Условия бесплатной газификации

1.

Условия бесплатной "догазификации" СНТ и возможность их расширения, перечень объектов недвижимости, на которые распространяются условия бесплатной "газификации", перечень документов, прилагаемых к заявке на подключение, лица, уполномоченные на подачу заявки о догазификации

Согласно пункту 22 перечня поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и при участии иных газоснабжающих организаций обеспечить без привлечения средств граждан выполнение мероприятий по подключению к газораспределительным сетям домовладений, расположенных на землях СНТ в газифицированных населенных пунктах, предусмотрев выполнение этих мероприятий до границ земельных участков, принадлежащих заявителям (при наличии соответствующей заявки о подключении), и определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Правилами подключения (с учетом изменений, внесенных постановлением N 484) предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что домовладение заявителя располагается в границах территории садоводства, находящейся в границах населенного пункта, в котором проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, или программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее - программа газификации) в текущем календарном году предусмотрено строительство газораспределительных сетей до границ такого населенного пункта, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

Установление региональными органами государственной власти, за исключением субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором пункта 1 Правил подключения, иных условий осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в том числе в рамках догазификации, которые не предусмотрены Правилами подключения, противоречит законодательству о газоснабжении в Российской Федерации и Правилам подключения.

Домовладением в Правилах подключения признается:

объект индивидуального жилищного строительства;

жилой дом блокированной застройки и примыкающие к ним и (или) отдельно стоящие на общем с объектом индивидуального жилищного строительства или жилым домом блокированной застройки земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Пунктом 39 статьи 1 ГрК определено, что объект индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подключение объектов незавершенного строительства к сетям газораспределения в рамках догазификации Правилами подключения не предусмотрено.

Не подлежат подключению к сетям газораспределения в рамках догазификации садовые дома, которые в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 217-ФЗ являются зданиями сезонного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании, и в этой связи не отвечают указанным выше признакам домовладения.

Условия социальной газификации не распространяются на территории ведения гражданами огородничества для собственных нужд, а также на территории садоводства, расположенные за границами населенных пунктов. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 217-ФЗ размещение домовладений и других объектов капитального строительства на огородных земельных участках не предусмотрено.

Заявка о догазификации в целях подключения в рамках догазификации территорий садоводства может направляться собственником домовладения, расположенного в границах территории садоводства, либо уполномоченным представителем СНТ на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации (абзац второй пункта 119 Правил подключения).

Перечень документов, прилагаемых к заявке о догазификации в целях подключения в рамках догазификации территорий садоводства, установлен пунктом 16 Правил подключения, в том числе протокол общего собрания членов СНТ, содержащий решение о проведении догазификации.

Каких-либо исключений из требований Правил подключения не предусмотрено.

Проект типовой формы протокола общего собрания членов СНТ по вопросам газификации домовладений, расположенных на территории садоводства, направлен во все субъекты Российской Федерации.

Социальная газификация (догазификация), в рамках которой в газифицированных населенных пунктах осуществляется бесплатное подключение к сетям газораспределения домовладений граждан (в том числе расположенных в границах территории садоводства), медицинских и образовательных учреждений, котельных, реализуется за счет средств единого оператора газификации. Прогнозные затраты на реализацию указанных мероприятий на период 2021 - 2024 годов составляют свыше 300 млрд рублей.

Для рассмотрения инициативы распространения условий подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения в рамках догазификации на газоиспользующее оборудование в иных объектах капитального строительства должна быть проведена инвентаризация таких объектов капитального строительства, а также определены потенциальный объем газопотребления и источники финансирования соответствующих мероприятий единым оператором газификации.

Расширение сферы действия социальной газификации (догазификации) осуществляется поэтапно, с учетом имеющихся организационных и финансовых возможностей единого оператора газификации.

2.

Могут ли и если могут, то каким образом, участвовать в программе социальной газификации лица, осуществляющие ведение садоводства без создания товарищества, либо ранее ликвидированные СНТ

Порядок догазификации СНТ, а также требования, при соблюдении которых допускается догазификация СНТ, регулируются Правилами подключения.

Перечень документов, прилагаемых к заявке о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении), предусмотрен пунктом 16 Правил подключения, к которым, в частности, относится протокол общего собрания членов СНТ, содержащий решение о проведении догазификации.

В соответствии с положениями Закона N 217-ФЗ ведение садоводства может осуществляться как с созданием СНТ, так и без создания такого товарищества. Согласно части 3 статьи 6 Закона N 217-ФЗ граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, граждане, осуществляющие ведение садоводства без создания товарищества, самостоятельно подают заявки о подключении без согласия иных собственников земельных участков, осуществляющих ведение садоводства без создания товарищества.

Кроме того, следует отметить, что в случае ведения садоводства без создания товарищества Законом N 217-ФЗ не предусмотрено образование территории садоводства и создание имущества общего пользования.

Относительно необходимости предоставления заявителем протокола общего собрания членов СНТ, содержащего решение о проведении догазификации, при направлении заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения в случае ликвидации СНТ необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 217-ФЗ на недвижимое имущество общего пользования, находящееся в границах территории садоводства или огородничества, не может быть обращено взыскание. При ликвидации товарищества такое имущество, находящееся в собственности товарищества, безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

Таким образом, после ликвидации СНТ положения Закона N 217-ФЗ, регулирующие вопросы управления имуществом общего пользования СНТ, в отношении имущества, переданного в общую долевую собственность собственников садовых земельных участков, не применяются.

В указанном случае управление имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется в рамках общих положений гражданского законодательства.

В частности, согласно статье 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Учитывая изложенное, в случае если после ликвидации СНТ имущество, находящееся в собственности товарищества, перешло в общую долевую собственность собственников садовых земельных участков, к заявке о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения в том числе должно быть приложено соглашение собственников садовых участков об условиях использования имущества, находящегося в долевой собственности указанных лиц, для целей догазификации.

3.

О возможности "догазификации" СНТ, на территории которых расположены газопроводы, построенные за счет членов СНТ, компенсации расходов на строительство газораспределительных сетей, построенный за счет частных средств

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения под заявителем понимается юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей. Основным абонентом является юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно абзацу первому пункта 48 Правил подключения в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса (абзац второй пункта 48 Правил подключения).

В соответствии с абзацем третьим пункта 48 Правил подключения основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Указанные положения Правил подключения распространяются как на физических, так и на юридических лиц, являющихся основными абонентами.

Возможность предоставления основным абонентом согласия на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления под условием возмещения расходов основного абонента на строительство и содержание указанных сетей Правил подключения не предусмотрена.

В соответствии с частью третьей статьи 27 Закона N 69-ФЗ юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Аналогичные требования предусмотрены абзацем четвертым пункта 48 Правил подключения в отношении юридических лиц, являющихся основными абонентами.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2024 г. N 5-О и от 18 января 2024 г. N 6-О применительно к указанным положениям Закона N 69-ФЗ и Правил подключения отмечается, что подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения новых объектов возможно лишь при наличии достаточной пропускной способности таких сетей с сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа и не связано с возложением на основного абонента как их собственника обязанности несения дополнительных расходов. При подключении к сетям газораспределения новых абонентов их собственники не лишаются права собственности на газопровод или его часть, и само по себе подключение не нарушает их имущественных прав.

Возмещение расходов на создание имущества его собственнику за счет других лиц допускается только при условии передачи последним соответствующей доли в праве на это имущество.

Однако действующее законодательство не возлагает на новых абонентов при их подключении к сетям газораспределения обязанность осуществить выкуп доли в этих сетях у собственников, которыми они были созданы; продажа прав на такие сети новым абонентам возможна исключительно на принципах свободы договора.

Порядок определения и условия взимания платы за получение согласия собственников сетей газораспределения на подключение к указанным сетям действующими нормативными правовыми актами не установлены.

Вместе с тем собственники сетей газораспределения не лишены права на получение доходов от их использования, которое может быть реализовано путем учреждения юридических лиц (коммерческих организаций), передачи им указанных сетей с дальнейшим обращением в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) по вопросу установления тарифа на транспортировку газа и платы за подключение.

При этом каждый из учредителей вправе участвовать в распределении прибыли, получаемой от осуществления созданным им юридическим лицом регулируемых видов деятельности, в том числе подключения к сетям газораспределения новых абонентов.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании указанных положений гражданского законодательства Российской Федерации обязанности по содержанию газораспределительных сетей, принадлежащих основным абонентам могут быть возложены на иное лицо на договорной основе, в том числе при их передаче газораспределительной организации во временное владение и пользование или во временное пользование на соответствующих условиях.

В части вопроса об условиях доступа к местным газораспределительным сетям, которые расположены в границах территории садоводства и относятся к имуществу общего пользования СНТ, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 96 Правил подключения подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, осуществляется к сетям газораспределения исполнителя непосредственно или с использованием сети газораспределения и (или) газопотребления, относящейся к имуществу общего пользования СНТ.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, расположенных в границах территории садоводства и принадлежащих иным лицам, в собственности которых находятся объекты капитального строительства, осуществляется к сетям газораспределения исполнителя непосредственно или с использованием сети газораспределения и (или) газопотребления, относящейся к имуществу общего пользования СНТ, при наличии его согласия на такое подключение (технологическое присоединение) с приложением документов, указанных в пункте 16 Правил подключения.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду

п. 5.1. ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ, а не п. 51.

На основании пункта 51 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ относится принятие решения о передаче земельных участков и (или) находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования, гражданам или организациям в аренду либо в безвозмездное пользование или об установлении сервитута в отношении такого имущества, а также определение условий использования такого имущества для целей, предусмотренных Законом N 217-ФЗ.

Таким образом, условия использования сетей газораспределения и (или) газопотребления, относящихся к имуществу общего пользования СНТ, лицами, в собственности которых находятся объекты капитального строительства, расположенные в границах территории садоводства, не относящимися к числу граждан, ведущих садоводство на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, определяются решением общего собрания членов СНТ в порядке, предусмотренном Законом 217-ФЗ.

Условия доступа граждан, ведущих садоводство на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, к местным газораспределительным сетям, которые расположены в границах территории садоводства и принадлежат лицам, не оказывающим услуги по транспортировке газа по ним, в том числе являются имуществом общего пользования в границах территории садоводства, определяются в соответствии с положениями пункта 48 Правил подключения.

Минэнерго России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти продолжается работа по подготовке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования условий доступа к местным газораспределительным сетям, которые принадлежат лицам, не оказывающим услуги по транспортировке газа по ним.