1. Выкатывания за пределы ВПП

1. Выкатывания за пределы ВПП.

13.08.2012 на аэродроме Сент-Джонс (Канада) произошел серьезный инцидент с ВС Ил-76ТД-90ВД RA-76511.

В процессе снижения для посадки экипаж ВС получил информацию о ветре, в соответствии с которой попутная составляющая была 2,3 м/с, что не выходило за допустимые ограничения. Для данных условий потребная посадочная дистанция составляла 2538 м при располагаемой 2591 м. Фактически, снижение происходило в условиях попутного ветра 6,6 м/с, превышающего эксплуатационные ограничения и увеличивающего посадочную дистанцию на 275 м. Информация об изменении скорости ветра экипажу ВС не передавалась, однако данные о попутном ветре отображалась на многофункциональном дисплее ВС.

Из-за ошибок при выравнивании (чрезмерное отклонение руля высоты на кабрирование, что привело к взмыванию ВС), приземление ВС произошло на удалении 1088 м от порога ВПП. После приземления экипаж ВС включил максимальный реверс двигателей N 1 и 4 (с уменьшением режима на 10 секунд и последующим повторным увеличением режима до максимального), а затем двигателей N 2 и 3, который использовался до полной остановки ВС. Несмотря на использование всех средств торможения, ВС на скорости 75 км/ч выкатилось за пределы ВПП и остановилось на грунте, на удалении 195 м от выходного торца.

При осмотре колес основных опор шасси на 8 шинах были выявлены признаки аквапланирования. При проверке системы торможения было установлено, что при изготовлении ВС были перепутаны линии подачи гидравлического давления (внутренние тормоза были подключены к линиям подачи давления внешних тормозов, и наоборот). Как следствие, при торможении на мокрой ВПП нарушилась логика работы антиюзовой автоматики: когда поступал сигнал о необходимости снизить давление торможения на внешней паре колес, давление уменьшалось на внутренней паре колес, и наоборот. Неправильный монтаж трубопроводов системы торможения привел к уменьшению эффективности торможения более, чем в 2 раза.

Кроме того, при расследовании было отмечено, что все 16 шин колес основных опор шасси были изношены более чем на 80%. Использование шин с износом более 80% сокращает силу сцепления на мокрой ВПП, и таким образом увеличивает риск аквапланирования и выкатывания за пределы ВПП.

16.10.2016 на аэродроме Ленкорань (Республика Азербайджан) произошел инцидент с ВС А-321 VQ-BKG.

Инцидент произошел ночью, в условиях видимости 2000 м и дождя. ВС эксплуатировалось с отложенным согласно MEL дефектом: неисправен обогрев лобового стекла со стороны второго пилота.

Пилотирование при посадке осуществлял командир ВС. На высоте 58 футов, за 7 секунд до приземления, у ВС начал развиваться правый крен до 5°. Приземление произошло с отклонением вправо от осевой линии на 15 м и вектором скорости, направленным вправо. В результате уклонения ВС вправо произошел наезд на огни ВПП.

В ходе расследования командиром ВС было отмечено, что несмотря на то, что стеклоочиститель был включен на максимальный режим, он испытывал трудности в пилотировании. Так как обогрев лобового стекла второго пилота был неисправен, стекло запотело, и второй пилот еще на глиссаде предупредил командира ВС, что он ничего сквозь стекло не видит. Из-за отсутствия осевых огней ВПП положение ВС относительно ВПП оценивалось командиром ВС по левым и правым огням ВПП. Однако, после касания, из-за плохой видимости через залитое дождем стекло, командир ВС не смог правильно оценить вектор движения ВС (видел лишь размытые огни и было тяжело определить расстояние до них), что привело к уклонению ВС вправо и выкатыванию на правую обочину ВПП.