грузчики, роботов-коллабораторов, автоматизированные манипуляторы, радиошаттлы, автоматизированных кранов - штабелеров с автоматическими конвейерами, дронов) для сканирования штрих-кодов на складе;

- запуск системы электронного документооборота, позволяющего обмениваться документами складского учета, используя общий формат данных; электронного обмена информацией о контейнерах, грузах, грузоотправителях, грузополучателях с информационными системами стивидоров, операторов контейнерных перевозок, экспедиторов, таможенных органов;

- внедрение новых или улучшенных видов тары для перемещения груза;

- внедрение автомашин с контролем температурного режима для доставки продукции;

- начало применения системы контроля за материально-техническим обеспечением предприятия;

- внедрение новой технологии отслеживания товаров на складе (например, Pick-by-Voice - голосовой отбор, Pick-by-Vision - голосовой отбор и дополненная реальность, Pick to light - отбор по световому сигналу и другое);

- внедрение современного программного обеспечения для определения оптимальных маршрутов доставки;

- внедрение новых систем логистики и поставок 'Just in time, ранее не используемых в организации;

- внедрение системы материально-технического снабжения, позволяющей обеспечить автоматизацию функций планирования, организации, исполнения и анализа эффективности материально-технического обеспечения.

205

методы обработки и передачи информации общие для организации

- внедрение элементов внутренней и внешней систем защиты информации и баз данных;

- внедрение IP-телефонии (телефонная связь по каналам интернета);

- внедрение системы электронных пропусков;

- внедрение электронного хранилища данных, баз данных;

- внедрение системы документационного обеспечения управления (СДОУ) (программное обеспечение, позволяющее выполнять работу с электронными документами (создание, изменение, поиск, хранение), а также организовать взаимодействие сотрудников (передачу документов, выдачу зданий (распоряжений, получений) и контроль за ними, отправку уведомлений и так далее.);

- внедрение системы промышленного интернета вещей (система объединенных компьютерных сетей и подключенных промышленных (производственных) объектов со встроенными датчиками для сбора и обмена данными с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме без участия человека;

- внедрение системы управления знаниями в организации (на предприятии) - единой методологии, информационной инфраструктуры и инструментов для выявления, кодификации, хранения, обмена и коммерциализации знаний;

- создание корпоративной информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования.

206

методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета

- использование открытого исходного кода для интеграции производственных функций;

- внедрение впервые специализированных процедур для систем закупок, программного обеспечения для бухгалтерского учета или технического обслуживания;

- первое использование обмена сотрудниками между подразделениями для повышения эффективности производства;

- оптимизация или изменение существующей структуры предприятия, например, путем разделения управления маркетингом и производством на два подразделения;

- применение современных систем контроля качества товаров, работ, услуг, включая использование современных отечественных и зарубежных стандартов (например, ISO 9000);

- преобразование иерархической структуры принятия решений (внедрение высокопроизводительной системы работы (HPWS), характеризующейся целостной организацией с плоскими иерархическими структурами, ротацией рабочих мест, самоответственными командами, многозадачностью, более широким участием сотрудников более низкого уровня в принятии решений и заменой вертикальных горизонтальными каналами связи);

- использование больших данных при принятии управленческих решений в компании;

- внедрение корпоративных систем управления знаниями;

- реализация новой стратегии развития организации;

- создание формальных или неформальных рабочих групп для улучшения доступа и обмена знаниями из различных подразделений;

- внедрение новых систем бухгалтерского учета, аудита, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений и тому подобное.

207

практики деловых отношений и внешних связей

- внедрение стандартов контроля качества для поставщиков и субподрядчиков (лицензии, сертификаты);

- выделение на "аутсорсинг" отдельных производственных операций;

- запуск новых процедур поиска подрядчиков-исполнителей на конкурсной основе;

- оборудование помещения для проведения видеоконференций;

- внедрение практики проведения регулярных международных мероприятий (семинаров, симпозиумов, конференций) с приглашением потенциальных партнеров и заказчиков;

- ведение подписки клиентов на регулярные новости о разработках организации;

- внедрение новых методов интеграции с поставщиками;

- внедрение автоматизированной системы работы с поставщиками.

208

методы управления трудовыми ресурсами

- внедрение новой системы обучения (такой как регулярные видеоролики на рабочих местах, описывающие текущие проблемы организации);

- проведение бизнес-курсов, семинаров, тренингов, моделирование рабочих ситуаций, деловые игры;

- проведение обучающих видеоконференций и вебинаров с участием сотрудников удаленных подразделений;

- предоставление сотрудникам медицинского страхования, организация питания за счет фирмы, создание детских садов на базе организаций;

- предоставление гибкого графика работы;

- удаленный доступ и онлайн взаимодействие для решения типовых задач в области кадрового менеджмента (собеседование через Skype, заполнение электронных бланков анкет, трансляция электронных копий персональных документов);

- первое введение групповых или индивидуальных стимулов (система поощрения);

- внедрение единых корпоративных требований к персоналу;

- внедрение системы профессиональных квалификаций;

- внедрение элементов бережливого производства, в том числе системы 5s на рабочих местах.

209

маркетинговые методы продвижения, представления и ценообразования товаров

- использование искусственного интеллекта - использование чат-ботов (вместо обычных сообщений на сайте);

- использование мессенджера (Whatsapp, Viber, Telegram) в качестве канала коммуникации, например для изучения своей целевой аудитории;

- персонализация сообщений для клиента с учетом его интересов, контекстная реклама;

- использование больших данных (bigdata) для определения желаний и потребностей клиентов, прогнозирования спроса (в зависимости от времени суток, дня недели, сезонности, погоды и так далее);

- внедрение в организации онлайн-системы заказов;

- внедрение динамического ценообразования (автоматическое изменение цены дорожной пошлины в зависимости от внешних условий) и ее совершенствование;

- внедрение новых тарифных планов, тарифных опций на услуги;

- разработка и внедрение нового бренда с целью позиционирования продукции на новом рынке сбыта или придания ей нового имиджа;

- введение программы лояльности покупателей (системы бонусов за покупки);

- внедрение системы постпродажного обслуживания оборудования в течение определенного периода времени;

- реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта;

- внедрение новых концепций презентации товаров;

- предоставление скидок для новых и существующих клиентов, пакетирование услуг.