VI. Заключительные положения

22. Проект "Школа Минпросвещения России", в том числе критерии и показатели, определенные им, являются полезными целевыми ориентирами для любой общеобразовательной организации, вне зависимости от ее участия или неучастия в реализации проекта.

Проведение самодиагностики по магистральным направлениям ("Знание", "Здоровье", "Творчество", "Воспитание", "Творчество") и ключевым условиям ("Учитель. Школьная команда", "Образовательная среда", "Школьный климат") проекта, соответствующая кластеризация программы развития по направлениям и условиям являются не только и не столько своеобразным индикатором важного минимума единообразия подходов к организации работы по разработке, согласованию и утверждению программ развития, сколько помогают в системном видении общеобразовательной организацией своих затруднений и перспектив, в комплексном подходе к организации работы по развитию ее деятельности.

Вместе с тем программа развития общеобразовательной организации не должна и не может ограничиваться реализацией проекта "Школа Минпросвещения России": несмотря на проработанность выделенных им критериев и показателей, априори не представляется возможным сформировать единый для всей системы общего образования Российской Федерации исчерпывающий перечень целевых индикаторов. Та или иная специфика имеется в деятельности каждой общеобразовательной организации, и определяется она региональными, местными, локальными (самой общеобразовательной организации) и иными особенностями.

23. При разработке и реализации программ развития общеобразовательных организаций необходимо избегать формализма, необъективности тех или иных данных, некомпетентности.

Программы развития общеобразовательных организаций - стержневые стратегические документы, обеспечивающие направленность деятельности общеобразовательных организаций на повышение качества образования и удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательных организаций условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.