Разъяснение отдельных вопросов, связанных с проведением общего собрания членов СНТ, содержанием типовой формы решения общего собрания членов СНТ по вопросам газификации жилых домов, расположенных на территории садоводства (далее - типовая форма решения общего собрания членов СНТ)

4.

Относительно включения вопросов из типовой формы решения общего собрания

В соответствии с подпунктом "л" пункта 16 Правил подключения к заявке о подключении, направляемой заявителем единому оператору газификации, региональному оператору газификации или исполнителю, прилагается в том числе протокол общего собрания членов СНТ (в случае подачи заявки о подключении собственником домовладения, находящегося в границах территории садоводства, либо уполномоченным представителем СНТ в рамках раздела VII Правил подключения), содержащий решение о проведении догазификации.

Таким образом, в целях осуществления догазификации территории садоводства необходимо провести общее собрание членов СНТ, по результатам которого будет подготовлен протокол общего собрания членов СНТ, содержащий решение о проведении догазификации.

Во исполнение пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2024 г. N АН-П51-36пр Росреестром совместно с Минэнерго России, ООО "Газпром межрегионгаз", АО "Мособлгаз" разработан проект типовой формы решения общего собрания членов СНТ, в целях формирования единой правоприменительной практики.

При этом указанный проект носит рекомендательный характер, в связи с чем по вопросам, связанным с догазификацией, общим собранием членов СНТ могут быть приняты иные решения в зависимости от конкретной ситуации.

5.

Порядок проведения общего собрания членов СНТ: форма проведения (очная, очно-заочная, заочная), легитимность проведения общего собрания членов СНТ, необходимость проведения проверки протокола общего собрания членов СНТ в отношении кворума и количества голосов

В силу положений статей 16, 17 Закона N 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов СНТ.

Согласно статье 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ относятся:

принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования (пункт 5);

принятие решения о передаче земельных участков и (или) находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования, гражданам или организациям в аренду либо в безвозмездное пользование или об установлении сервитута в отношении такого имущества, а также определение условий использования такого имущества для целей, предусмотренных Законом N 217-ФЗ (пункт 5.1).

При принятии общим собранием членов СНТ решений, указанных в пунктах 4 - 6.1 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, одновременно избирается представитель указанных лиц, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (часть 29 статьи 17 Закона N 217-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 17 Закона N 217-ФЗ по вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 26 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, решения общего собрания членов СНТ принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа участвующих в общем собрании членов СНТ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 217-ФЗ по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, решения общего собрания членов СНТ принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 217-ФЗ, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном Законом N 217-ФЗ.

По иным вопросам, указанным в частях 1 и 1.1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, решения общего собрания членов СНТ принимаются большинством голосов от общего числа участвующих в общем собрании членов товарищества (часть 4 статьи 17 Закона N 217-ФЗ).

Таким образом, решение общего собрания членов СНТ о догазификации может быть принято большинством голосов от общего числа участвующих в общем собрании членов СНТ.

При этом в случае включения в него иных вопросов, указанных в типовой форме решения общего собрания членов СНТ, принятие решения должно осуществляться с учетом требований, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 17 Закона N 217-ФЗ.

Согласно положениям статьи 17 Закона N 217-ФЗ решение общего собрания членов СНТ может быть принято путем очного, очно-заочного или заочного голосования. Общее собрание членов СНТ, на котором решения принимаются в любой из перечисленных форм, проводится с соблюдением всех правил, установленных статьей 17 Закона N 217-ФЗ.

В соответствии с частью 21 статьи 17 Закона N 217-ФЗ решение общего собрания членов СНТ может быть принято путем очно-заочного голосования или заочного голосования по вопросам, определенным уставом товарищества в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 8 Закона N 217-ФЗ.

В силу пункта 17 статьи 8 Закона N 217-ФЗ в уставе товарищества в обязательном порядке указывается перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов СНТ, по которым решение общего собрания членов СНТ может приниматься путем очно-заочного голосования или заочного голосования.

Таким образом, перечень вопросов, по которым может быть проведено общее собрание членов СНТ путем очно-заочного и заочного голосования, должен быть прямо закреплен уставом товарищества.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду

ч. 22 ст. 17 Закона N 217-ФЗ, а не ч. 22 Закона N 217-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 22 Закона N 217-ФЗ по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6.1, 10, 17, 21 - 24 и 26 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено Законом N 217-ФЗ.

Также в силу части 22 статьи 17 Закона N 217-ФЗ решения общего собрания членов СНТ могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования только в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Обращаем внимание, что положения части 22 статьи 17 Закона N 217-ФЗ распространяются исключительно на порядок заочного голосования и не применяются к очно-заочному голосованию.

Согласно статье 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

При этом решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Частью 19 статьи 17 Закона N 217-ФЗ установлено, что для признания общего собрания правомочным необходимо присутствие на таком собрании более чем пятидесяти процентов членов товарищества или их представителей.

Принимая во внимание требования общих положений гражданского законодательства, а также учитывая, что вопросы, указанные в части 2 статьи 17 Закона N 217-ФЗ (в том числе изменение устава, избрание органов товарищества, досрочное прекращение их полномочий, определение правовой судьбы имущества общего пользования) являются наиболее значимыми и непосредственно затрагивают права и законные интересы членов товарищества, снижение кворума для признания общего собрания правомочным представляется нецелесообразным.

Относительно легитимности принятия решения общим собранием членов СНТ сообщаем.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Решение собрания может быть оспорено в суде (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ).

6.

О представлении оператору газификации персональных данных участников голосования на общем собрании членов СНТ, содержащихся в протоколе общего собрания членов СНТ, содержащего решение о проведении догазификации

Согласно статье 15 Закона N 217-ФЗ председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.

Порядок ведения реестра членов товарищества определяется его уставом (пункт 7 части 1 статьи 8 Закона N 217-ФЗ).

В соответствии с положениями Закона N 217-ФЗ:

реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные ими в заявлении о приеме в члены товарищества (в частности, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства, почтовый и электронный адреса, номер телефона, по которым осуществляется связь с членами товарищества), кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (часть 3 статьи 15);

член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении, а в случае неисполнения данного требования член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации (части 4 и 5 статьи 15);

в отдельный раздел реестра членов товарищества в порядке, установленном статьей 15 Закона N 217-ФЗ, могут быть внесены сведения о собственниках или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 Закона N 217-ФЗ, правообладателях садовых или огородных земельных участков, не являющихся членами товарищества, с согласия таких лиц (часть 6 статьи 15).

Из указанных положений Закона N 217-ФЗ следует, что необходимые данные о членах товариществ должны содержаться в соответствующем реестре со дня приема в члены товарищества, а в случае не предоставления членом товарищества актуальной информации (например, неинформирования руководства товарищества об отчуждении земельного участка), он несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с содержанием имущества общего пользования.

По вопросу представления оператору газификации протокола общего собрания членов СНТ, содержащего решение о проведении догазификации сообщаем.

Частью 2 статьи 5 Закона N 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В силу положений статьи 9 Закона N 152-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона N 152-ФЗ).

Согласно статье 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона N 152-ФЗ.

В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных на такую обработку возможна в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных на такую обработку возможна в случае, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, оператор вправе обрабатывать (в том числе передавать) персональные данные без соответствующего согласия только при наличии правовых оснований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Обращаем внимание, что согласно подпункту "л" пункта 16 Правил подключения к заявке о подключении, направляемой заявителем единому оператору газификации, региональному оператору газификации или исполнителю, прилагается протокол общего собрания членов СНТ (в случае подачи заявки о подключении собственником домовладения, находящегося в границах территории садоводства, либо уполномоченным представителем СНТ), содержащий решение о проведении догазификации.

Учитывая изложенное, представление оператору газификации протокола общего собрания членов СНТ, содержащего решение о проведении догазификации, может осуществляться без получения согласия субъекта персональных данных и не будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.

7.

Будет ли газораспределительная организация принимать себе на баланс ранее построенные и сданные в эксплуатацию газораспределительные сети принадлежащие СНТ? Возможно ли передать (продать) газопровод СНТ на баланс единого оператора газификации?

Правовые основания для отчуждения СНТ имущества общего пользования в собственность ресурсоснабжающих организаций, а также условия, при которых такое отчуждение предусмотрены Законом N 217-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 9 статьи 25 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может быть передано в собственность организаций, осуществляющих газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;

2) в случае, если указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление данной передачи;

3) передача указанного имущества осуществляется при условии его дальнейшего использования для нужд товарищества и правообладателей садовых и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Таким образом, одним из условий возможности передачи имущества общего пользования, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, в собственность организаций, осуществляющих газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, является согласие таких лиц на осуществление данной передачи.

Следует отметить, что согласно статье 25 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками садовых или огородных земельных участков.

Обращаем внимание также, что Закон N 217-ФЗ подтвердил легитимность ранее возникших в рамках положений Закон N 66-ФЗ прав на имущество общего пользования.

Так, в соответствии со статьей 4 Закона N 66-ФЗ допускалось нахождение общего имущества в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица, за исключением имущества товариществ, которое было создано на целевые взносы его членов.

При этом в силу положений статьи 17 Закона N 217-ФЗ для принятия решений по вопросам, указанным в части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, в том числе о передаче недвижимого имущества общего пользования, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в собственность организаций, осуществляющих газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, необходимо одновременно соблюдение следующих условий:

- на общем собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей;

- наличие квалифицированного большинства, не менее двух третей голосов от общего числа участвующих на общем собрании по вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, либо простого большинства голосов от общего числа участвующих на общем собрании членов СНТ по иным вопросам, указанным в части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ.

По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ, решения общего собрания членов СНТ принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 217-ФЗ, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном Законом N 217-ФЗ (часть 3 статьи 17 Закона N 217-ФЗ).