6. Программа развития общеобразовательной организации является документом, определяющим стратегию ее развития, в том числе основные цели, задачи, приоритеты общеобразовательной организации, основные механизмы и направления деятельности по их реализации.
7. Программа развития общеобразовательной организации направлена на совершенствование основной и организационно-хозяйственной деятельности, на укрепление и модернизацию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, на профессиональный рост педагогических работников и управленческих кадров в целях повышения качества образования и удовлетворенности участников образовательных отношений условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.
8. Программа развития общеобразовательной организации, как правило, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) или долгосрочный (более шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия.
К моменту истечения срока действия программы развития разрабатывается программа развития на следующий период. В программу развития на новый период целесообразно включать краткий анализ реализации программы развития за предыдущий период (предыдущие периоды).
Внесение изменений в программу развития осуществляется по мере необходимости: к примеру, для приведения в соответствие с изменениями в законодательстве, по результатам хода реализации программы развития, в целях ее корректировки и т.д.
Работу по выявлению необходимости (отсутствия необходимости) внесения изменений в программу развития рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в год.
В случае реорганизации образовательных организаций программы развития образовательных организаций, продолжающих осуществление деятельности после реорганизации, разрабатываются (корректируются) с учетом программ развития всех образовательных организаций, участвующих в реорганизации.
9. Основные характеристики программы развития общеобразовательной организации:
- законность (безусловное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников общеобразовательной организации);
- актуальность (нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед общеобразовательной организацией, - одним из инструментов определения такого рода задач является самодиагностика в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <3>);
--------------------------------
- прогностичность (ориентация на решение задач системы образования, прогнозируемых в рамках социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
- проблемноориентированность (рассмотрение текущего состояния и развития общеобразовательной организации в качестве проблемной области, требующей описания проблем и разработки алгоритмов их решения);
- эффективность (максимально возможные результаты и рациональное использование ресурсов);
- целостность (наличие системного образа общеобразовательной организации и осуществляемой ею деятельности, его отображение в комплексе направлений развития);
- реализуемость (соответствие планируемых действий и результатов имеющимся и прогнозируемым ресурсам и возможностям);
- включенность (учет потребностей и интересов всех участников образовательных отношений);
- проектность (разработка и реализация программы развития как комплекса действий для реализации проекта (проектов), каждый из которых ограничен сроками, бюджетом и краткосрочными целями);
- контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей, регулярная проверка их выполнения, оперативная корректировка программы в случае выявления такой необходимости);
- комфортность (качество и лаконичность оформления, обеспечивающие визуальное и смысловое единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств).
10. Примерная структура программы развития общеобразовательной организации:
10.1. Титульный лист (полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с ее уставом, период реализации программы развития, отметки о согласовании и утверждении программы развития).
10.2. Паспорт программы развития (документы, послужившие основанием для разработки программы, цель (цели) программы, комплексные задачи программы развития, планируемые результаты реализации программы, сведения о разработчиках программы, период реализации программы, этапы реализации программы, порядок финансирования программы, контроль реализации).
10.3. Информационная справка об общеобразовательной организации:
- основные сведения (полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения общеобразовательной организации, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта общеобразовательной организации в сети "Интернет", др.);
- сведения об обучающихся (количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др.);
- краткая характеристика организационно-педагогических условий (структура общеобразовательной организации, сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др.);
- сведения о режиме деятельности (количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др.);
- сведения о работниках (общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников общеобразовательной организации по каждой категории), иные особенности коллектива, др.);
- краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров (наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др.);
- краткое описание достижений общеобразовательной организации за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение.
10.4. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния общеобразовательной организации (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <4>):
--------------------------------
<4> По результатам самодиагностики и с использованием цифрового конструктора программ развития общеобразовательных организаций.
- результаты самодиагностики и их анализ, в том числе сравнительный;
- описание дефицитов общеобразовательной организации;
- описание дефицитов с указанием возможных причин их возникновения, внутренних и внешних факторов влияния на развитие общеобразовательной организации;
- анализ состояния и текущего развития общеобразовательной организации (текущее состояние и планируемый результат);
- результаты проблемно ориентированного анализа (оценка актуального состояния внутреннего потенциала (сильные и слабые стороны), оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов (возможности, риски).
10.5. Основные направления развития общеобразовательной организации (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <4>):
- возможные управленческие действия, направленные на совершенствование деятельности;
- управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
10.6. Ожидаемые результаты реализации программы, в том числе конкретные и измеряемые изменения, которые прогнозируются в результате реализации программы развития.
10.7. Механизмы реализации программы, в том числе описание требуемых ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых и т.д.) и источников их пополнения.
10.8. Критерии и показатели оценки реализации программы (задачи, качественные и (или) количественные характеристики планируемых результатов их решения).
10.9. "Дорожная карта" реализации программы (перечень основных мероприятий с указанием сроков реализации, планируемых результатов, необходимых ресурсов, основных ответственных за реализацию).
10.10. Механизмы управленческого, общественного и иного контроля за ходом реализации программы развития, в том числе тематический, целевой (например, периодическое обсуждение на заседании педагогического совета, управляющего совета, в том числе с участием представителей обучающихся, родительской общественности, сетевых партнеров, учредителя).
11. Пример структурного оформления программы развития общеобразовательной организации приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей