Установление границ земельного участка общего назначения (проблемы, особенности)

12.

Требуется ли образование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков общего назначения СНТ? Необходимы ли разработка и утверждение проекта межевания территории?

В силу части 1 статьи 24 Закона N 217-ФЗ образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.

В случае оформления прав на земельные участки общего назначения в упрощенном порядке, установленном пунктами 2.7, 2.9 - 2.11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, образование таких земельных участков в том числе может осуществляться на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вместе с тем в Правилах подключения отсутствует требование по установлению границ территории садоводства и земельных участков общего назначения СНТ.

13.

Верно ли утверждение о том, что при оформлении сооружения газопровода на земельном участке общего пользования СНТ в случае, если такое сооружение какой-либо своей частью попадает в границы земельного участка, находящегося в индивидуальной собственности, требуется оформление сервитута перед постановкой на государственный кадастровый учет такого сооружения?

В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Исключение могут составлять надземные части линейного объекта, а также подземные части линейного объекта, размещение которого осуществлялось без нарушения поверхностного слоя почвы, в том числе если для их размещения под поверхностью земельных участков применялись методы горизонтально направленного бурения.

Таким образом, в случае расположения сооружения на частном земельном участке необходимо наличие документа, в соответствии с которым допускается использование земельного участка (части земельного участка) для размещения и эксплуатации такого сооружения.

14.

Порядок оформления земельного участка общего назначения СНТ в случае отсутствия правоустанавливающих документов либо в случае, если в отношении такого земельного участка не проведены кадастровые работы. С кем должен заключаться договор безвозмездного пользования земельного участка общего назначения в СНТ, в случае если данный земельный участок не принадлежит ни СНТ, ни членам СНТ на праве собственности или ином законном основании?

Необходима ли регистрация прав на земельный участок общего назначения СНТ?

Если земельные участки общего назначения предоставлены СНТ по договору аренды с муниципальным образованием, каким образом принимать решение о безвозмездном предоставлении земельного участка общего назначения СНТ (права пользования его частью) для строительства и (или) эксплуатации сети газораспределения, создаваемой в рамках догазификации жилых домов, расположенных на садовых участках, и предоставление безвозмездного и беспрепятственного доступа к данной сети газораспределения на период ее строительства и (или) эксплуатации?

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209 ГК РФ). Таким образом, до завершения переоформления прав на такие земельные участки общего назначения соответствующие СНТ не вправе предоставить соответствующий земельный участок общего назначения ресурсоснабжающей организации для строительства сети газораспределения.

В связи с этим отмечаем, что использование ресурсоснабжающей организацией земельного участка общего назначения СНТ возможно путем установления публичного сервитута в порядке, установленном главой V.3 ЗК РФ, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов системы газоснабжения, если указанные объекты необходимы для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 3.9 Закона N 137-ФЗ до 1 января 2025 г. в порядке, установленном указанной статьей и главой V.7 ЗК РФ, положения которой применяются в части, не противоречащей данной статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения этого пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 г.

При наличии правоустанавливающего документа в отношении земельного участка, представляющего собой земельный участок общего назначения (например решение о предоставлении такого земельного участка товариществу или государственный акт (свидетельство о праве) на такой земельный участок), сведения о таком участке могут быть внесены в ЕГРН по заявлению любого заинтересованного лица в порядке, установленном статьей 69 Закона N 218-ФЗ, а впоследствии возможно выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ такого земельного участка.

В целях осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства, являющееся недвижимым имуществом, в орган регистрации прав необходимо подать заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности от уполномоченного лица, а также должен быть представлен в том числе протокол общего собрания членов СНТ, оформленный в соответствии с требованиями Закона N 217-ФЗ, в том числе с учетом частей 25, 28 статьи 17, частей 2, 5 статьи 21 Закона N 217-ФЗ.

В указанном случае представление в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права общей долевой собственности всеми лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, не требуется.

Кроме того, Законом N 137-ФЗ предусмотрена возможность оформления прав на земельные участки общего назначения в упрощенном порядке в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, пропорционально площади таких земельных участков (пункты 2.7, 2.9 - 2.11 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).

15.

Согласно статье 10 Закона N 218-ФЗ границы территории садоводства не являются одним из видов зон, границ или территорий, подлежащих внесению в реестр границ ЕГРН. При этом подлежит внесению проект межевания территории, в котором определены границы земельных участков, подлежащих образованию. Вопрос по порядку внесения таких проектов межевания территории в ЕГРН в случае, если границы территории садоводства были определены до 1 января 2019 г., проект межевания территории изготовлен в 2024 году и не согласован с органами местного самоуправления

В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно СНТ в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства. В случаях, предусмотренных частью 1.1 данной статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 13.1 статьи 45 ГрК РФ устанавливает, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии со статьей 45 ГрК РФ органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 ГрК РФ.

В пункте 2 части 5.1 статьи 46 ГрК РФ закреплено, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного СНТ для ведения садоводства.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.

Также согласно части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в том числе следующие основные сведения об объекте недвижимости:

сведения о том, что земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории;

сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Кроме того, по смыслу части 4 статьи 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:

1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (дата принятия решения, номер решения);

2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории;

4) описание местоположения границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания.

Таким образом, в случае утверждения проекта межевания территории в отношении территории садоводства, сведения о границах такой территории будут отражаться в ЕГРН.