1. Общая часть

1.1. Данные информационные материалы описывают порядок взаимодействия уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа (далее - Уполномоченный орган) и предприятий, эксплуатирующих гражданские воздушные суда (далее - Эксплуатант), при рассмотрении вопросов, связанных с продлением сроков устранения дефектов и неисправностей (отложенный дефект), указанных в перечне минимального исправного оборудования (далее - ПМО/MEL (Minimum Equipment List)) воздушных судов (далее - ВС).

1.2. Информационные материалы разработаны с учетом рекомендательной практики ИКАО (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, Часть 1), международной практики (FAA Order 8900.1 Volume 4 Chapter 4, EASA Part-ORO, Part-CAT, CS MMEL), положений статьи 37.1 Воздушного кодекса, Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 и определяют порядок взаимодействия Уполномоченного органа и Эксплуатантов ВС по продлению сроков устранения дефектов ВС, включенных в ПМО/MEL.

1.3. Главный перечень минимального исправного оборудования (ГПМО/MMEL master minimum equipment list) - типовой перечень соответствующего типа ВС, разработанный разработчиком типа ВС, утвержденный ведомством гражданской авиации страны разработчика типа ВС, определяющий компоненты и (или) приборы и (или) оборудование и (или) функции ВС, которые вследствие присущего им конструктивного резервирования и (или) вследствие предписанных процедур и (или) условий и ограничений летной эксплуатации, при соблюдении применимых процедур поддержания летной годности, могут быть временно неработоспособными, обеспечивая возможность продолжения эксплуатации типа ВС с приемлемым уровнем безопасности полетов, предусмотренным применимыми требованиями.

1.4. Перечень минимального исправного оборудования Эксплуатанта (ПМО/MEL) - эксплуатационный перечень конкретных экземпляров типа ВС, подготовленный Эксплуатантом, на основании и не ниже уровня требований ГПМО/MMEL, учитывающий конфигурацию и условия эксплуатации конкретных экземпляров типа ВС, определяющий компоненты и (или) приборы и (или) оборудование и (или) функции экземпляров типа ВС Эксплуатанта, которые могут быть временно неработоспособными, обеспечивая возможность продолжения эксплуатации конкретных экземпляров типа ВС Эксплуатанта с приемлемым уровнем безопасности полетов, предусмотренным применимыми требованиями.

1.5. Отложенный дефект (Deferred Defect) - зарегистрированный и оформленный в установленном порядке дефект, с которым допускается продолжение эксплуатации ВС в сроки и в соответствии с условиями, определенными утвержденным ПМО/MEL Эксплуатанта.

Примечание:

Вопросы временной и (или) подконтрольной эксплуатации ВС в соответствии с допущениями иной эксплуатационной документации (РЭ, РТЭ, РРК, АММ, SRM и т.д.) разработчика типа ВС и (или) разработчика изменений типовой конструкции типа ВС (допустимые такой документацией отклонения при эксплуатации ВС в виде: незначительных капельных утечек гидрожидкости и (или) временные ремонты, в том числе допустимые структурные повреждение и (или) отсутствие индикатора износа тормоза и т.п.), осуществляемой на основании установленных процедур Эксплуатанта, данными информационными материалами не рассматриваются.

1.6. Перенос сроков устранения дефектов зависит от категории откладываемого дефекта, имеющей соответствующий стандартный интервал, установленный в ПМО/MEL, в течение которого отложенный дефект должен быть устранен.

1.7. Перенос сроков устранения дефектов не может превышать период действия, установленный соответствующим пунктом ПМО/MEL.

1.8. Максимальные сроки и условия переноса сроков устранения дефектов соответствующих категорий, указываемые в ПМО/МЕL, не должны превышать сроки и изменять условия, указанные в ГПМО/MMEL и (или) в дополнениях к ГПМО/MMEL, приложениях к документации по поддержанию летной годности типа ВС разработчика типа ВС или разработчика изменений типовой конструкции типа ВС, при этом:

Категория A - дефекты данной категории должны быть устранены в течение интервала времени, указанного в столбце "Remarks or Exceptions/Пояснения и ограничения", утверждённого ПМО/MEL Эксплуатанта экземпляра типа ВС. Если в столбце "Remarks or Exceptions/Пояснения и ограничения" ГПМО/MMEL указаны циклы или налет в часах, то интервал начинается со следующего полета. Если интервал указан в календарных днях, то интервал начинается со дня, следующего за днем обнаружения дефекта.

Категория B - дефекты данной категории должны быть устранены в течение трёх последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.

Категория C - дефекты данной категории должны быть устранены в течение 10 последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.

Категория D - дефекты данной категории должны быть устранены в течение 120 последовательных календарных дней, исключая день обнаружения.

1.9. Продление сроков устранения отложенных дефектов сверх сроков, устанавливаемых требованиями ПМО/MEL, является исключительным случаем и не может рассматриваться Эксплуатантом как типовая практика, с учетом чего такое продление сроков устранения отложенных дефектов сверх сроков, устанавливаемых требованиями ПМО/MEL должно быть ограничено случаями только когда Эксплуатант, кроме подтверждения обеспечения требуемого уровня безопасности полетов в запрашиваемый срок продления, может объективно обосновать, что он не мог обеспечить устранение ранее отложенного дефекта в установленные ПМО/MEL сроки в связи с обстоятельствами, которые он действительно не мог предвидеть и (или) решить.

1.10. Продления сроков устранения отложенных дефектов на соответствующий аналогичный интервал выполняются по запросам Эксплуатантов с привлечением Уполномоченного органа и рассматриваются по следующему принципу:

- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "A" - не рассматриваются;

- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "B" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 15 суток с момента регистрации неисправности;

- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "C" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 50 суток с момента регистрации неисправности;

- Заявки на продление сроков устранения отложенных дефектов категории "D" - могут быть рассмотрены с возможностью продления очередного интервала, но не более общего срока 240 суток с момента регистрации неисправности.

1.11. Продление сроков устранения отложенного дефекта рассматривается Уполномоченным органом для дефектов категорий "B", "C" и "D" на основании получения соответствующего оформленного запроса Эксплуатанта.

1.12. Вся ответственность за соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна в период его эксплуатации с продлением сроков устранения отложенных дефектов, установленных разработчиком типа ВС, а также правил эксплуатации воздушного судна, утвержденных федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 30.01.2024), возлагается на Эксплуатанта.