5. Резервы повышения уровня занятости инвалидов в Российской Федерации

5. Резервы повышения уровня занятости инвалидов

в Российской Федерации

Одним из потенциальных источников восполнения дефицита рабочей силы на российском рынке труда являются инвалиды в активном трудоспособном возрасте, в том числе выпускники учебных заведений, имеющие высокую мотивацию к трудовой деятельности.

По состоянию на 1 января 2024 г. численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста (мужчины 18 - 63 лет, женщины 18 - 58 лет) в целом по стране составила 2953 тыс. человек (рассчитано по данным Социального фонда России), из них почти 40 процентов сосредоточены в 11 субъектах Российской Федерации (г. Москва - 6,4 процента неработающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности неработающих инвалидов, Республика Дагестан - 5,6 процента, Краснодарский край - 4 процента, Чеченская Республика 4,3 процента, Ростовская область - 3,4 процента, Московская область - 3,2 процента, Свердловская область - 2,6 процента, г. Санкт-Петербург - 2,5 процента, Республика Татарстан - 2,4 процента, Республика Башкортостан - 2,3 процента, Иркутская область - 2,2 процента).

Для определения эффективных мер содействия занятости неработающих инвалидов трудоспособного возраста и масштабов возможного роста их занятости необходимо учитывать следующие особенности:

доминирование лиц мужского пола - две трети всей численности неработающих инвалидов трудоспособного возраста;

преобладание лиц в возрасте 45 лет и старше (60 процентов), в том числе в предпенсионном возрасте - более 20 процентов;

невысокий удельный вес молодежи до 25 лет (8 процентов);

значительная доля лиц в активном возрасте (25 - 44 года) - треть всех незанятых инвалидов;

относительно высокая представленность (35 процентов) лиц с III группой инвалидности, большинству из которых рекомендовано трудоустройство в обычных условиях и которые обладают наибольшим потенциалом вовлечения в трудовую деятельность;

внушительное (более 85 процентов) представительство инвалидов II группы (45 процентов) и III группы (40 процентов), имеющих значительные резервы трудоспособности;

высокие показатели как удельного веса неработающих инвалидов, имеющих стаж трудовой деятельности более 5 лет, - 46,2 процента, так и суммарной доли неработающих инвалидов, не имеющих опыта трудовой деятельности (26 процентов) и со стажем работы менее одного года (7,9 процента);

относительно невысокая доля лиц (10 процентов), у которых в индивидуальной программе указана III степень ограничения способности к трудовой деятельности, отражающая невозможность осуществления рабочих функций или сохранение способности выполнения элементарного труда со значительной помощью других лиц.

В 2023 году в центры занятости населения из учреждений медико-социальной экспертизы поступило 1356 тыс. выписок из индивидуальной программы, по 311 тыс. выписок разработаны планы мероприятий по трудоустройству инвалидов. Важно отметить, что лишь около 6 процентов незанятых инвалидов в трудоспособном возрасте, получивших индивидуальную программу, имеют рекомендации о нуждаемости в оснащении (оборудовании) специального рабочего места с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов и 31 процент - о нуждаемости в производственной адаптации. Численность инвалидов, в отношении которых центрами занятости населения принято решение о предоставлении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, за 2023 год составила 4,9 тыс. человек.

Доля наиболее перспективного для вовлечения в трудовую деятельность контингента в составе неработающих инвалидов трудоспособного возраста - лица с III группой инвалидности с менее выраженными нарушениями здоровья и незначительными ограничениями в трудовой деятельности - составляет около 40 процентов (1,2 млн. человек, из них две трети - мужчины). Средний возраст представителей этого контингента мужского пола составляет 48,7 года, женщин - 43,8 года. В составе неработающих лиц с III группой инвалидности среди мужчин каждый четвертый (25 процентов) находится в активном трудовом возрасте (25 - 44 лет), среди женщин - 34,4 процента.

Однако при очном освидетельствовании 85 процентов незанятых инвалидов трудоспособного возраста не дали своего согласия на обращение к ним органов занятости в целях оказания им содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места. Причиной отказа является неправильная оценка инвалидами реальных трудовых возможностей и ограничений, неуверенность в собственных силах, пессимистичный настрой, смирение с отсутствием работы, а также со статусом экономически неактивной части общества.

В условиях рыночной экономики большинству инвалидов довольно сложно самостоятельно реализовать имеющийся у них трудовой потенциал, а при необходимости - приобрести новую квалификацию, социализироваться и стать экономически активной частью общества, в связи с этим необходимы новые подходы и развитие социальных инноваций в этой сфере, развитие и реализация программ, стимулирующих выход на рынок труда, приобщение к трудовой деятельности рассматриваемой категории граждан.

В целях расширения возможностей для решения проблем низкой занятости инвалидов, связанных в том числе с недостатком мер прямого действия, ориентированных на стимулирование к выходу на рынок труда, следует в большей мере поддерживать комплексные программы работы с мотивацией инвалидов, их профессиональной ориентацией и информированием, подготовкой к трудоустройству, а также применение индивидуального подхода при их трудоустройстве.

Наибольшую результативность демонстрируют меры по сопровождаемому трудоустройству - поиск подходящих для соискателей с инвалидностью рабочих мест на рынке труда при реализации комплекса мероприятий, повышающих их конкурентоспособность, закрепление на рабочем месте.

При разработке мер, направленных на системное решение вопросов эффективного трудоустройства инвалидов, необходимо учитывать, что инвалиды представляют собой различные по характеристикам группы лиц и потребности их различны. В связи с этим необходимо разработать меры, ориентированные на различные категории инвалидов, оценить возможности их интеграции в рынок труда и определить виды содействия успешному вовлечению их в трудовую деятельность (мотивация, профессиональная ориентация, психологическая поддержка, обучение, переквалификация, стажировка, наставничество), а при невозможности вовлечь инвалидов в трудовую деятельность - в социальную занятость.

В зависимости от конкретной жизненной ситуации возможны следующие варианты содействия трудоустройству инвалида:

подбор профессии, максимально учитывающей особенности здоровья, ограничения жизнедеятельности;

восстановление трудовых и профессиональных навыков в целях возврата на прежнее рабочее место;

формирование новых трудовых и профессиональных навыков для выполнения работ, близких по характеру к прежней трудовой деятельности инвалида;

формирование новых трудовых и профессиональных навыков в трудовой деятельности, значительно отличающейся от прежней;

содействие началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая оказание им единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;

трудоустройство на открытом рынке труда, в том числе с частичной и дистанционной занятостью, на специальном рабочем месте с сопровождением наставника;

трудоустройство в специализированных организациях, применяющих труд инвалидов;

обеспечение сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния здоровья.

В целях повышения возможностей участия инвалидов в трудовой деятельности целесообразно развитие информационных ресурсов, расширяющих представления инвалидов о возможностях получения профессионального образования, вариантах трудоустройства и поддержки на рабочем месте, вакансиях регионального рынка труда, практиках успешного трудоустройства.

В условиях растущего спроса на рабочую силу и ее дефицита на рынке труда при крайне низких показателях безработицы все больше работодателей отказываются от стереотипов и снимают лишние барьеры при трудоустройстве инвалидов.

При этом активные процессы цифровизации в сфере труда и образования, развитие новых форм занятости и сопровождения создают дополнительные потенциальные возможности для трудоустройства инвалидов, их профессиональной реализации.

Рост лояльности к найму инвалидов со стороны работодателей в условиях дефицита кадров, а также активный переход компаний на удаленный режим работы расширяют возможности для рассматриваемой категории граждан, имеющих необходимую профессиональную подготовку, не только для успешного трудоустройства на инклюзивном рынке труда, но и для профессионального роста, на получение достойной заработной платы.

Нельзя забывать и о возможности включения в трудовую деятельность инвалидов с низким трудовым потенциалом на открытом рынке труда с постоянным сопровождением трудовой деятельности, на специализированных предприятиях, в "закрытых" мастерских, социально ориентированных некоммерческих организациях, путем включения в сопровождаемую трудовую деятельность. Необходимы реорганизация специализированных предприятий, содействие привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций, интеграционных мастерских.

С 2022 года активно развивается социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов как новые технологии включения в продуктивную деятельность инвалидов с низким трудовым потенциалом в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р.

Социальная занятость инвалидов не является формой трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, однако позволяет реализовать право на труд, продуктивную деятельность инвалидов со значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению только несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц, а также позволяет формировать у инвалидов, имеющих определенный потенциал для последующего перехода на сопровождаемую трудовую деятельность, трудовой стереотип, общетрудовые и коммуникативные навыки, мотивацию к труду и является подготовительной ступенью для такого перехода.

По информации, представленной 89 субъектами Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2024 г. в 65 субъектах Российской Федерации (73 процента) ведется работа по организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.

Сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов в регионах реализуется в рамках региональных программ "Содействие занятости населения", "Трудовые ресурсы, занятость населения и безопасный труд", "Социальная поддержка населения".

Численность инвалидов I группы и II группы трудоспособного возраста, включенных в сопровождаемую трудовую деятельность в 2023 году, составила 1951 человек. Всего в 2023 году обратились в службу занятости 4904 инвалида I группы и II группы трудоспособного возраста, у которых в индивидуальной программе определена возможность ведения трудовой деятельности с помощью других лиц.

Недостаточная заинтересованность работодателей в трудоустройстве инвалидов, особенно с низким трудовым потенциалом, требует расширения практики стимулирования работодателей, в том числе путем выделения субсидий в целях частичного возмещения произведенных затрат при создании специальных рабочих мест, обеспечения их доступности для инвалидов, компенсации затрат по оплате труда инвалидов и наставников.

Организация социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности требует развития материальной базы в организациях, уполномоченных на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, создания их структурных подразделений, проведения обучающих мероприятий в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также реализации программ повышения квалификации специалистов, которые должны осуществлять услуги по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.