4.4. Идентификация отправителя (его уполномоченного представителя) при приеме РПО

4.4.1. Прием в ОПС, ОПС ЗТ, УКД регистрируемых почтовых отправлений, в т.ч. оформленных в ЛК ЮЛ, ЛК ФЛ и в МП, осуществляется при условии идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) одним из следующих способов:

- предъявления ДУЛ;

- использования ЕСИА <18>;

--------------------------------

<18> При условии доработки ИС.

- использования профиля клиента в Почта.ID.

Исключение составляют РПО разряда "Служебное", принимаемые от ОПС/УКД, а также иных подразделений почтамта/филиала Общества, при приеме которых идентификация отправителя (его уполномоченного представителя) не осуществляется.

4.4.2. По результатам идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) при приеме РПО почтовый работник осуществляет фиксирование:

- данных ДУЛ отправителя (его уполномоченного представителя) фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер ДУЛ отправителя, сведения о дате выдачи ДУЛ отправителя, и выдавшем его органе);

- реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (если от имени отправителя действует уполномоченный представитель);

- реквизитов адресов отправителя и адресата, указанных на почтовом отправлении.

4.4.3. При осуществлении единичного приема РПО и идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) при предъявлении ДУЛ в ОПС, УКД почтовый работник осуществляет следующие операции:

- сверяет личность клиента с фотографией в предъявленном ДУЛ;

- сверяет Ф.И.О. (отчество при наличии) в предъявленном ДУЛ, с Ф.И.О. (отчество при наличии) на оболочке РПО;

- при несовпадении Ф.И.О. (отчество при наличии) - уточняет наличие доверенности/иного документа, подтверждающего его полномочия. При отсутствии доверенности/иного документа, подтверждающего его полномочия - отказывает в приеме РПО; при наличии - осуществляет проверку реквизитов, указанных в доверенности/ином документе, подтверждающем его полномочия в соответствии с требованиями действующей Инструкции по оказанию услуг АО "Почта России" по доверенности в объектах почтовой связи АО "Почта России" <19>;

--------------------------------

<19> При единичном приеме РПО снятие копии с долгосрочной доверенности/иного документа, подтверждающего полномочия, и хранение копии в ОПС/УКД не производится - реквизиты, предусмотренные п. 4.2.2, фиксируются в соответствующих полях ИС.

- при совпадении Ф.И.О. - осуществляет фиксирование реквизитов, предусмотренных п. 4.4.2 Порядка в соответствующих экранных формах ИС;

- осуществляет прием РПО в соответствии с п. 4.5 (единичный прием) или п. 4.6 (партионный прием) Порядка.

4.4.4. При осуществлении единичного приема РПО и идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) с использованием ЕСИА в ОПС, УКД почтовый работник осуществляет следующие операции:

- уточняет Ф.И.О. (отчество при наличии) и номер мобильного телефона клиента;

- вводит озвученные данные в соответствующие поля ИС - система автоматически направляет запрос на мобильное устройство клиента (ЛК ЕСИА) для подтверждения личности и оказания услуг. При неудачной попытке идентификации с помощью ЕСИА - предлагает клиенту предъявить ДУЛ (п. 4.4.3 Порядка) или осуществить идентификацию через профиль клиента (п. 4.4.5 Порядка). При отсутствии ДУЛ и профиля клиента (отказе в его оформлении) - отказывает в приеме РПО;

- при положительном результате подтверждения личности через ЕСИА - осуществляет прием РПО в соответствии с п. 4.5 (единичный прием) или п. 4.6 (партионный прием) Порядка. При этом в ИС места приема в автоматическом режиме фиксируются реквизиты, предусмотренные п. 4.4.2 Порядка.

4.4.5. При осуществлении единичного приема РПО и идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) с использованием профиля клиента в Почта.ID почтовый работник ОПС, УКД осуществляет следующие операции:

- уточняет номер мобильного телефона клиента или серию и номер паспорта;

- вводит в соответствующие поля ИС номер мобильного телефона или серию и номер паспорта для поиска профиля клиента в Почта.ID;

- при наличии профиля клиента в Почта.ID с помощью ИС инициирует генерацию кода подтверждения, который поступает на номер мрбильного телефона клиента. Клиент называет его почтовому работнику;

- вводит код подтверждения в экранную форму ИС. Если клиент не смог назвать корректный код подтверждения почтовый работник предлагает клиенту предъявить ДУЛ (п. 4.4.3 Порядка) или осуществить регистрацию профиля клиента. При отсутствии ДУЛ и отказе регистрации профиля клиента - отказывает в приеме РПО. При согласии регистрации профиля клиента осуществляет операции, предусмотренные действующим Порядком вручения отправлений с использованием простой электронной подписи;

- при положительном результате подтверждения личности через профиль клиента - осуществляет прием РПО в соответствии с п. 4.5 (единичный прием) или п. 4.6 (партионный прием) Порядка. При этом в ИС места приема в автоматическом режиме фиксируются реквизиты, предусмотренные п. 4.4.2 Порядка.

В случае идентификации через QR-код, сформированный в мобильном приложении Общества, оператор осуществляет следующие операции:

- осуществляет сканирование QR-кода, предъявленного адресатом в мобильном приложении. При сканировании некорректного QR-кода осуществляет действия, указанные в соответствующем сообщении ИС;

- верификация регистрационных данных адресата не производится - ИС автоматически осуществляет верификацию и поиск Профиля пользователя по данным QR-кода;

- осуществляет прием отправлений (п. 4.5 Порядка).

4.4.6. Идентификация отправителя РПО с использованием цифрового паспорта (ГосQR) может быть доступна только в случае утверждения соответствующего законодательного акта.

При осуществлении единичного приема РПО и идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) с использованием цифрового паспорта <20> (далее - ГосQR), сформированного в мобильном приложении Госуслуг, почтовый работник ОПС, УКД <21> осуществляет следующие операции:

--------------------------------

<20> Внедрен Указом Президента Российской Федерации от 18.09.2023 N 695 "О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий".

<21> При условии доработки ИС УКД.

- уточняет наличие ГосQR у клиента. При отсутствии у клиента ГосQR осуществляет идентификацию одним из способов, указанных в пп. 4.4.3 - 4.4.5 Порядка;

- сверяет личность клиента с фотографией в цифровом паспорте, изображенном в мобильном телефоне клиента;

- при совпадении личности - осуществляет сканирование ГосQR с экрана мобильного телефона клиента в соответствующие поля ИС. При несовпадении - предлагает провести идентификацию одним из способов, указанных в пп. 4.4.3 - 4.4.5 Порядка. При отказе клиента предъявления ДУЛ или проведения идентификации по ПЭП - отказывает в оказании услуги;

- вводит цифровой код подтверждения, отображенный в мобильном телефоне клиента рядом с ГосQR;

- при положительном результате подтверждения личности через ГосQR - осуществляет прием РПО в соответствии с п. 4.5 (единичный прием). При этом в ИС места приема в автоматическом режиме фиксируются реквизиты, предусмотренные п. 4.4.2 Порядка.

4.4.7. Осуществление идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) при приеме РПО с наложенным/обязательным платежом, а также фиксирование обязательных сведений необходимых для идентификации клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, осуществляется в соответствии с действующими ПВК, а также п. 5.1.2 Порядка.

4.4.8. В ЛК ЮЛ, ЛК ФЛ и в МП идентификация клиента осуществляется только с использованием ЕСИА или профиля клиента в Почта.ID.

При приеме РПО, оформленных в ЛК ФЛ или в МП, в объекте почтовой связи идентификация отправителя (его уполномоченного представителя) осуществляется в соответствии с пп. 4.4.3, 4.4.4 Порядка.

4.4.9. Идентификация отправителя - юридического лица, с которым заключен договор на оказание услуг почтовой связи, осуществляется при заключении договора.

Идентификация уполномоченного представителя отправителя - юридического лица, с которым заключен договор на оказание услуг почтовой связи, осуществляется при приеме РПО в объекте почтовой связи. При этом оригинал/копия доверенности <22> или копия иного документа, подтверждающего право действовать от имени отправителя, остается в ОПС/УКД и прикладывается к Списку партионной почты на бумажном носителе (при наличии Списка партионной почты) или к иным документам, сформированных в рамках партионного приема.

--------------------------------

<22> При отсутствии у доверенного лица копии доверенности или иного документа, подтверждающего его полномочия, работник объекта почтовой связи бесплатно делает копию.

Почтовый работник осуществляет сверку данных ДУЛ и оригинала доверенности <23>. При совпадении - осуществляет прием почтовых отправлений в соответствии с требованиями п. 4.5. Порядка.

--------------------------------

<23> В случае предъявления копии документа (доверенности/иного документа, подтверждающего полномочия) уполномоченным представителем оригинал документа дополнительно сверяется с предъявленной копией.

В случае несовпадения данных ДУЛ и оригинала доверенности/копии документа, подтверждающего право действовать от имени отправителя, просит предъявить корректные документы. При их отсутствии отказывает в оказании услуги.

4.4.10. При наличии в договоре с корпоративным клиентом (в т.ч. маркетплейсом) условий, предусматривающих возложение полномочий на работников, селлеров или третьих лиц, в качестве уполномоченных представителей корпоративного клиента (в т.ч. маркетплейса), доверенность (или иной документ, подтверждающий полномочия) при сдаче партионных почтовых отправлений не предъявляется - в ИС в электронном виде обязательно фиксируются реквизиты договора <24>.

--------------------------------

<24> В данных электронного Списка партионной почты существует реквизит с номером договора.

4.4.11. При сдаче почтовых отправлений селлерами идентификации подлежит селлер - физическое лицо или уполномоченный представитель селлера, в соответствии с требованиями п. 4.4.8 Порядка. При оказании услуги "Сбор предоплаченных отправлений компаниями партнеров, водителями-курьерами АО "Почта России" на дому" идентификации при приеме РПО в ОПС подлежит почтовый работник Общества или иного лица, которое Общество вправе привлечь к оказанию услуги, и который передает отправление в ОПС. Полномочие действовать от имени и по поручению отправителя предоставляется клиентом в рамках заключенного договора (оферты). Доверенность (или иной документ, подтверждающий полномочия) при сдаче отправлений не предъявляется - в ИС в электронном виде обязательно фиксируются реквизиты договора (оферты) <25>.

--------------------------------

<25> При условии доработки ИС.

4.4.12. При оказании дополнительной услуги "Курьерский сбор" идентификации при приеме РПО в ОПС подлежит почтовый работник Общества, который передает отправления в ОПС. Полномочие действовать от имени и по поручению отправителя предоставляется отправителем - юридическим лицом в рамках заключенного договора на оказание услуг почтовой связи. Доверенность (или иной документ, подтверждающий полномочия) при сдаче отправлений не предъявляется - в ИС в электронном виде обязательно фиксируются реквизиты договора, заключенного с Обществом <26>.

--------------------------------

<26> В данных электронного Списка партионной почты существует реквизит с номером договора.