Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Глава 10. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

10.1. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документы, предусмотренные подпунктами 7.15.1 - 7.15.5 пункта 7.15, подпунктами 8.5.1 - 8.5.6 пункта 8.5, подпунктами 8.6.1 - 8.6.3 пункта 8.6, абзацами вторым и третьим пункта 8.7, абзацами вторым - пятым пункта 8.8, абзацами вторым - четвертым пункта 8.9, пунктами 8.10, 8.11, подпунктами 9.2.1 - 9.2.6 пункта 9.2 настоящего Положения, в течение двадцати календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 9.9 настоящего Положения, тридцати календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня их получения.

В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его характер и размер понесенного ущерба, размер страхового возмещения (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре - выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении на адрес, указанный в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 3 п. 10.1 утрачивает силу.

Направление страховщиком потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении по соглашению между страховщиком и потерпевшим, указанному в абзаце пятом пункта 26 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ, по выбору потерпевшего может осуществляться в виде электронного документа с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет" (мобильного приложения страховщика, предусмотренного абзацем третьим пункта 1 статьи 6.1 Закона Российской Федерации N 4015-I) на адрес электронной почты, представленный потерпевшим в соответствии с абзацем пятым пункта 2, абзацем седьмым пункта 3 или абзацем вторым пункта 16 Указания Банка России N 6707-У, с одновременным размещением в личном кабинете потерпевшего (выгодоприобретателя) на официальном сайте страховщика в сети "Интернет".

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 4 п. 10.1 вступает в силу с 01.01.2025.

Направление страховщиком потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении по выбору потерпевшего может осуществляться в виде электронного документа на адрес электронной почты, представленный потерпевшим в соответствии с абзацем пятым пункта 2, абзацем седьмым пункта 3 или абзацем третьим пункта 16 Указания Банка России N 6707-У, с одновременным размещением в личном кабинете потерпевшего (выгодоприобретателя) на официальном сайте страховщика в сети "Интернет", на ЕПГУ или финансовой платформе, если ЕПГУ (финансовая платформа) позволяет страховщику разместить отказ в страховом возмещении.

10.2. Страховщик в течение пятнадцати календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия первого заявления о страховом возмещении в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховом возмещении и предусмотренные подпунктами 7.15.1 - 7.15.5 пункта 7.15, подпунктами 8.5.1 - 8.5.6 пункта 8.5, подпунктами 8.6.1 - 8.6.3 пункта 8.6 настоящего Положения документы от других выгодоприобретателей.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2025 абз. 2 п. 10.2 утрачивает силу.

В течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после окончания указанного в абзаце первом настоящего пункта срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик обязан составить акт о страховом случае, на основании его принять решение об осуществлении страховой выплаты, осуществить страховую выплату либо направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в страховом возмещении на адрес, указанный в заявлении о страховом возмещении, или на адрес электронной почты, представленный потерпевшим в соответствии с абзацем пятым пункта 2, абзацем седьмым пункта 3 или абзацем вторым пункта 16 Указания Банка России N 6707-У, в случае, указанном в абзаце третьем пункта 10.1 настоящего Положения.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 3 п. 10.2 вступает в силу с 01.01.2025.

В течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после окончания указанного срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик обязан составить акт о страховом случае, на основании его принять решение об осуществлении страховой выплаты, осуществить страховую выплату либо направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в страховом возмещении на адрес, указанный в заявлении о страховом возмещении, или на адрес электронной почты, представленный потерпевшим в соответствии с абзацем пятым пункта 2, абзацем седьмым пункта 3 или абзацем третьим пункта 16 Указания Банка России N 6707-У, в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 10.1 настоящего Положения.

Страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, осуществляется единовременно.

10.3. При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему (выгодоприобретателю) неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему <1>.

--------------------------------

<1> Абзац второй пункта 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной Федеральным законом N 40-ФЗ страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему <2>.

--------------------------------

<2> Абзац третий пункта 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ.

При возмещении в соответствии с пунктами 9.7 и 9.9 настоящего Положения причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения <3>.

--------------------------------

<3> Абзац второй пункта 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ.

Предусмотренные настоящим пунктом неустойка (пеня) или сумма финансовой санкции при несоблюдении срока осуществления страхового возмещения или срока направления потерпевшему (выгодоприобретателю) мотивированного отказа в страховом возмещении уплачиваются потерпевшему (выгодоприобретателю) на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени) или суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (почтовый перевод или перечисление неустойки (пени) или суммы финансовой санкции на банковский счет), а также адрес для перевода или банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня) или сумма такой финансовой санкции должны быть уплачены. При этом страховщик не вправе требовать от потерпевшего (выгодоприобретателя) дополнительные документы для их уплаты <4>.

--------------------------------

<4> Абзац четвертый пункта 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ.

Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) - физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленной статьей 7 Федерального закона N 40-ФЗ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона N 40-ФЗ.

10.4. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

10.5. До полного определения размера вреда, подлежащего возмещению по договору обязательного страхования, страховщик по заявлению потерпевшего вправе осуществить часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.

10.6. В случае возникновения разногласий между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем) относительно размера вреда, подлежащего возмещению по договору обязательного страхования, страховщик в любом случае обязан произвести страховую выплату в неоспариваемой им части.

10.7. В случае если страховое возмещение, отказ в страховом возмещении или изменении его размера зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо делу об административном правонарушении, срок осуществления страхового возмещения или его части может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения (постановления) суда.