1. В части материально-технического и дидактического обеспечения специализированным оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также кадрового обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью
1. В части материально-технического и дидактического обеспечения специализированным оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также кадрового обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к обучающимся с ОВЗ относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К инвалидам (детям-инвалидам) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалиды (дети-инвалиды) также будут относиться к обучающимся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя в том числе:
условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (часть 3 статьи 79).
Адаптированная образовательная программа определяется в заключении ПМПК, а конкретное материально-техническое, дидактическое оснащение, кадровое обеспечение ее реализации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), федеральными адаптированными основными программами (далее - ФАОП), а также перечнями средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ (с учетом уровня образования).
Так, дошкольное образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155) и ФАОП дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022).
Начальное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598) и ФАОП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023).
Основное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) и ФАОП основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1025).
Для организации среднего общего образования обучающихся с ОВЗ необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413) и федеральной образовательной программой среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 371).
Общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599), а также федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026).
В зависимости от численности обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, а также их состава в образовательной организации может быть разработана одна или несколько адаптированных образовательных программ.
Подробные разъяснения по указанному вопросу были направлены письмом от 31 августа 2023 г. N АБ-3569/07.
Требования к перечню средств обучения и воспитания для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных, утверждены приказом Минпросвещения России от 20 декабря 2019 г. N 704, для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. N 804.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей