3. Проблемы в сфере молодежной политики

Открытость информационного и культурного пространства привела к неконтролируемой экспансии западной массовой культуры и появлению тенденции к аномии (потере нравственных ориентиров) у молодого поколения и замещению традиционных ценностей чужеродными.

Анализ положения молодежи и состояния модели молодежной политики в Российской Федерации свидетельствует о ряде иных проблемных вопросов.

К вопросам ценностно-идеологического характера относятся:

незавершенность восстановления управления политикой во всех сферах общественной жизни на основе приоритета национальной культуры и традиционных ценностей;

ослабление системы межпоколенческих связей и преемственности ценностных ориентаций разных поколений граждан Российской Федерации;

дезактуализация каналов и механизмов передачи традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ориентиров, социального и исторического наследия в молодежной среде и в обществе в целом;

экспансия западного образа жизни и стиля потребления (космополитизм, аполитичность, девиация), в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

угроза разрастания правового нигилизма в молодежной среде.

К вопросам демографического характера относятся:

низкая рождаемость в молодых семьях;

снижение у молодых граждан мотивации и условий к сознательному созданию семьи;

недостаточная обеспеченность жильем и (или) отсутствие жилых помещений, пригодных для проживания молодых граждан и молодых семей;

несовершенство мер поддержки молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;

сокращение доли молодежи в составе населения субъектов Российской Федерации с высоким экономическим потенциалом, отток молодежи с сельских территорий и концентрация молодежи в крупных городах Центрального федерального округа, дефицит молодежи в Сибирском, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах, Арктической зоне Российской Федерации.

К вопросам социального характера относятся:

несформированность ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного здоровья, мотивирования к ведению здорового образа жизни;

недостаточность мер по укреплению и охране здоровья молодежи, внедрению современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;

скрытая и открытая пропаганда вредных привычек;

недостаток доступной спортивной инфраструктуры, необходимой для организации занятий физической культурой, совершенствования уровня физической подготовленности детей и молодежи, подготовки к выполнению и непосредственного выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в том числе на сельских территориях и территориях малых населенных пунктов;

недостаток мер по социальной реинтеграции молодежи из группы риска, в том числе молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

недостаточность условий для личностного роста и самореализации молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья.

К вопросам экономического характера относятся:

снижение экономического потенциала молодежи вследствие отказа от получения профессионального образования, включая образование по аграрному направлению;

сохраняющиеся административно-правовые барьеры в сфере трудоустройства молодежи;

низкий спрос на меры государственной поддержки со стороны молодых предпринимателей;

снижение уровня участия молодых работников в повестке молодежной политики, недостаточное использование их потенциала после окончания обучения.

К вопросам, связанным с государственной и общественной безопасностью, относятся:

рост преступлений, совершаемых молодыми гражданами с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации;

рост преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних);

распространение, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", деструктивных материалов (контента), причиняющих вред здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей и молодежи, в том числе распространяющих идеологию терроризма и экстремизма, пропаганду антисемейных ценностей, нетрадиционных сексуальных отношений, потребления психоактивных веществ;

обострение и усиление конфликтов на национальной почве, в том числе с целью дестабилизации общественно-политической обстановки на территории Российской Федерации;

агрессия и травля среди подростков и молодежи, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

распространение радикализма, неонацизма и иных деструктивных идеологий среди детей и молодежи, вовлечение (склонение, вербовка) их в экстремистскую и иную противоправную деятельность;

слабость системы просвещения в сфере работы с информацией, выявления ложных информационных потоков, реагирования в ситуациях травли, обеспечения безопасности персональных данных;

распространение киберзависимости, номофобии.

К вопросам, связанным с молодежным участием и молодежным самоуправлением, относятся:

фрагментарность правового сопровождения деятельности органов детского и молодежного самоуправления;

недостаточная развитость механизмов вовлечения молодежи в реализацию проектов инициативного бюджетирования.

К вопросам управленческого характера относятся:

противоречивость нормативной правовой базы молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, особенно в части принятия необходимых подзаконных актов;

незавершенный процесс создания самостоятельных органов по делам молодежи в структурах исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

неотрегулированный правовой статус учреждений по работе с молодежью;

недостаточное обеспечение комфортной городской среды и инфраструктуры молодежной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе дефицит доступных и бесплатных общественных пространств для детей и молодежи в регионах и муниципальных образованиях;

отсутствие эффективной системы межведомственной координации в сфере молодежной политики и воспитания, обеспечивающей единство и непрерывность воспитательной работы на всех этапах взросления и становления личности, начиная с раннего школьного возраста;

нескоординированность разработки и принятия документов стратегического планирования в субъектах Российской Федерации;

недостаточный уровень профессионального престижа специалистов по работе с молодежью;

отсутствие системы научного обеспечения молодежной политики, а также недостаточность проводимых исследований в данной сфере, экспертного и учебно-методического сопровождения подготовки специалистов по работе с молодежью.