<Письмо> Росавиации от 16.08.2024 N Исх-28235/02 "Информация по безопасности полетов N 7"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 16 августа 2024 г. N Исх-28235/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 7

29.06.2024 на аэродроме Екатеринбург (Кольцово) произошел серьезный инцидент с воздушным судном (далее - ВС) CL-600-2B19 RA-67156 АО "ЮВТ АЭРО".

Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту: Тобольск - Екатеринбург. На борту ВС находились 3 члена экипажа и 49 пассажиров.

Посадка ВС на аэродроме Екатеринбург производилась днем, на ВПП-26 (правая) в метеоусловиях: ветер 340° 8 порывы 13 м/с, видимость 3400 м, временами видимость 2600 м, слабый ливневой дождь, облачность сплошная высотой 300 м кучево-дождевая, температура +10 °C, точка росы +10 °C; умеренный сдвиг ветра в ВПП-26 (правая) мокрая до 100% площади, толщина слоя осадков до 3 мм, коэффициент сцепления 0,45.

После приземления, на удалении 2605 м от порога ВПП, произошло выкатывание ВС вправо на 10 м за пределы искусственного покрытия. В результате выкатывания ВС повреждений не получило, находившиеся на борту ВС люди не пострадали.

Причинами потери управляемости на пробеге явились ошибки экипажа ВС, связанные с несвоевременным (запоздалым) реагированием органами управления ВС на удержание траектории пробега, неэффективным использованием реверса тяги в условиях бокового ветра на мокрой ВПП и, вероятно, несимметричным торможением на конечном этапе пробега в условиях парирования бокового ветра. Причиной ошибки экипажа явился недостаточный опыт командира ВС под наблюдением, при выполнении функции командира ВС с левого сиденья пилота при выполнении посадки в усложненной ситуации.

С учетом указанного серьезного инцидента, в течение 7 месяцев 2024 года произошло 8 серьезных инцидентов с ВС (самолетами), связанных с выкатыванием ВС за пределы ВПП при посадке. При этом за весь 2023 год вследствие выкатывания произошло 6 серьезных инцидентов.

Факторы, способствующие выкатываниям ВС (самолетов) за пределы ВПП, указывались в информации по безопасности полетов N 1 за 2024 год. В летний и осенний период на выкатывание ВС за пределы ВПП в большей степени могут влиять такие факторы внешней среды, как сложная ветровая обстановка и сдвиг ветра в приземном слое, сильный ливневой дождь и связанное с этим увеличение слоя воды на ВПП. Выкатываниям ВС могут способствовать отказы (неисправности) на ВС, в том числе включенные в перечень минимального оборудования. Перечисленные факторы способствуют ошибкам пилотирования на конечном этапе захода на посадку, при приземлении и пробеге, и могут приводить не только к выкатываниям ВС, но к приземлению ВС с касанием ВПП хвостовой частью фюзеляжа или крылом, посадкам до ВПП, грубому приземлению ВС. Далее приведены случаи подобных авиационных инцидентов.