Раздел 1. Использование Интернета и цифровых технологий в отчетном году

Раздел 1. Использование Интернета и цифровых технологий

в отчетном году

Раздел заполняют все организации, вне зависимости

от того использовали они цифровые технологии в отчетном

периоде или нет.

Раздел заполняется на основании технической документации и других документов первичного учета.

6. В Разделе отчитывающаяся организация отражает данные об использовании информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и цифровых технологий. Для заполнения Раздела требуется техническая документация, накладные, описи, журналы учета и другие документы первичного учета.

Сеть Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.

7. По строке 101 в графе 3 проставляется код 1, если работники отчитывающейся организации имеют доступ к сети Интернет (фиксированный и/или мобильный). При этом не имеет значения, каким именно образом организован такой доступ (непосредственно с рабочих мест сотрудников или для этого установлены специальные компьютеры, подключены отдельные компьютеры или доступ осуществляется через шлюз локальной сети организации, используются коммутируемые или выделенные каналы связи и тому подобное).

8. По строке 102 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация имеет хотя бы одну собственную страницу в Интернете, на которой публикует и регулярно (не реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности, или имеет собственный аккаунт хотя бы в одной социальной сети (например, ВКонтакте, Одноклассники).

Страница организации должна иметь уникальный адрес, по которому к ней может обратиться любой пользователь сети Интернет (например, адрес Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет https://rosstat.gov.ru). При этом не имеет значения, кто именно размещает эту информацию в сети (организация может выполнять эти работы собственными силами или пользоваться услугами сторонних организаций или специалистов), а также на каких условиях организация использует это адресное пространство в сети.

Социальные сети - сервисы, основанные на интернет-технологиях, которые позволяют связывать пользователей на основе заполнения персональной информации, общих интересов и идей, предоставлять другим пользователям доступ к своей персональной информации, создавать сообщества (группы) по интересам.

Социальные сети позволяют устанавливать и поддерживать социальные взаимоотношения внутри и вне (вокруг) организации. Использование социальных сетей предполагает развитие новых форм сотрудничества и управления информацией в организации, равно как и новые формы сотрудничества организации с работниками, поставщиками и клиентами.

9. По строке 103 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует какие-либо цифровые платформы.

Цифровая платформа - информационная система, включающая один или несколько интернет-сервисов, с множеством пользователей, которые могут выступать в роли поставщиков (исполнителей) или потребителей (заказчиков) товаров, работ, услуг, информации, контента, ресурсов. Например, в приложениях, обеспечивающих доступ к товарам и услугам (например, Яндекс.Услуги, Alibaba.com, Авито для бизнеса, Uber и другие), онлайн-маркетплейсах (например, Wildberries, OZON, Купер, Т-shop и другие), на цифровых площадках для подбора персонала (например, HH.ru, SuperJob, Профи, YouDo и другие) встречаются различные поставщики (продавцы, перевозчики и другие) и потребители (покупатели, пассажиры и другие). Используя цифровые платформы, пользователи могут взаимодействовать как клиент с клиентом (физические лица), как организация (юридическое лицо) с клиентом, как организация с организацией или как организация с органами власти.

10. По строке 104 в графе 3 из строки 103 графы 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует какие-либо маркетплейсы.

Под маркетплейсами понимаются цифровые платформы, специализирующиеся на продаже товаров или услуг (через сайт или мобильное приложение). К ним относятся Wildberries, OZON, Купер, Яндекс Маркет и другие.

11. По строке 105 в графе 3 из строки 103 графы 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует финансовые цифровые платформы. К ним относятся ВТБ, СберБанк, Т-Банк, МТС Банк и другие.

12. По строке 106 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует технологии искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации").

Технологии искусственного интеллекта - совокупность технологий, включающая в себя обработку визуальных данных, включая компьютерное зрение, обработку звуковых данных, включая распознавание и синтез речи, обработку текста, интеллектуальную поддержку принятия решений и управления, технологии повышения эффективности искусственного интеллекта.

Ключевыми признаками технологий искусственного интеллекта являются функциональная область и выполняемая функция, позволяющие определить круг задач, для выполнения которых может быть использована технология.

К технологиям искусственного интеллекта относятся:

технологии обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение - технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать, классифицировать, анализировать и создавать (синтезировать) визуальные данные (объекты, изображения, сцены и движение, включая видео). На основе технологий данной группы разрабатываются системы машинного зрения, системы идентификации объектов или людей, основанные на изображениях (биометрические системы), системы анализа медицинских изображений и другое;

технологии обработки звуковых данных, включая распознавание и синтез речи - технологии искусственного интеллекта, позволяющие распознавать, идентифицировать, преобразовывать звуковые данные, в том числе разговорную речь, в машиночитаемый формат. На основе технологий данной группы разрабатываются голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов, автоматической расшифровки (транскрибирования), протоколирования и другое;

технологии обработки текста - технологии искусственного интеллекта, позволяющие извлекать информацию, анализировать, переводить с одного языка на другой, а также создавать (синтезировать) текстовые данные. На основе технологий данной группы разрабатываются виртуальные помощники, чат-боты, системы автоматического перевода, генерации текстов и другое;

технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления - технологии искусственного интеллекта, позволяющие частично или полностью автоматизировать управление процессами или объектами, анализировать сценарии и ситуации, рекомендовать решения. На основе технологий данной группы разрабатываются рекомендательные системы, системы предиктивной аналитики, системы информационной безопасности на основе искусственного интеллекта, системы управления сервисными и промышленными роботами, беспилотные авиационные системы, системы автономного управления сельскохозяйственной техникой и другое;

технологии повышения эффективности искусственного интеллекта - универсальные (многофункциональные) алгоритмы, методы, технологии, которые могут использоваться в процессе создания и эксплуатации технологий обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение, обработки звуковых данных, включая распознавание и синтез речи, обработки текста, а также технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления. Данный класс включает в себя технологии автоматизированного машинного обучения, решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) на малых объемах (выборках) данных, методы оптимизации вычислительных систем, технологии обработки информации на основе новых типов вычислительных архитектур и иные технологии.

13. По строке 107 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует "облачные" сервисы.

"Облачные" сервисы - технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.

14. По строке 108 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует технологии Интернета вещей.

Интернет вещей - совокупность объединенных в единую сеть устройств или систем, которые осуществляют сбор и обмен данных и могут контролироваться удаленно через сеть Интернет с помощью программного обеспечения на любом типе компьютеров, смартфонов или через интерфейсы (например, "умные" датчики для мониторинга качества воздуха в помещении).

15. По строке 109 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует промышленных роботов или автоматизированные линии.

Промышленные роботы/автоматизированные линии - автоматизированные производственные системы, оснащенные манипуляторами с тремя или более степенями подвижности, способные воспринимать окружающую среду, контролировать свои действия и адаптироваться к ее изменениям; могут применяться как для производственной обработки (сварка, резка, покраска и другое), так и для выполнения вспомогательных операций (сборка, сортировка, транспортировка, упаковка и другое).

16. По строке 110 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует какие-либо технологии сбора, обработки и анализа больших данных - технологии автоматизированного сбора, обработки, хранения и использования структурированных и неструктурированных массивов информации, характеризующихся значительным объемом и быстрой скоростью изменений.

Массивы больших данных (> 100 терабайт) - совокупность распределенных, частично структурированных, структурированных, неструктурированных данных, характеризующихся значительным объемом и высокой скоростью изменений (в том числе в режиме реального времени), что требует специальных инструментов и методов работы с ними. В качестве массивов больших данных могут выступать числовые и строковые данные в табличном виде; коллекции сканированных документов, изображений; текстовые записи (логи) событий при работе автоматизированных систем и процессов; данные датчиков, контролирующих состояние оборудования; аудио- и видеоданные, содержащие метаописание и временные метки; документы в машиночитаемом виде, которые позволяют применять инструменты автоматической обработки и анализа (например, история транзакций клиентов, данные дистанционного зондирования Земли, данные геолокации и сотовых операторов, аудиозаписи телефонных разговоров специалистов клиентской поддержки и другое).

17. По строке 111 в графе 3 проставляется код 1, если отчитывающаяся организация использует услуги центров обработки данных (далее - ЦОД). При этом учитывается использование услуг как собственного ЦОД, так и сторонних организаций.

Центр обработки данных (ЦОД) - структура или группа структур, предназначенных для централизованного размещения, организации взаимодействия и эксплуатации ИТ-систем, сетевого и телекоммуникационного оборудования, обеспечивающих возможность оказания услуг в области хранения, обработки и передачи данных, а также все объекты и инфраструктуры, используемые для распределения электроэнергии и контроля среды в сочетании со средствами обеспечения требуемой устойчивости и безопасности для достижения желаемого уровня доступности оказываемых услуг (ГОСТ Р ИСО/МЭК 30134-1-2018 "Информационные технологии. Центры обработки данных. Ключевые показатели эффективности. Часть 1. Основные положения и общие требования", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 ноября 2018 г. N 927-ст).