II. Задачи, ключевые показатели и ожидаемые результаты развития конкуренции
1. Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее - Национальный план) определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включают в себя:
развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;
дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия для развития конкуренции, на основании анализа состояния конкуренции;
обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов, проводимых в электронной форме;
обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;
развитие малого и среднего предпринимательства;
унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам;
замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;
обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;
развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том числе создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли;
цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;
расширение и повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства;
создание условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и повышения эффективности механизма ценообразования в сфере государственного оборонного заказа;
развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков.
2. В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются следующие ключевые показатели развития конкуренции:
Доля организаций с государственным и муниципальным участием в отраслях (сферах), указанных в пункте 3 раздела II Национального плана <*> |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
|||
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
|||
Доля закупок в денежном выражении, осуществляемых акционерными обществами, входящими в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р и от 30 августа 2017 г. N 1870-р, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по отношению к общему объему таких закупок в денежном выражении, за исключением закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 600 тыс. рублей, закупок товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, а также закупок, осуществляемых в связи с признанием конкурентных закупок несостоявшимися |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
--------------------------------
<*> Методика расчета доли организаций с государственным и муниципальным участием утверждается федеральным антимонопольным органом.
3. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видах деятельности):
На федеральном и региональном уровнях обеспечена возможность подачи сельскохозяйственными товаропроизводителями заявления на получение субсидий в электронном виде через государственную информационную систему |
|
Увеличено количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, получивших субсидии |
|
Расширена номенклатура сельскохозяйственных товаров, реализуемых на бирже |
ФАС России |
На рынках услуг в сфере информационных технологий, в том числе на рынках программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов (разработка, поддержка, развитие, внедрение, предоставление доступа, обеспечение функционирования), отсутствуют унитарные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами |
|
Обеспечен ввод в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере: количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - одна тысяча в 2023 году; количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - 20 тыс. в 2025 году |
Минобороны России |
Реализован функционал специализированной торговой площадки, обеспечивающий возможность проведения закрытых торгов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну |
ФСБ России, ФСТЭК России, Минфин России |
Увеличение до 30 процентов к 2025 году объема твердых коммунальных отходов, транспортируемых организациями частных форм собственности (негосударственными и немуниципальными организациями) и не аффилированными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами |
|
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.08.2024 N 2284-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|
Обеспечен равный доступ финансовым организациям, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджета льготного финансирования |
Минфин России при участии Банка России |
Создан не менее чем один новый рынок производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар |
Минфин России при участии Банка России |
Расширен доступ организаций, обладающих необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации |
Минприроды России, ФАС России |
Снижены сроки технологического присоединения к электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях, когда максимальная мощность заявителя составляет до 150 кВт и сетевой организации требуется строительство "последней мили" на расстоянии 300 - 500 метров |
|
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в электронной форме не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации к 2025 году |
|
Не увеличены территории ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков |
|
Доля организаций частной формы собственности составляет не менее: 30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по производству электроэнергии на розничном рынке; 30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по купле-продаже электроэнергии (энергосбытовую деятельность) на розничном рынке |
|
Обеспечены равные условия дистрибуции авиабилетов через глобальные и российские системы бронирования |
|
Обеспечена деятельность минимум одного независимого оператора, не входящего в группу лиц с оператором аэропорта, оказывающего услуги по наземному обслуживанию в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3 млн. человек в год |
|
Создана цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и операторов в рамках грузовых перевозок железнодорожным транспортом на недискриминационной основе |
|
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом: по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 20 процентов; по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 30 процентов |
Минэкономразвития России |
Во всех субъектах Российской Федерации обеспечено внедрение не позднее 2024 года системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств) |
|
В субъектах Российской Федерации разработаны меры поддержки частных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми |
Минэкономразвития России |
Обеспечено включение в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, посвященных государственной политике по развитию конкуренции |
|
Доля детей, получающих образование в организациях частной формы собственности, от общего числа детей, получающих образование, составляет не менее: 1,6 процента на рынках дошкольного образования; 1 процента на рынках общего образования; 7,5 процента на рынках среднего профессионального образования |
|
На рынках лекарственных средств: до 1 июля 2022 г. проведена работа по определению взаимозаменяемости лекарственных препаратов для не менее чем 50 процентов лекарственных препаратов, до 31 декабря 2022 г. - для не менее чем 55 процентов лекарственных препаратов, до 31 декабря 2023 г. - для не менее 60 процентов лекарственных препаратов, до 31 декабря 2024 г. - для не менее 65 процентов лекарственных препаратов, до 31 декабря 2025 г. - для не менее 70 процентов лекарственных препаратов |
|
Система возмещения стоимости лекарственного обеспечения внедрена: в не менее чем 10 пилотных регионах - к 2023 году, во всех регионах - к 2025 году при условии выделения достаточных средств на пилотный проект |
|
Доля организаций частной формы собственности составляет: на рынках медицинских услуг - не менее 10 процентов, в том числе доля субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 80 процентов; на рынках розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями - не менее 70 процентов |
Минэкономразвития России |
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.08.2023 N 2252-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|
созданы в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, содержащие атрибутивный состав сведений; направлено информационное письмо в субъекты Российской Федерации о заполнении справочника сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочника сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, а также инструкция по заполнению указанных справочников |
Минцифры России |
В субъектах Российской Федерации до 31 декабря 2025 г.: созданы и в целях обеспечения возможности поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с положениями раздела III Национального плана размещены в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них в отношении всех существующих кладбищ, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон; обеспечено оказание ритуальных услуг по принципу "одного окна" на основе конкуренции с предоставлением информации о хозяйствующих субъектах, имеющих право на оказание услуг по организации похорон, включая стоимость оказываемых хозяйствующими субъектами ритуальных услуг |
Минцифры России, Минэкономразвития России |
При торговле природным газом не менее 10 процентов общего объема поставок на территорию Российской Федерации составляет объем газа, поставка которого осуществлена по договорам, заключенным на биржевых торгах, в которых приняли участие не менее 5 продавцов |
Минэнерго России |
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ, сжиженный углеводородный газ |
Минэнерго России |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования |
ФНС России, Минэнерго России, ФАС России |
Сроки подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения составляют не более 135 дней для заявителей первой категории в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Минстрой России, ФАС России |
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется через многофункциональные центры не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации |
Минэнерго России, ФАС России |
Сокращены объемы перекрестного субсидирования в рамках долгосрочного тарифного регулирования |
Минэнерго России, ФАС России |
Увеличена доля реализованных на биржевых торгах нефтепродуктов (автомобильные бензины, авиационный керосин, битум, сжиженный углеводородный газ, дизельное топливо, мазут) от общего объема производства по сравнению с 2020 годом |
Минэнерго России |
Обеспечено развитие экспорта нефти и нефтепродуктов с применением прозрачных форм торговли (организованные торги, аукционы) |
Минэнерго России |
Обеспечено развитие маркерного сорта российской нефти "Юралс" и повышена его ликвидность как независимого эталонного сорта |
|
Формирование внебиржевых индексов цен на авиационный керосин в центрах потребления |
Минэнерго России |
Формирование биржевых и внебиржевых индексов цен на битум, судовое топливо в центрах потребления и на нефтепродукты, реализованные мелким оптом |
Минэнерго России |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования |
ФНС России, Минэнерго России |
Объем энергетического угля, реализованного на бирже, составляет не менее 10 процентов поставок на территорию Российской Федерации |
Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
Обеспечено использование биржевых и внебиржевых индексов цен в целях повышения эффективности применения налогового, бюджетного регулирования |
ФНС России, Минэнерго России, ФАС России |
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на энергетический уголь |
Минэнерго России |
12. Химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность |
|
Доля реализации химической и нефтегазохимической продукции на организованных торгах от поставок на внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом сегменте, составляет для парафинов, ортоксилола, толуола не менее 10 процентов объемов продаж на территории Российской Федерации каждого производителя, занимающего доминирующее положение на соответствующих товарных рынках |
Минэнерго России |
Расширена номенклатура химической и нефтегазохимической продукции, реализуемой на организованных торгах с учетом спроса |
Минэнерго России, Минпромторг России |
Сформированы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на минеральные удобрения, парафины, ортоксилол, толуол |
Минэнерго России, Минпромторг России |
Осуществлен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования |
ФАС России |
Доля организаций частной формы собственности в объеме выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составляет не менее 91 процента |
|
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.06.2024 N 1399-р) (см. текст в предыдущей редакции) |
|
Суммарно увеличено количество нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках не менее чем на 10 процентов в 2025 году по отношению к 2020 году |
исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
Обеспечено развитие ликвидных биржевых торгов лесоматериалами |
Минприроды России, Минпромторг России |
Создание ликвидных биржевых индикаторов на лесоматериалы, основанных на результатах биржевых торгов лесоматериалами |
Минприроды России, Минпромторг России |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования |
ФНС России, Минприроды России, ФАС России, Минпромторг России |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей