I. Общие положения

1. Целью настоящей Программы является создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), предусматривающего предоставление российскими кредитными организациями, включенными в состав уполномоченных банков в соответствии с Регламентом взаимодействия банков с акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемым Правлением АО "Корпорация "МСП" (далее соответственно - уполномоченные банки, Регламент, Корпорация), на льготных условиях:

а) кредитов субъектам МСП для создания и (или) приобретения (сооружения, изготовления, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) (далее соответственно - инвестиционные кредиты, инвестиционные цели) <1>;

--------------------------------

<1> Не допускается предоставление субъектам МСП кредитов, используемых на цели, указанные в части 1 статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

б) кредитов субъектам МСП для целей пополнения оборотных средств (далее соответственно - оборотные кредиты, оборотные цели);

в) кредитов субъектам МСП для рефинансирования кредитов, ранее предоставленных им на инвестиционные или оборотные цели (за исключением рефинансирования таких кредитов, предоставленных в рамках настоящей Программы);

г) кредитов субъектам МСП на иные цели, связанные с осуществлением и (или) развитием предпринимательской деятельности, в размере до 50 млн рублей;

д) кредитов лизинговым компаниям, оказывающим услуги финансовой аренды (лизинга) субъектам МСП (далее - лизинговые компании), для приобретения предметов лизинга для субъектов МСП, а также для рефинансирования кредитов, ранее полученных лизинговыми компаниями для приобретения предметов лизинга для субъектов МСП;

е) кредитов микрофинансовым организациям предпринимательского финансирования, предоставляющим субъектам МСП микрофинансирование (микрозаймы) (далее - МФО).

Целью настоящей Программы является также поддержка российских физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые), предусматривающая предоставление уполномоченными банками самозанятым кредитов на организацию и (или) развитие бизнеса в части пополнения оборотных средств и финансирования текущей деятельности (в том числе на уплату налогов и сборов (за исключением погашения просроченной задолженности по налогам и сборам) в объеме, не превышающем 30% общей суммы кредита) в размере до 500 тыс. рублей (далее - микрокредиты).

Кредиты, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются в рамках настоящей Программы также по заключенным уполномоченным банком с получателями таких кредитов кредитным договорам, которые ранее не включались в представляемый в Корпорацию в соответствии с Регламентом реестр кредитов, предусмотренный пунктом 14 настоящей Программы (далее - реестр кредитов), и условия которых приведены в соответствие с требованиями настоящей Программы посредством заключения соответствующих дополнительных соглашений к этим кредитным договорам. При этом такие кредитные договоры для целей настоящей Программы считаются заключенными (а кредиты считаются предоставленными) в рамках настоящей Программы со дня заключения указанных дополнительных соглашений к этим кредитным договорам.

Допускается сочетание следующих целей кредита, предоставленного по одному кредитному договору: инвестиционные цели и рефинансирование кредита на инвестиционные цели; пополнение оборотных средств и рефинансирование кредита на пополнение оборотных средств; иные цели, связанные с осуществлением и (или) развитием предпринимательской деятельности, и рефинансирование кредита на такие цели.

2. Получателями кредитов в рамках настоящей Программы (далее также - заемщики) являются:

а) субъекты МСП, соответствующие на день, по состоянию на который сформированы представленные в Корпорацию реестры кредитов, следующим требованиям:

i. сведения о субъекте МСП внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

ii. субъект МСП не относится к субъектам МСП, указанным в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП);

iii. субъект МСП не относится к субъектам МСП, указанным в части 4 статьи 14 Закона о развитии МСП.

Указанное требование не распространяется:

- на субъектов МСП, осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках классов 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" и 55 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

- на субъектов МСП, осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность:

в сфере розничной и (или) оптовой торговли, при условии, что субъект МСП зарегистрирован и (или) осуществляет такую деятельность (в том числе через свои филиалы и иные обособленные подразделения, за исключением представительств) на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым или г. Севастополя, а также территории субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации;

в сфере розничной торговли, при условии, что субъект малого предпринимательства является микропредприятием;

на субъектов МСП, заключивших кредитные договоры, по которым уполномоченными банками предоставлен (предоставляется) кредит на сумму не более 30 млн рублей, а также на субъектов МСП, заключивших кредитные договоры на сумму не более 50 млн рублей, включенные уполномоченным банком в реестр кредитов до 01.01.2023;

iv. субъект МСП не участвует в уставном (складочном) капитале юридических лиц, не относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, с долей такого участия более 25 процентов и не имеет в качестве участника (акционера) юридическое лицо, не относящееся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, с долей участия в уставном (складочном) капитале более 25 процентов.

Перечень сведений о видах экономической деятельности, при наличии которых в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) субъект МСП считается не соответствующим требованиям подпунктов ii и iii настоящего подпункта, устанавливается Правлением Корпорации;

б) самозанятые;

в) лизинговые компании, соответствующие требованиям настоящей Программы и Регламента;

г) МФО, соответствующие требованиям настоящей Программы и Регламента.

Применительно к заемщикам должны быть соблюдены следующие условия:

- в отношении заемщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

- юридическое лицо, являющееся контролирующим лицом (являющимся таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации) заемщика, а также всех лиц, входящих в цепочку собственников заемщика, является резидентом Российской Федерации.

3. Настоящая Программа устанавливает следующие базовые условия предоставления кредитных средств:

а) с 1 января 2024 г. уполномоченные банки вправе предоставлять в рамках настоящей Программы кредиты заемщикам только по кредитным договорам на инвестиционные цели, процентная ставка по которым субсидируется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 (далее соответственно - субсидируемый кредит, Правила субсидирования), при одновременном соблюдении следующих условий:

- субсидируемый кредит соответствует требованиям к размеру такого кредита, установленным Регламентом;

- заемщик, которому предоставлен субсидируемый кредит, согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) осуществляет в качестве основного вида экономической деятельности деятельность, которая соответствует одной из приоритетных отраслей (видов деятельности), предусмотренных приложением N 2 к настоящей Программе, не менее чем 12 месяцев до месяца заключения кредитного договора либо менее этого срока при условии, что такой заемщик зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя менее 12 месяцев до месяца заключения кредитного договора и со дня его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в сведениях об основном виде осуществляемой им экономической деятельности в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) указан вид деятельности, соответствующий одной из приоритетных отраслей (видов деятельности), предусмотренных приложением N 2 к настоящей Программе;

- субсидируемый кредит предоставлен заемщику по кредитному договору, заключенному после 23 марта 2022 г.

При этом совокупный объем таких кредитов составляет не менее чем 100 млрд рублей выданных кредитов ежегодно;

б) кредиты предоставляются в российских рублях;

в) размер процентной ставки по кредитам для заемщика, устанавливаемый уполномоченным банком, не должен превышать размера ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения соответствующего кредитного договора, увеличенного на 3 процентных пункта, если заемщиком является субъект среднего предпринимательства, лизинговая компания или МФО, на 4 процентных пункта, если заемщиком является субъект малого предпринимательства, на 4,5 процентного пункта, если заемщиком является микропредприятие или самозанятый.

Уполномоченный банк вправе изменить процентную ставку по кредиту (части кредита) для заемщика, выданному по кредитному договору, после увеличения ключевой ставки Банка России, установив ее в размере, предусмотренном абзацем первым настоящего подпункта, с применением ключевой ставки Банка России, действующей на дату изменения процентной ставки по таким кредитам (частям кредитов). При этом не допускается соответствующее увеличение процентной ставки по кредитам (частям кредитов), предоставленным заемщику ранее месяца, предшествующего месяцу, в котором увеличена ключевая ставка Банка России.

Уполномоченный банк не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня снижения ключевой ставки Банка России обязан установить процентную ставку по кредитам для заемщика, выданным после указанной даты, в размере, предусмотренном абзацем первым настоящего подпункта, с применением ключевой ставки Банка России, действующей на день изменения процентной ставки по таким кредитам.

Требования, указанные в настоящем подпункте, не применяются к кредитам, выданным заемщикам в рамках настоящей Программы по кредитным договорам, процентная ставка по которым определяется в соответствии с Правилами субсидирования либо в соответствии с условиями предоставления уполномоченному банку субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в целях возмещения недополученных им доходов по таким кредитным договорам;

г) расчетная процентная ставка по договору финансовой аренды (лизинга), рассчитанная по формуле, определенной Регламентом, не должна превышать размер процентной ставки по кредиту, предоставленному уполномоченным банком лизинговой компании, увеличенной на 3 процентных пункта, если лизингополучателем является субъект среднего предпринимательства, на 4 процентных пункта, если лизингополучателем является субъект малого предпринимательства, на 4,5 процентного пункта, если лизингополучателем является микропредприятие или самозанятый;

д) процентная ставка по договору микрозайма, заключенному МФО и субъектом МСП, не должна превышать более чем на 50 процентов размер процентной ставки по договору между уполномоченным банком и МФО на дату его заключения. Данное требование должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора микрозайма между МФО и субъектом МСП, за исключением случаев применения санкций за нарушение условий договора микрозайма;

е) условия кредитования, предусмотренные настоящей Программой, применяются к кредитам, предоставленным заемщикам по соответствующим кредитным договорам, в течение 3 (трех) лет, начиная:

- с 1 января 2024 г., - для кредитных договоров, заключенных до указанной даты;

- с первого дня, следующего за днем, по состоянию на который сформированы представленные в Корпорацию реестры кредитов, в которые впервые включены такие кредитные договоры, - для кредитных договоров, заключенных с 1 января 2024 г.

Уполномоченный банк вправе определять без учета ограничений, предусмотренных настоящей Программой, условия по кредитным договорам в отношении кредитов, предоставленных заемщикам после истечения срока, предусмотренного настоящим подпунктом, а также в отношении кредитов, право уполномоченных банков на включение которых в реестр кредитов в соответствии с условиями настоящей Программы прекращено, в том числе в связи с внесением в нее изменений, влекущих прекращение такого права, и кредитов, которые предусмотрены кредитными договорами, исключенными из Программы в порядке, предусмотренном Регламентом;

ж) доля финансирования заемщиком - субъектом МСП инвестиционного проекта за счет заемных средств составляет не более 90% (в случае предоставления инвестиционных кредитов в размере более 500 млн рублей, а также инвестиционных кредитов независимо от их размера, погашение более 50% основной суммы долга по которым предусматривается за счет денежного потока, производимого в ходе реализации цели кредитования);

з) на период предоставления в рамках настоящей Программы уполномоченному банку кредита Банка России, обеспеченного поручительством Корпорации или залогом облигаций федерального займа, кредитный договор не предусматривает взимания с заемщика комиссий и сборов, иных платежей, за исключением платы за пользование лимитом кредитной линии (за резервирование кредитной линии), взимаемой за неиспользованный заемщиком остаток лимита кредитной линии, платы за досрочное погашение кредита, а также штрафных санкций в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора;

и) средства, предоставляемые в рамках инвестиционных кредитов, могут быть направлены на покрытие капитальных затрат (не менее 65% совокупной величины инвестиционных кредитов) и текущих расходов, связанных с реализацией сопутствующих мероприятий (не более 35% совокупной величины инвестиционных кредитов).

Уполномоченный банк вправе установить дополнительные критерии приемлемости инвестиционных проектов, в том числе дополнительные требования к заемщикам, в соответствии с внутренними документами банка;

к) максимальный размер кредитов, предусмотренный в совокупности всеми действующими кредитными договорами, заключенными заемщиком в рамках настоящей Программы с одним или несколькими уполномоченными банками, не может превышать 2 млрд рублей.

3(1). В случае возникновения на дату, по состоянию на которую сформирован реестр кредитов, превышения задолженности в части суммы основного долга уполномоченного банка по предоставленным в рамках настоящей Программы кредитам Банка России (в соответствии с договором о предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", и договором об участии в операциях по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных залогом облигаций федерального займа) над задолженностью в части суммы основного долга по предоставленным заемщикам в соответствии с базовыми условиями, указанными в пункте 3 настоящей Программы, кредитам, включенным этим уполномоченным банком в реестр кредитов либо не включенным в этот реестр, но учтенным в нем в составе сведений о портфеле кредитов, предоставленных заемщикам, такой уполномоченный банк должен в срок, установленный Регламентом, возвратить указанные кредиты Банка России в сумме не менее величины указанного превышения.

В случае возникновения на дату, по состоянию на которую сформирован реестр кредитов, превышения задолженности в части суммы основного долга уполномоченного банка по предоставленным в рамках настоящей Программы кредитам Банка России (в соответствии с договором о предоставлении кредитов Банка России, обеспеченных поручительствами акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", направленных на поддержку кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на территории отдельных субъектов Российской Федерации) над задолженностью в части суммы основного долга по включенным этим уполномоченным банком в реестр кредитов кредитам, предоставленным в соответствии с условиями, указанными в подпунктах "а" - "к" пункта 18 и пункте 18(1) настоящей Программы, такой уполномоченный банк должен в срок, установленный Регламентом, возвратить указанные кредиты Банка России в сумме не менее величины указанного превышения.

4. Координация реализации настоящей Программы осуществляется Корпорацией.

К компетенции Совета директоров Корпорации относится:

а) определение минимального состава информации о настоящей Программе, размещаемой уполномоченным банком на своем официальном сайте;

б) определение совокупного объема кредитных средств, предоставляемых для финансирования инвестиционных проектов в рамках настоящей Программы в каждой отрасли экономики (лимиты на отрасли);

в) утверждение форм отчетов, представляемых уполномоченными банками в Корпорацию;

г) установление и пересмотр максимальной величины вознаграждения Корпорации за предоставление в рамках настоящей Программы поручительств Банку России по обязательствам уполномоченных банков по выдаваемым кредитам Банка России и вознаграждения Корпорации за осуществление проверки реестра кредитов на предмет соответствия включенных в такой реестр кредитных договоров требованиям настоящей Программы и Регламента;

д) установление специальных условий кредитования заемщиков в рамках настоящей Программы на определенных настоящей Программой территориях отдельных субъектов Российской Федерации или в отдельных отраслях экономики.

К компетенции Правления Корпорации относится:

а) принятие решения о включении российской кредитной организации в состав уполномоченных банков;

б) принятие решения об исключении российской кредитной организации из состава уполномоченных банков;

в) определение максимального лимита поручительства Корпорации на уполномоченный банк в рамках настоящей Программы (далее - максимальный лимит поручительства), определение в рамках максимального лимита поручительства сублимитов поручительства Корпорации на уполномоченный банк в соответствии с внутренним документом Корпорации, содержащим порядок установления и контроля лимитов на уполномоченные банки в рамках настоящей Программы;

г) утверждение порядка и графика проведения выборочных проверок хода реализации настоящей Программы уполномоченными банками;

д) определение категорий уполномоченных банков, обязательства которых по возврату кредитов Банка России, предоставленных в рамках настоящей Программы, не обеспечиваются поручительствами Корпорации.