<Письмо> Минпросвещения России от 01.08.2024 N 10-ПГ-МП-38747 "О рассмотрении обращения"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СВЯЗЕЙ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
от 1 августа 2024 г. N 10-ПГ-МП-38747
Запрос по вопросу о введении запрета на посещение учебных заведений дошкольного, школьного и профессионального образования без справок о вакцинации от инфекционных заболеваний рассмотрен.
Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России (далее - Департамент) информирует, что Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 октября 2021 г. N 686 внесены изменения в приказы Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (далее - Порядок N 236) и от 8 сентября 2020 г. N 471 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236" (зарегистрирован в Минюсте России 11 ноября 2021 г., регистрационный N 65757) (далее - Приказ N 686), согласно которому медицинское заключение для приема ребенка в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО) не требуется.
Учитывая, что согласно пункту 11 Порядка N 236 требование представления иных документов для приема детей в ДОО в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается, с 1 марта 2022 г. (дня вступления в силу Приказа N 686) родители (законные представители) детей вправе не предоставлять медицинское заключение для приема детей в ДОО.
Отмечаем, что Порядок N 236 регламентирует исключительно правила приема в ДОО.
Вместе с тем сообщаем, что состояние здоровья и индивидуальные особенности детей определяются при проведении профилактических медицинских осмотров в соответствующем возрасте, в том числе в возрасте приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденным приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н (далее - Порядок N 514н).
На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, предусмотренными приложением N 2 к Порядку N 514н, и медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3 к Порядку N 514н, а также направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний (пункт 22 Порядка N 514н).
Отмечаем, что разъяснения по вопросу порядка приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в части определения состояния здоровья, распределения нагрузки и учета индивидуальных особенностей детей ввиду отсутствия необходимости предоставления медицинского заключения направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 2 марта 2022 г. N 03-264.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, за дополнительными разъяснениями по вопросу проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних гражданин вправе обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем Департамент обращает внимание, что Конституцией Российской Федерации гарантируется каждому право на образование и охрану здоровья (статьи 41 и 43 Конституции Российской Федерации). При этом также согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.
В свою очередь правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Таким образом, вопрос нахождения ребенка в образовательной организации, которому не были сделаны профилактические прививки, попадает под действие указанных федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов федерального уровня, в том числе санитарных правил.
С точки зрения законодательства в сфере образования согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункты 2 и 3 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (пункты 5, 10 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41, части 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации несут ответственность за необеспечение соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе в части реализации требований пункта 823 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, которым установлено, что:
дети, направленные на консультацию в медицинскую противотуберкулезную организацию, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в образовательную организацию;
дети, которым не проводилась туберкулинодиагностика, допускаются в образовательную организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.
Данное ограничение предусмотрено в целях защиты прав самого ребенка на охрану здоровья, а также прав других детей на безопасную среду обитания, что регламентировано федеральным законодательством.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации указанных выше конституционных прав граждан.
Наличие заключения от врача-фтизиатра для допуска детей, не прошедших туберкулинодиагностику, необходимо в целях защиты прав самого ребенка на охрану здоровья, а также прав других детей на безопасную среду обитания, что регламентировано действующим законодательством и статьей 8 Федерального закона N 52-ФЗ. Для детей, находящихся в тесном ежедневном контакте с необследованным ребенком, который потенциально может явиться источником туберкулеза, существует высокий риск инфицирования и заболевания этой опасной инфекцией.
Департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, контрольно-надзорные функции за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
С жалобами на нарушение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в образовательной организации, а также по вопросам, связанным с разъяснением норм санитарных правил, гражданин имеет право обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора.
Дополнительно сообщаем, что в части компетенции Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования в настоящее время не осуществляется разработка нормативных правовых актов, распоряжений, инструктивных и методических писем по указанному в обращении вопросу.
У.А.РАССУХАНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей