приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 июля 2024 г. N 495
1. В федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г., регистрационный N 72654):
1) дополнить пунктом 22(1) следующего содержания:
"22(1). Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)".
22(1).1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
22(1).1.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, направления работы, место предмета в структуре учебного плана, а также общие подходы к отбору содержания и организации процесса обучения.
22(1).1.2. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения на уровне начального общего образования.
22(1).1.3. Планируемые результаты освоения программы по предмету "Труд (технология)" включают личностные и метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
22(1).2. Пояснительная записка.
22(1).2.1. Федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1.2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 1.2) обеспечивает глухим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Обобщенные задачи реализации содержания предметной области "Технология" определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 1.2 и отражены соответственно в федеральной рабочей программе по предмету "Труд (технология)".
Данный учебный предмет, включенный в образовательный процесс с 5 класса, входит в число предметов обязательной части учебного плана начального общего образования. Преемственность в трудовом обучении глухих обучающихся на этапе начального общего образования обеспечивается тем, что в более ранний период обучения (с 1 дополнительного класса по 4 класс включительно) среди основных предметов особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение", который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - "Русский язык и литературное чтение" и "Технология". Одним из направлений предметно-практического обучения является формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.
22(1).2.2. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1.2) основными задачами реализации содержания данного учебного предмета, с учетом компетенций обучающихся, полученных на уроках предметно-практического обучения, являются:
развитие первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
обеспечение овладения доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при соблюдении усвоенных правил техники безопасности;
обеспечение овладения умением адекватно применять доступные предметные и компьютерные технологии для решения задач коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
развитие способности к самообслуживанию;
развитие способностей и интереса к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности;
формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким;
развитие творческого подхода к решению доступных технологических задач;
формирование первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
развитие восприятия (слухо-зрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии) обеспечивает расширение представлений об окружающем природном и социальном мире, о рукотворном мире и современных технологиях, знакомит с правилами взаимодействия с миром природы, объектами материальной культуры, обычаями своего народа, воспитывает уважение к труду.
На уроках предметно-практического обучения в предшествующие годы обучения, на уроках по предмету "Труд (технология)" в 5 классе у глухих обучающихся формируются социально значимые компетенции, такие как умение работать в коллективе; умение осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.
22(1).2.3. В целях системного усвоения материала обучающимися требуется установление крепких межпредметных связей с другими предметами обязательной части учебного плана: "Окружающий мир", "Русский язык", "Математика", "Литературное чтение", "Изобразительное искусство".
22(1).2.4. К завершению начального этапа образования с учетом формирования трудовых умений по предмету "Предметно-практическое обучение" будет достигнут необходимый уровень предметных результатов:
первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, профессиях;
сформированность первичных представлений о свойствах материалов;
овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при применении усвоенных правил техники безопасности;
проявление интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;
первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
22(1).2.5. Рабочая программа включает несколько направлений обучения (модулей), взаимосвязанных между собой: технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов (технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами); конструирование и моделирование (работа с конструктором, конструирование и моделирование из бумаги, робототехника, а также информационно-коммуникационные технологии реализуются с учетом возможностей материально-технической базы отдельной образовательной организации и в рамках образовательных потребностей и возможностей обучающихся).
22(1).2.6. При реализации рабочей программы отдельной образовательной организацией должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), реализующими дидактические возможности информационно-коммуникационные технологии, содержание которых соответствует законодательству Российской Федерации об образовании и отвечает образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
22(1).2.7. На уроки труда учебным планом в 5 классе по варианту 1.2 для обучающихся, получающих начальное образование в пролонгированные сроки, рекомендуется выделять по 1 часу в неделю, всего 34 часа в течение года.
По усмотрению образовательной организации количество недельных часов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и тем, входящих в них для изучения, а также перераспределять количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета. При необходимости декоративно-отделочные работы, организация выставок детских работ, экскурсии могут выноситься на часы внеурочной деятельности.
22(1).3. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" (5 класс).
22(1).3.1. Технологии, профессии и производства.
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Красота и разнообразие природных форм. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов.
Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье и материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Безопасное использование и хранение инструментов.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).
22(1).3.2. Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Основные технологические операции: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборка изделия (способы соединений деталей: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание). Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, линейке.
Инструменты и приспособления (шаблон, ножницы, стека, линейка, циркуль, угольник, игла, булавка, кнопка), их правильное и безопасное использование.
Чтение условных знаков и графических изображений (рисунок, чертеж, эскиз, схема). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация).
Подвижное соединение деталей изделия (на проволоку, толстую нитку, с шайбой). Внесение необходимых дополнений и изменений в конструкцию изделия в соответствии с замыслом.
Пластические массы, их виды (пластилин, глина, соленое тесто). Приемы изготовления изделий: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги и картона. Способы обработки: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами, проделывание отверстий (дыроколом, шилом).
Природный материал (плоский и объемный (листья, орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природным материалом: подбор в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, соединение с помощью пластилина, пришивание).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Натуральные, искусственные и синтетические ткани, их свойства. Отмеривание и заправка нитки в иголку. Виды ниток (швейные, мулине), пряжа для вязания. Строчка декоративного стежка (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Пришивание пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями. Простейший ремонт изделий.
Комбинирование разных материалов в одном изделии. Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
22(1).3.3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции, способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Анализ конструкции изделия. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу.
Создание простых макетов и моделей (архитектурное сооружение, бытовая конструкция).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей, их использование в изделиях; жесткость и устойчивость конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Трансформация трехмерной конструкции в развертку.
Поиск оптимальных и доступных решений конструкторско-технологических задач при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструирование робота из деталей конструктора. Составление алгоритма действий робота. Элементарное программирование действий робота, тестирование.
22(1).3.4. Информационно-коммуникационные технологии.
Информация, виды информации. Сохранение и передача информации. Просмотр материалов на информационных носителях (под руководством педагога). Поиск информации. Интернет как источник информации. Работа с доступной информацией в Интернете (под руководством педагога) и на цифровых носителях информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер. Современный информационный мир. Персональный компьютер и его назначение. Правила пользования персональным компьютером для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (художественные книги, справочники, энциклопедии, музеи, в том числе интерактивные из ресурсов Интернета, познавательные видеоролики). Работа с текстовым редактором. Использование рисунков (вставок, фонов) из ресурса компьютера в оформлении изделий и презентаций. Создание тематических презентаций.
22(1).4. Планируемые результаты освоения программы "Труд (технология)" на уровне начального общего образования.
22(1).4.1. В результате изучения предмета "Труд (технология)" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства, эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с проблемами на доступном для обучающихся уровне;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
22(1).4.2. В результате освоения программы по предмету "Труд (технология)" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия (далее - УУД): познавательные, коммуникативные, регулятивные.
22(1).4.2.1. К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия (в том числе по работе с информацией) как часть познавательных УУД:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, подготавливать свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
22(1).4.2.2. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных УУД:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
22(1).4.2.3. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение находить ошибки в своей работе и способы их исправления;
умение предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
22(1).4.3. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)" (5 класс).
22(1).4.3.1. Предметные результаты к завершению начального этапа образования по предмету "Труд (технология)" (5 класс) оцениваются с учетом формирования трудовых умений обучающихся в рамках предмета "Предметно-практическое обучение" (1 дополнительный, 1 - 4 классы).
22(1).4.3.1.1. Обучающееся должны иметь представления:
о профессиях, в том числе творческих, и их социальном значении;
о наиболее значимых производствах, объектах рукотворного мира;
о природных ресурсах, используемых человеком;
элементарно о мировых достижениях в области техники, искусства и технологии;
о правилах безопасности работы в информационной среде.
22(1).4.3.1.2. Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы;
выполнять технологические операции по обработке различных материалов с применением необходимых инструментов, соблюдая технику безопасности обращения с ними;
экономно расходовать материалы;
осуществлять планирование трудового процесса, выделяя его этапы в логике действий;
самостоятельно выполнять практическое задание с использованием предложенной технологической карты (схемы, плана, образца) или на основе собственного творческого замысла;
прогнозировать результат действия и при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и участвовать в доступных видах домашнего труда;
комбинировать различные материалы при изготовлении изделий по заданию или замыслу;
осуществлять декоративную отделку изделия;
понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции (устойчивость, подвижность соединения) по заданию или собственному замыслу;
осуществлять обработку текстового документа (оформлять текст: выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
подготавливать слайды для презентации с использованием доступных информационных источников и медиаресурсов (под руководством педагога);
организовывать коллективную работу и участвовать в совместной деятельности.";
2) в абзаце десятом подпункта "г" подпункта 26.4.4 пункта 26 слово "Технология" заменить словами "Труд (технология)";
3) пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. Федеральный учебный план.
Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для глухих обучающихся и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по годам обучения.
27.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
27.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность глухих обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие глухого обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.
Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень обязательных учебных предметов, получивших отражение в учебном плане.
Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:
в 1 дополнительном классе - обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи, обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе - развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (во 2 полугодии);
в 2 и 3 классах - развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
в 4 и 5 классах - развитие речи; сведения по грамматике.
Учебный предмет "Литературное чтение" применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими дисциплинами:
в 1 - 3 классах - "Чтение и развитие речи";
в 4 и 5 классах - "Литературное чтение".
Учебный предмет "Предметно-практическое обучение", входящий в предметную область "Русский язык и литературное чтение", является специфическим интегративным учебным предметом, предназначенным для формирования комплекса умений разных предметных областей - обеспечивает формирование речи как средства общения, практическое накопление словаря и грамматических форм русского языка, формирование представлений об окружающем мире и трудовых навыков в совместной деятельности.
27.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
27.1.2.1. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка", которые являются обязательными.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, занятия проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
27.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривают оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивают качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.
27.3. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе каждый день проводятся 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, формируются представления об окружающем мире, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1 дополнительном и в 1 классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать обучающимся только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию. Целью таких заданий является формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1 четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму, природный материал); во 2 четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места; с 3 четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со 2 класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4 класса - до 2 часов (120 минут).
27.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При реализации данной ФАОП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
27.5. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов в неделю (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
27.6. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2), получающих образование в пролонгированные сроки.
В учебном плане на коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.
27.7. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2), получающих образование в пролонгированные сроки.
В учебном плане на коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.";
4) абзац шестой подпункта 31.2.1 пункта 31 изложить в следующей редакции:
"формирование основных приемов устных и письменных вычислений с натуральными числами и с нулем в пределах 100";
5) подпункт 31.5 пункта 31 изложить в следующей редакции:
"31.5. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)".
31.5.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
31.5.1.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, направления работы, место предмета в структуре учебного плана, а также общие подходы к отбору содержания и организации процесса обучения.
31.5.1.2. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения на уровне начального общего образования.
31.5.1.3. Планируемые результаты освоения программы по предмету "Труд (технология)" включают личностные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
31.5.2. Пояснительная записка.
31.5.2.1. Федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1.3), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 1.3) обеспечивает глухим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровень начального общего образования, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения.
При реализации АООП по варианту 1.3 образовательный процесс ориентирован на социальную адаптацию, нравственное развитие и на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области.
Обобщенные задачи реализации содержания предметной области "Технология" определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 1.3 и отражены соответственно в данной программе по предмету "Труд (технология)".
31.5.2.2. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1.3), основными задачами реализации содержания данного учебного предмета являются:
развитие первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
обеспечение освоения правил техники безопасности;
обеспечение овладения основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладения технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;
развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, обеспечение овладения умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), назначения материалов и инструментов;
развитие умений устанавливать последовательность работы;
развитие умений кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно", "неаккуратно");
развитие восприятия (слухо-зрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии) обеспечивает расширение представлений об окружающем природном и социальном мире, о рукотворном мире и современных технологиях, знакомит с правилами взаимодействия с миром природы, объектами материальной культуры, обычаями своего народа, воспитывает уважение к труду.
На уроках по предмету "Труд (технология)" закладывается основа для формирования у глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) таких социально значимых компетенций как умение работать в коллективе; умение осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.
31.5.2.3. В целях системного усвоения материала обучающимися требуется установление крепких межпредметных связей с другими предметами обязательной части учебного плана: "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир", "Русский язык", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Изобразительное искусство".
31.5.2.4. К завершению начального этапа образования будет достигнут необходимый уровень предметных результатов:
формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования);
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
31.5.2.5. На уроки по предмету "Труд (технология)" предметной области "Технология" учебным планом со 2 по 5 классы по варианту 1.3 рекомендуется выделять по 1 часу в неделю, всего по 34 часа в течение каждого учебного года.
По усмотрению образовательной организации количество недельных часов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
При необходимости декоративно-отделочные работы, организация выставок детских работ, экскурсии могут выноситься на часы внеурочной деятельности.
31.5.3. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" (2 - 5 классы).
31.5.3.1. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" во 2 классе.
Рукотворный мир, роль труда в создании объектов окружающего мира. Элементарные сведения о профессиях, связанных с различными производствами и сферой обслуживания. Понимание значения уважения к чужому труду. Техника безопасности на уроках труда (технологии).
31.5.3.1.2. Работа с природными материалами.
Составление композиции по образцу и представлению (из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке). Декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных.
Технические сведения. Природные материалы, используемые в работе. Клеящие составы: клей ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Изготовление по образцу (птичка, утка, лебедь, черепаха, рыбка, фигурки девочки и мальчика) из желудей, перьев, палочек, крылаток ясеня.
Самостоятельное изготовление по образцу (заяц, щенок) из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки.
31.5.3.1.3. Работа с пластилином.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка, молотка с квадратным бойком (по образцу, с натуры).
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Орнамент в полосе из треугольников с помощью стеки (по образцу, с натуры).
Лепка предметов, имеющих форму шара, цилиндра, конуса и круга (чайная посуда: чайник для заварки, чашки) (с натуры и по представлению). Нанесение узора с помощью стеки по выбору обучающихся.
Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление обучающихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой (кашпо, горшками), глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины (нанесение орнамента стекой, окраска, роспись).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином.
Лепка по образцу или с игрушек. Слабые обучающиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Лепка игрушек: медвежонок, утка.
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых обучающихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
31.5.3.1.4. Работа с бумагой и картоном.
Изготовление подставки, пакета, маски "Собачка". Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, игрушек (с несложным контуром). Оклеивание их цветной бумагой с одной стороны.
Применение чертежных инструментов (линейка, угольник). Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника.
Изготовление поздравительных открыток, модели грузового автомобиля, модели дорожного указателя "Пешеходный переход".
Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.
31.5.3.1.5. Работа с текстильными материалами.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями - отработка приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Изготовление шариков из ниток разной величины.
Коллекция тканей. Квадраты ткани 5 x 5 см. Игольница. Закладки. Салфетки.
Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц.
Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка.
31.5.3.2. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" в 3 классе.
Значение труда в жизни человека. Рукотворный мир. Техника безопасности на уроках труда (технологии).
31.5.3.2.2. Работа с природными материалами.
Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха. Изготовление объемных изделий из природных материалов. Изготовление птицы из пластилина и соломы.
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож (у педагога), ножницы, кисть. Клеящие составы.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
31.5.3.2.3. Работа с древесиной.
Экскурсия в столярную мастерскую (по возможности). Познавательные сведения о древесине. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление изделия из древесины.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
31.5.3.2.4. Работа с бумагой и картоном.
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов. Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги, карнавальных головных уборов. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, поролон, обрезки кожи, фольги и другие). Клеящие составы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезывание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги (по образцу и показу отдельных приемов педагогом).
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
31.5.3.2.5. Работа с текстильными материалами.
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление по образцу прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Обметывание боковых срезов мешочка, прихватки косыми стежками. Вышивание по линиям рисунка.
31.5.3.3. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" в 4 классе.
Материалы и инструменты. Техника безопасности работы на уроках труда (технологии). Профессии, связанные с производствами, сферой услуг.
31.5.3.3.2. Работа с природными материалами.
Свойства природных материалов. Где находят природные материалы, их физические свойства и виды работы с ними.
Приемы соединения деталей в конструкции из природных материалов: с помощью пластилина и заостренных палочек, клейкой ленты, клея.
Приемы работы с пластилином (скатывание овальной формы, скатывание шара, сгибание в виде кольца, прищипывание, примазывание, обработка стекой).
Технология аппликации из природных материалов (из засушенных листьев и скорлупы грецких орехов): "Птица", "Воробьи на ветках". Совершенствование представлений о плоских (листьях разных деревьев) и объемных (скорлупа грецких орехов) природных материалах, их признаках и свойствах.
Изготовление объемных изделий из природных материалов: птица из пластилина и сухой тростниковой травы (соломы).
31.5.3.3.3. Работа с бумагой и картоном.
Технологические сведения. Сорта бумаги, виды работы с бумагой, приемы работы с бумагой. Понятия "аппликация", "конструкция", "контур", "коробка", "окантовка", "разметка", "силуэт", "шаблон".
Новые технологии изготовления аппликаций и объемных изделий.
Технические приемы: разметка бумаги по линейке, резание бумаги ножницами, склеивание деталей клеем.
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Техника обрывания по контурной линии изображения. Использование приема обрывания бумаги по контуру в аппликации (например, силуэт медвежонка).
Окантовка картона полосками и листом бумаги. Окантовка картона разными способами: "окантовка картона полосками бумаги" и "окантовка картона листом бумаги".
Изготовление игрушек и изделий из бумаги. Приемы работы с бумагой: разметка бумаги по линейке и шаблону, сгибание бумаги, резание бумаги ножницами, склеивание деталей клеем. Технологии работы с бумажными полосами и кольцами (гирлянда из колец). Технологии изготовления карнавальных масок и полумасок.
Конструирование объемных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Передача пространственных признаков предметов. Технологии изготовления из бумаги игрушки (например, матрешки, собаки, кошки) на основе конусов.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Технология изготовления коробки с помощью клапанов и оклейкой полосками бумаги, изготовления коробки с бортами, соединенными встык.
31.5.3.3.4. Работа с текстильными материалами.
Правила обращения с иглой. Вдевание нитки в иголку и завязывание узелка на нитке.
Ткань и ее производство (растения, шерсть животных; нитки; ткацкий станок; краска; труд рабочего). Свойства ткани (цвет, гладкокрашеная, с рисунком).
Инструменты и материалы при работе с тканью. Понятия "булавка", "игла", "лекало", "раскрой", "стежок", "строчка", "ткань", "нитки", "шаблон".
Подготовка рабочего места при работе с текстильными материалами.
Выполнения ручных стежков и строчек: строчка прямыми стежками, строчка косыми стежками, строчка прямого стежка в два приема, строчка косого стежка в два приема.
Применение изученных видов стежков при сшивании ткани и других материалов, украшении предметов быта, одежды.
Технология выполнения строчки косыми стежками на бумаге в клетку по проколам.
Пошив прихватки, сшивание косыми стежками.
Узнавание и называние предметов из ткани и определение их функциональной значимости в быту, учебе.
31.5.3.3.5. Работа с древесиной.
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями. Организация рабочего места при выполнении работ с древесными материалами. Техника безопасной работы с древесиной, санитарно-гигиенические требования при работе с древесиной.
Способы обработки древесины ручными инструментами: тонкие палочки сломать руками; зачистка напильником; обработка (шлифовка) наждачной бумагой (крупнозернистой, мелкозернистой).
Технология изготовления опорного колышка для растений.
Представления об использовании древесины в разных видах работы (элементарные представления: пиление, инструмент - ножовка). Изготовление аппликации из древесных опилок (отходов от пиления древесины).
31.5.3.3.6. Работа с проволокой.
Представления об использовании проволоки (для изготовления деталей изделий из природных материалов, каркасов для мягких игрушек, фигурок животных и другие).
Виды проволоки (медная, алюминиевая, стальная) и свойства проволоки (легко гнется; толстая и тонкая; длинная и короткая).
Правила обращения с проволокой (хранить в коробке, перед работой выпрямлять руками проволоку, резать проволоку кусачками). Инструменты, используемые для работы с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка). Организация рабочего места для работы с проволокой.
Приемы работы с проволокой: сгибание руками волной, сгибание руками в кольцо, сгибание руками в спираль, намотка руками на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами. Формообразование при работе с проволокой. Отмеривание проволоки нужной длины.
Использование проволоки для изготовления деталей изделий из природных материалов. Поделки из проволоки: буквы, цифры, фигуры животных.
31.5.3.3.7. Работа с металлическим конструктором.
Металлический конструктор, его детали (планки, пластины, углы, косынки, скобы, планшайбы, гайки, винты). Понятие "сборочные работы". Соединение деталей металлического конструктора винтом и гайкой, использование инструментов (гаечный ключ, отвертка). Отбор необходимых деталей и конструирование модели (геометрические плоскостные фигуры - треугольник, квадрат).
31.5.3.4. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" в 5 классе.
31.5.3.4.1. Работа с бумагой и картоном.
Дифференцирование и классификация материалов, инструментов и приспособлений. Их применение, устройство.
Виды бумаги (рисовальная, газетная, писчая, обойная, салфеточная). Свойства бумаги (мягкая, плотная, непрочная, цвет, размер, форма).
Технологические операции с бумагой (разметка, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка изделия). Виды работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование).
Планирование хода работы с использованием наглядного материала. Конструирование из бумажных геометрических форм. Элементы оригами. Склеивание деталей.
Технологии разметки деталей с помощью линейки, треугольника, циркуля. Разметка с точностью до миллиметров. Симметричные формы. Экономное расходование материалов при разметке деталей.
Сбор моделей из геометрических форм (самолет).
Геометрические понятия "прямой угол", "острый угол", "тупой угол". Работа с угольником. Вычерчивание углов с помощью угольника и линейки. Геометрический орнамент. Закладка для книги с геометрическим орнаментом.
Разметка округлых деталей по шаблонам. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Правила подготовки циркуля к работе. Понятия "круг", "окружность", "радиус", "циркуль". Экономная разметка бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.
Технология изготовления игрушки из большого количества разноцветных бумажных кругов, согнутых пополам (например, попугай).
Деление круга на равные части разными способами. Складывание круга (сгибание круга пополам, сгибание полукруга пополам; сгибание четвертой части круга пополам). Деление круга с помощью угольника и линейки.
Технологии изготовления объемного елочного украшения на основе конусов разной величины.
Понятие "развертка". Анализ конструкции изделия с выделением ее основных признаков и свойств (назначение, развертка конверта имеет форму ромба, имеет основание и клапаны).
Технология изготовления конверта для писем с клеевым соединением деталей с применением разных приемов разметки, резания бумаги, склеивания частей.
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Чтение схем по условным обозначениям (тонкая сплошная линия, штрих с двумя точками, стрелочки - направление, в котором надо выполнить действие).
Складывание простых форм из квадрата.
Технология изготовления конверта без клеевого соединения деталей, с выполнением приемов сгибания заготовки.
Выполнение разметки с использованием чертежа. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям.
Названия и назначение чертежных линий (тонкая сплошная линия помогает разобраться в конструкции изделия; сплошная толстая линия показывает контур изделия; сплошная тонкая линия со стрелками и цифрами указывает на габариты (размеры) изделия).
Способ симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.
Приемы вырезания: надрез по короткой линии без предварительной разметки (на глаз); вырезание по сложному контуру.
Разметка сложной конструкции по шаблону.
Технология изготовления игрушки симметричного строения ("Птица").
Способ тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Многократное сгибание бумаги по линиям разметки (складывание гармошкой).
Точечное клеевое соединение деталей. Технология изготовления многодетальной "растягивающейся" игрушки с точечным клеевым соединением ("Матрешка" или "Цыпленок").
Картонажно-переплетные работы. Деление изделий на картонажные (коробки, папки, футляры для книг) и переплетные (книги, блокноты, записные книжки, тетради, фотоальбомы). Материалы: бумага, картон, технические ткани, нитки, клей. Инструменты: измерительные, режущие, колющие, вспомогательные. Понятия "записная книжка", "переплет", "переплетная крышка", "блок". Технология изготовления записной книжки-раскладушки с выполнением приемов разметки, резания и промазывания клеем.
31.5.3.4.2. Работа с текстильными материалами.
Классификация материалов, инструментов и приспособлений.
Виды ткани (шерстяные, хлопковые). Расцветка и свойства ткани (легкая, толстая, однотонная, с рисунком и другие).
Виды работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитье, набивка рисунка).
Технологические операции при работе с тканью и нитками (изготовление лекала, раскрой ткани, сборка изделия - сшивание или склеивание).
Технологии работы с текстильными материалами (нитки, ткани, пуговицы).
Представления о ткачестве, ручных швейных работах и ремонте одежды.
Новые технические сведения о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Ознакомление с устройством ткацкого станка (на примере игрушечного станка).
Основа и уток. Схема полотняного переплетения нитей из бумаги.
Скручивание ткани. Искусство изготовления тряпичных кукол-скруток.
Способы отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Технические сведения о текстильных материалах (холст, тесьма). Полотняное переплетение нитей на примере холста и его свойствах (суровая, шершавая, плотная ткань с полотняным переплетением нитей).
Технология изготовления салфетки из холста и отделки ее аппликацией.
Текстильные изделия декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток, объемные изделия из ниток). Виды работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитье, вышивание).
Технология изготовления цветов из ниток, связанных в пучок.
Ручные швейные работы. Виды соединения деталей разными строчками.
Правила работы с режущими и колющими инструментами. Соединение деталей строчкой прямого стежка. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка.
Технология изготовления прихватки, сшитой по краям строчкой косого стежка.
Прием соединения деталей из ткани строчкой петельного стежка.
Технология изготовления подушечки для игл со сшитыми краями ручной строчкой петельного стежка.
Различные операции по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и другие).
Технология пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями и ушком.
Представления о пуговицах как материале для отделки изделий. Изготовление аппликаций с использованием пуговиц.
31.5.3.4.3. Работа с древесиной.
Представления о функциональном назначении изделий из древесины. Текстура, цвет, запах древесины. Материал (древесина), инструменты (молоток, напильник, пила) и приспособления (гвозди), классификация.
Новые технологии работы с древесными материалами (аппликация из древесной стружки и древесных заготовок для спичек).
Представления о заготовке древесины и выработке древесных материалов, о рабочих профессиях в деревообрабатывающей промышленности (лесорубы, сплавщики, машинисты электропоездов, водители автомобилей, плотники, столяры).
Обработка древесины ручными инструментами (нож, стамеска, рубанок). Прием получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Применение карандашной стружки и древесных заготовок для спичек в аппликации. Клеевое соединение деталей из древесины.
31.5.3.4.4. Работа с проволокой.
Виды проволоки (медная, алюминиевая, стальная); физические свойства (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая); приемы сгибания (волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Технологическая операция "формообразование" способом сгибания проволоки. Технологии работы с проволокой (сгибание проволоки руками и с применением инструментов). Разметка проволоки по линейке.
Декоративные фигурки лебедя, лошадки, человечка.
31.5.3.4.5. Работа с металлом.
Представления об изделиях из металла, средствах транспорта, предметах быта, ювелирных украшениях и других.
Технология обработки тонколистового металла (фольга). Приемы работы с фольгой: сгибание, разрывание руками, разрезание ножницами, сминание, скручивание и скатывание. Изготовление изделий и игрушек с применением приемов ручной обработки фольги ("Дерево").
31.5.4. Планируемые результаты освоения программы "Труд (технология)" на уровне начального общего образования.
31.5.4.1. В результате изучения предмета "Труд (технология)" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
элементарное понимание о культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, мотивация к творческому труду;
способность к самообслуживанию, проявление организованности, аккуратности, трудолюбия на доступном для обучающегося уровне;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми на условиях взаимопомощи и доброжелательности.
31.5.4.2. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)".
31.5.4.2.1. К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны уметь:
выделять в ближайшем окружении объекты рукотворного мира и уважать чужой труд;
называть профессии людей, связанные с производствами и сферой обслуживания;
подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с разными материалами (пластилином, клеем, бумагой);
применять правила безопасной работы с ножницами; аккуратно работать иголкой;
действовать по предложенному образцу;
распознавать и называть изученные виды материалов (природные, бумага, картон, клей и другие);
отбирать материалы и инструменты для работы; исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека), использовать их в практической работе;
выполнять разметку бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации; резать бумагу и картон по линиям разметки, выполнять сборку изделий с помощью клея;
выполнять задания с использованием подготовленного плана; устанавливать последовательность действий и работать по составленному плану;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам педагога); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
составлять композиции из природного материала по образцу и представлению к прочитанным сказкам;
изготавливать стилизованные фигурки из текстильных материалов;
раскраивать ткань и резать ткань по выкройке;
пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями;
экономно выполнять разметку деталей по шаблону, линейке (как направляющему инструменту);
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема);
аккуратно выполнять отделку изделий.
31.5.4.2.2. К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь:
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, проволока, текстиль и другие);
изготавливать изделия по образцу и представлениям;
соблюдать санитарно-гигиенические правила работы с разными материалами;
безопасно пользоваться колюще-режущими инструментами;
работать с использованием предметно-операционного плана;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема) и условные обозначения;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными способами;
использовать приемы обработки разных материалов (аппликация из древесных опилок; объемные изделия из природных материалов);
соединять детали поделок с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;
резать бумагу и картон ножницами по кривым и прямым линиям; прорезывать отверстия в картоне;
осуществлять разметку развертки изделия по шаблону и линейке;
правильно пользоваться иглой и наперстком;
выполнять ручную строчку прямым и косым стежками; обметывать боковые швы; выполнять декоративную отделку вышивкой.
31.5.4.2.3. К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны уметь:
самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
называть свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), соблюдать правила их хранения, выполнять санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
экономно расходовать материалы;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
планировать работу, следовать пооперационному плану;
работать с разнообразной технологической документацией: предметно-операционные и графические планы, технические рисунки, схемы, чертежи;
работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой; с древесиной и другими);
выполнять изученные приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов;
конструировать объемные поделки из бумаги на основе геометрических тел;
выполнять ручные стежки и строчки (прямыми и косыми стежками); выполнять несложный ремонт одежды и декоративно-отделочные работы;
выполнять элементарные действия по ручной обработке древесных материалов; использовать навыки работы с карандашной стружкой в декоративной отделке изделий;
использовать проволоку при конструировании и моделировании;
соблюдать правила обращения с проволокой и инструментами, используемыми для работы с проволокой;
использовать детали металлического конструктора при конструировании;
производить сборку изделий по образцу;
соединять детали металлического конструктора с помощью винта и гайки, применяя гаечный ключ и отвертку; учитывать требования устойчивости конструкции;
различать профессии, связанные с производствами и со сферой услуг.
31.5.4.2.4. К концу обучения в 5 классе обучающиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы;
выполнять технологические операции по обработке различных материалов с применением необходимых инструментов, соблюдая технику безопасности обращения с ними;
экономно расходовать материалы;
руководствоваться правилами безопасной работы с режущими и колющими инструментами;
соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении работ;
на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
работать с разнообразной технологической документацией: предметно-операционные и графические планы, технические рисунки, схемы, чертежи;
осуществлять планирование трудового процесса, выделяя его этапы в логике действий;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и участвовать в доступных видах домашнего труда; выполнять несложный ремонт одежды;
различать профессии, связанные с производствами и со сферой услуг.";
6) пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Федеральный учебный план.
Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
32.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
32.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования.
Учебный предмет "Русский язык" является комплексным. На разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:
в 1 дополнительном классе: обучение грамоте; развитие речи (обучение дактильной речи, обучение устной (разговорной и монологической) речи);
в 1 классе: развитие речи; письмо; первоначальные грамматические обобщения (в 2 полугодии);
в 2 и 3 классах: развитие речи; первоначальные грамматические обобщения;
с 4 класса: развитие речи; сведения по грамматике.
Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
32.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений предусматривает:
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
32.1.2.1. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка", "Развитие познавательной сферы", которые являются обязательными.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, занятия проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока со 2 класса - 40 минут, в 1 классе (в том числе дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2 и 3 уроков - по 20 минут.
Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 дополнительном и в 1 классах - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.
32.2. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе, включая дополнительный, каждый день проводятся 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1 классе, включая дополнительный, обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1 четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2 четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3 четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе. Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со 2 класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4 класса - до 2 часов (120 минут).
32.3. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
32.4. При реализации данной ФАОП НОО должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
32.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.3).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей