III. Рекомендации общеобразовательным организациям

12. При разработке проекта программы развития общеобразовательной организации необходимо:

- ориентироваться на цели и задачи государственной политики в сфере образования, как федеральной (указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года", постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), от 31 марта 2022 г. N 678-р (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года), от 24 июня 2022 г. N 1688-р (Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года) и т.д.), так и региональной;

- основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной общеобразовательной организацией;

- использовать инструменты проекта "Школа Минпросвещения России", однако не ограничиваться ими;

- привлекать к разработке программы развития всю управленческую команду и педагогический состав, учитывать мнение обучающихся и родительской общественности, партнерских организаций (в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3, пунктом 17 части 1 статьи 34, пунктом 7 части 3 статьи 44, пунктами 9 и 10 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом);

- привлекать учредителя общеобразовательной организации к разработке проекта программы с первых этапов;

- в случае необходимости привлечения к разработке программы развития сторонних специалистов (организаций), в том числе на возмездной основе, избегать случаев устранения (самоустранения) школьной команды от разработки (результаты деятельности сторонних специалистов (организаций) могут рассматриваться как основа либо как часть работы по разработке программы развития, которые подлежат последующему анализу, конструктивной критике и доработке со стороны школьной команды при непосредственном участии руководителя общеобразовательной организации).

13. Рекомендуемый алгоритм разработки программы:

- формирование актива школьной команды, организация его работы;

- проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов;

- подготовка проекта программы развития;

- общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.);

- утверждение программы развития по согласованию с учредителем общеобразовательной организации;

- доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательной организации, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте общеобразовательной организации и при необходимости в иных информационных ресурсах (к примеру, в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" предполагается размещение утвержденных программ развития в цифровом конструкторе программ развития общеобразовательных организаций).

14. Состав актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий).

Руководитель общеобразовательной организации включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива.

Включение других работников общеобразовательной организации в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде, готовых к освоению новых компетенций (в том числе в процессе новой работы).

Важным является привлечение к участию в разработке программы развития представителей всех структурных подразделений и (или) всех видов (уровней, направленностей) реализуемых общеобразовательной организацией образовательных программ.

Привлечение представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров рекомендуется осуществлять с первых этапов разработки проекта программы развития.

Факт определения состава актива, в том числе его формализации в виде комиссии, рабочей группы и т.п., не означает отстранение от разработки проекта программы развития других работников общеобразовательной организации - в том или ином объеме важно привлечение к данной работе каждого члена коллектива.

15. Разработку проекта программы развития целесообразно организовывать в проектной форме, четко распределяя среди актива школьной команды полномочия (роли), образовывая при необходимости рабочие (проектные) группы (в состав таких групп могут включаться как члены актива, так и другие представители школьной команды), устанавливая четкие сроки, ответственных и ожидаемые результаты, осуществляя постоянный контроль выполнения.

Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие как управляющие кадры, так и педагогические работники: для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки.

16. Общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития всем коллективом школы, родительской общественностью, обучающимися, сетевыми партнерами в формате делового откровенного диалога позволит выявить возможные ошибки, неучет тех или иных факторов, не обнаруженные ранее зоны развития и т.п., в конечном итоге повысить качество программы развития, эффективность работы по ее разработке, результативность ее реализации.

17. После прохождения этапа общественно-профессионального обсуждения (соответствующей доработки проекта программы развития при необходимости) программа развития утверждается общеобразовательной организацией (орган управления общеобразовательной организации, полномочный утверждать программу развития, определяется в соответствии с ее уставом) по согласованию с учредителем.

18. Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.

Мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации может подразумевать регулярную работу администрации по анализу достижения (недостижения) планируемых результатов в установленный срок, наличия (отсутствия) ожидаемых эффектов от реализуемых мероприятий, необходимости (отсутствию необходимости) корректировки организационной деятельности, получения обратной связи от участников образовательных отношений, сетевых партнеров, заинтересованной общественности и т.д.