1. В части материально-технического и дидактического обеспечения специализированным оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также кадрового обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью

1. В части материально-технического и дидактического обеспечения специализированным оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также кадрового обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к обучающимся с ОВЗ относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К инвалидам (детям-инвалидам) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалиды (дети-инвалиды) также будут относиться к обучающимся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя в том числе:

условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;

обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (часть 3 статьи 79).

Адаптированная образовательная программа определяется в заключении ПМПК, а конкретное материально-техническое, дидактическое оснащение, кадровое обеспечение ее реализации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), федеральными адаптированными основными программами (далее - ФАОП), а также перечнями средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ (с учетом уровня образования).

Так, дошкольное образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155) и ФАОП дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022).

Начальное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598) и ФАОП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023).

Основное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) и ФАОП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025).

Для организации среднего общего образования обучающихся с ОВЗ необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413) и федеральной образовательной программой среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 371).

Общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599), а также федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026).

В зависимости от численности обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, а также их состава в образовательной организации может быть разработана одна или несколько адаптированных образовательных программ.

Подробные разъяснения по указанному вопросу были направлены письмом от 31 августа 2023 г. N АБ-3569/07.

Требования к перечню средств обучения и воспитания для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных, утверждены приказом Минпросвещения России от 20 декабря 2019 г. N 704, для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. N 804.

Указанные перечни в настоящее время актуализируются.