III. Сценарии реализации молодежной политики

Стратегия предусматривает 2 сценария развития государственной молодежной политики Российской Федерации - инерционный и целевой (далее соответственно - инерционный сценарий, целевой сценарий). Указанные сценарии учитывают анализ социально-экономического положения молодежи и состояния современной модели молодежной политики в Российской Федерации, параметры демографического прогноза Российской Федерации, в том числе по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Инерционный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций развития молодежной политики, допускает невыполнение запланированных мер по приоритетным направлениям реализации Стратегии, нерешение многих существующих проблем в данной сфере и ограничение объемов финансирования. При реализации инерционного сценария развитие молодежной политики будет основываться на сохранении существующих условий, особенностей системы управления и инфраструктуры.

При инерционном сценарии тенденция изменения численности молодежи поставит вопрос доступности образования молодежи в возрасте 14 - 24 лет, сохранится тенденция выбывания молодежи из системы образования и социализации до перехода на уровень профессионального образования. Одновременно сокращение доли молодежи 26 - 35 лет в структуре работающего населения замедлит инновационное развитие, обострит кризис нехватки кадров на рынке труда, нарастающий демографический дисбаланс увеличит нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Сохранится интенсивный отток в крупные города - Москву и Санкт-Петербург, а также в Краснодарский край молодых граждан из северных, восточных и приграничных районов страны, из малых городов и сельских поселений, что приведет к сокращению численности населения на территориях указанных районов страны, малых городов и сельских поселений. Обострится тенденция к сокращению позитивной, необходимой для развития экономики социально-экономической миграции населения внутри Российской Федерации, увеличится нагрузка на социальную инфраструктуру и стоимость жизни в больших городах.

Ресурсы субъектов Российской Федерации и региональная инфраструктура не обеспечат необходимые качественные, количественные и инфраструктурные изменения. В связи с этим существует большая вероятность падения престижа образования по направлению подготовки "Организация работы с молодежью", дефицита кадров в сфере молодежной политики.

Культурная, информационная, идеологическая экспансия геополитических противников Российской Федерации будет приводить к размыванию традиционных ценностей и утверждению ценностей индивидуализма как социальной нормы.

Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием молодежной политики и улучшить социально-экономическое положение молодежи, замедлит развитие России как суверенного государства.

Целевой сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив в сфере молодежной политики, существенное ускорение темпов развития молодежной политики, постепенное выполнение запланированных мер по приоритетным направлениям реализации Стратегии, преодоление существующих проблем и увеличение совокупных расходов на сферу молодежной политики за счет всех возможных источников. Целевой сценарий основан на усилении межотраслевой координации и межведомственном взаимодействии органов публичной власти и других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, мониторинге достижения результатов реализации Стратегии, включая определенные в ней показатели.

Целевой сценарий предусматривает адресность и многопрофильность инструментов работы с молодежью в зависимости от полового, возрастного и социального состава молодежи, иных ее характеристик. Спектр применяемых инструментов направлен на улучшение качества жизни (материальное благополучие, охрану здоровья, образование, занятость, культурный досуг, безопасность), социальную активность, гражданственность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

Создание эффективных механизмов регулирования демографических и миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях позволит нивелировать негативные процессы, связанные с балансом социально-экономической и трудовой миграции молодежи.

Реализация целевого сценария посредством запланированных мер по реализации Стратегии позволит выделить молодежную политику как стратегический национальный приоритет.