4. Грубое приземление

4. Грубое приземление:

25.07.2011 на аэродроме Чита произошел серьезный инцидент с ВС Ан-24РВ RA-46683.

Снижение для посадки производилось с закрылками, выпущенными на 10°, что в условиях малой массы (16614 кг), крутой глиссады (3°55'), высокой температуры наружного воздуха (+26 °C) и попутного ветра (1,6 м/с), не позволяло экипажу ВС выдерживать требуемую приборную скорость 260 км/ч. На снижении вертикальная скорость увеличивалась до 10 м/с, происходило срабатывание сигнализации об опасной скорости сближения ВС с землей.

ВС пролетело БПРМ на высоте 135 м (при требуемой не более 85 м) на приборной скорости 315 км/ч, превышающей эксплуатационное ограничение (300 км/ч). При указанных параметрах полета произвести посадку в пределах рекомендованной зоны приземления и на допустимой скорости невозможно, однако экипаж ВС не выполнил уход на второй круг.

Как следствие, приземление ВС произошло на скорости 303 км/ч (рекомендуемая скорость для фактической конфигурации 230 км/ч), с опережением на переднюю опору шасси. Попытка экипажа при приземлении прижать переднюю стойку большим отклонением руля высоты на пикирование привела к возникновению скоростного прогрессирующего "козла". Лишь после пятого приземления, экипажу удалось прекратить "козление" и произвести окончательное приземление на приборной скорости 235 км/час на удалении 1710 м от входного порога ВПП. Грубое приземление ВС привело к разрушению шин колес передней опоры шасси и повреждениям фюзеляжа (гофры, разрывы обшивки).

06.07.2023 на аэродроме Иркутск произошел инцидент с ВС Боинг-737-800 RA-73672.

Заход на посадку производился по системе ILS, в темное время суток, в условиях видимости 2500 м, слабого ливневого дождя, дымки, сплошной кучево-дождевой облачности высотой 150 м.

С высоты 400 футов командир ВС перешел на ручное пилотирование и на высоте принятия решения, имея необходимый визуальный контакт с ВПП, принял решение на выполнение посадки. Однако, в условиях темного времени суток и ухудшенной видимости вследствие дождя, командир ВС не смог правильно определил высоту начала выравнивания. Как следствие, приземление произошло с углом тангажа 1,9°, вертикальной скоростью 717 фут/мин и вертикальной перегрузкой 2.3 ед.. Причиной грубой посадки явилось неправильное определения высоты начала выравнивания в условиях ливневого дождя в темное время суток.

Поручаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до подконтрольных организаций гражданской авиации.

2. Рекомендовать руководителям организаций гражданский авиации:

2.1. Изучить настоящую информацию с членами летных экипажей, персоналом обслуживания воздушного движения, персоналом по аэродромному обеспечению полетов и инженерно-техническим персоналом.

2.2. При подготовке к проведению периодических занятий с членами летных экипажей использовать:

информационные материалы по вопросам предотвращения выкатываний за пределы ВПП и грубых посадок, размещенные на официальном сайте Росавиации (раздел "Безопасность полетов - Безопасность на ВПП", https://favt.gov.ru/dejatelnost-lms-beopasnost-vpp/);

окончательные отчеты по расследованию аварии ВС Боинг-737-800 VQ-BJI, происшедшей 01.09.2018 на аэродроме Адлер (Сочи) (выкатывание при посадке) и аварии ВС А-321 VQ-BRS, происшедшей 10.01.2020 на аэродроме Анталья (грубое приземление) (размещены на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета).

2.3. Операторам аэродромов на постоянной основе контролировать соблюдение положений директивы по безопасности полетов от 11.04.2024 N Исх-12595/04 (с приложениями).

Д.В.ЯДРОВ