3. Современное состояние и проблемы обеспечения занятости инвалидов в Российской Федерации

3. Современное состояние и проблемы обеспечения занятости

инвалидов в Российской Федерации

Российская Федерация, разделяя принципы Конвенции и Декларации о правах инвалидов, последовательно реализует их положения в законодательстве Российской Федерации, при этом совершенствуются механизмы и методы реализации прав инвалидов в социально-трудовой сфере. В последние годы в основном сформирована законодательная и нормативная правовая основа, обеспечивающая правозащитный подход к инвалидности и инвалидам, учет прав и свободу обращений при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг, обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования соответствующего уровня впервые, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В результате реализации специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на общем рынке труда, расширению спектра государственных услуг по содействию в их трудоустройстве, вовлеченности и участию инвалидов в чемпионатах "Абилимпикс", наблюдалась положительная динамика следующих показателей занятости и безработицы инвалидов трудоспособного возраста к уровню 2015 года:

восходящий тренд уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста с 15,9 процента в 2015 году до 19,8 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики). Разрыв с уровнем занятости всего населения в трудоспособном возрасте (79,8 процента) сократился с 4,8 раза до 4 раз;

снижение уровня безработицы с 22,3 процента в 2015 году до 18,7 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики), однако уровень безработицы в 2023 году по-прежнему значительно выше аналогичного показателя для всего населения в трудоспособном возрасте - в 5,8 раза (18,7 процента и 3,2 процента соответственно);

увеличение численности участников чемпионатов "Абилимпикс" с 1680 человек в 2016 году до 21576 человек в 2023 году. При этом уровень трудоустройства участников чемпионатов "Абилимпикс" по сравнению с 2022 годом вырос на 4,4 процента и составил в 2023 году 93 процента (2022 год - 88,6 процента) (источник - данные мониторинга занятости инвалидов, проводимого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с приказом от 28 июня 2021 г. N 425 (далее - данные мониторинга).

По данным мониторинга, численность инвалидов в трудоспособном возрасте в 2023 году составила 4,2 млн. человек (40,9 процента их общей численности), из них 60 процентов - мужчины, 40 процентов - женщины. Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 1,2 млн. человек, уровень их занятости - 27,5 процента. В составе занятых инвалидов преобладают работники старше 45 лет и предпенсионеры (более 60 процентов).

Контингент инвалидов трудоспособного возраста представлен в основном лицами с инвалидностью II группы (39,8 процента) и III группы (45,2 процента), сохраняющими возможность трудиться при наличии подходящих условий. Однако их вовлеченность в трудовую деятельность остается на низком уровне. Особенно это касается инвалидов трудоспособного возраста с III группой инвалидности с наименее выраженными нарушениями здоровья - доля работающих инвалидов трудоспособного возраста III группы в общей численности инвалидов трудоспособного возраста III группы (или уровень их занятости) составила в 2023 году 39,4 процента. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста, имеющих II группу, - 21,4 процента. Стоит отметить рост с 2017 года по 2023 год уровня занятости лиц с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья (I группа инвалидности) с 4,8 процента до 8 процентов.

В рейтинг субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем занятости инвалидов (превышение среднероссийского показателя более чем на 7 процентных пунктов) вошли г. Санкт-Петербург (36,4 процента), Белгородская область (35 процентов), Ленинградская область и Тульская область (по 34,7 процента), Московская область (34,6 процента), Курская область (34,4 процента).

Наиболее низкий уровень занятости инвалидов (19 процентов - 21 процент) отмечен в Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Хакасия, Астраханской и Ивановской областях, Еврейской автономной области.

Возрастная структура работавших инвалидов трудоспособного возраста, по данным мониторинга, смещена в пользу старших возрастных групп. Удельный вес лиц с инвалидностью в возрасте старше 45 лет в 2023 году составил более 60 процентов, в том числе предпенсионного возраста (мужчины 60 - 63 лет, женщины 55 - 58 лет) - более 17 процентов.

Доля молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в общей численности работавших инвалидов трудоспособного возраста составила менее 20 процентов. Принимая во внимание, что включение в трудовую деятельность инвалидов является перспективным направлением не только для повышения качества их жизни и социализации, но и удовлетворения растущей потребности экономики в квалифицированных кадрах в условиях дефицита трудовых ресурсов, на эту молодежную группу инвалидов, вышедших на рынок труда, должно быть обращено особое внимание и созданы им условия для совершенствования навыков и дальнейшего развития трудовой карьеры.

В отношении инвалидов сохраняются проблемы высокого уровня занятости в низкоквалифицированном сегменте рынка труда, в отраслях с более низкой заработной платой и значительной представленности в низкодоходных группах населения.

Среди работавших инвалидов по состоянию на 1 января 2024 г. суммарно преобладает доля занятых в обрабатывающих производствах (13,2 процента), в сферах образования (12,7 процента), здравоохранения и социального обеспечения (11,9 процента), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (11,1 процента). В этих видах экономической деятельности, по данным мониторинга, сосредоточена почти половина всех работавших инвалидов.

Несмотря на снижение доли работников с инвалидностью, получающих наиболее низкие доходы, по данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Социальный фонд России), почти каждый десятый работник (8,9 процента) с инвалидностью на 1 января 2024 г. получал заработную плату ниже или равную минимальному размеру оплаты труда (16242 рубля).

Низкий уровень занятости инвалидов формируется под влиянием множества факторов, действующих как со стороны спроса на труд, так и со стороны его предложения. По сведениям общественных организаций инвалидов, наиболее распространенными проблемами низкого уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста на рынке труда являются:

предубеждения работодателей о более низкой производительности труда инвалидов, сложности и финансовой затратности оборудования рабочих мест для инвалидов, приводящие к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;

техническая неприспособленность большинства рабочих мест для инвалидов на открытом рынке труда, недостаточное количество вакансий на условиях гибкой, дистанционной занятости;

ограниченная вариативность форм занятости для инвалидов с различным трудовым потенциалом;

низкая экономическая эффективность деятельности специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в трудоустройстве и сопровождении инвалидов;

узкая направленность адресной работы с инвалидами в части их профессиональной ориентации, профессионального развития, включения в трудовую деятельность;

слабая мотивация работодателей к трудоустройству, созданию специальных рабочих мест и наставничеству для инвалидов;

несоответствие выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов и их физическим и психическим возможностям;

неэффективная реализация механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов;

более низкий образовательный уровень и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям;

заниженная самооценка инвалидов и пессимистическая жизненная позиция;

недостаточное методическое обеспечение вопросов приобщения к труду, профессионального развития инвалидов с низким трудовым потенциалом.

Важно отметить, что каждый инвалид в нашей стране, равно как и любой гражданин, должен иметь возможность получить профессию, востребованную на рынке труда, исключение могут составлять инвалиды, неспособные к какой-либо деятельности (физической или умственной), имеющие противопоказания к осуществлению трудовой деятельности в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

В целях более активной вовлеченности инвалидов в трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации реализуются специальные мероприятия, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а также мотивирующие работодателей на трудоустройство инвалидов.

Основным механизмом поддержки занятости лиц с инвалидностью являются установление квоты для приема на работу инвалидов, создание специальных рабочих мест, сопровождение при содействии занятости инвалидов, организация сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов. При этом отмечается недостаточная эффективность действующей системы установления квоты для приема на работу инвалидов ввиду неисполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов, несоответствия выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов, невостребованности части выделенных рабочих мест со стороны инвалидов, недостатков в механизме стимулирования работодателей по найму инвалидов.

Численность инвалидов, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, в 2023 году составила 424,9 тыс. человек (в том числе на специальных рабочих местах - 34,2 тыс. человек) и увеличилась на 3,1 процента по сравнению с предыдущим 2022 годом (на 12,8 тыс. человек).

По сравнению с 2022 годом общее число организаций, на которые распространялись обязательства по установлению квоты для приема на работу инвалидов, увеличилось на 4,6 процента (на 5,5 тыс. человек).

Заполняемость рабочих мест, выделенных в рамках квоты, а также специальных рабочих мест по итогам 2023 года заметно увеличилась по сравнению с 2022 годом. Так, в 2023 году в сравнении с 2022 годом абсолютное число рабочих мест, занятых инвалидами, увеличилось на 24,3 тыс. единиц (на 8,1 процента), в том числе специальных - на 3,8 тыс. единиц (на 20,6 процента). При этом выросла на 3,5 процентных пункта доля замещенных в счет квоты рабочих мест в общем количестве рабочих мест, выделенных в счет квоты, которая составила в 2023 году 76,2 процента, а доля специальных рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в общем количестве специальных рабочих мест увеличилась на 8,5 процентных пункта и составила 65,3 процента. В организациях с государственным (муниципальным) участием заполняемость выделенных в счет квоты рабочих мест составила в 2023 году 84,5 процента.

Наиболее успешными результаты выполнения квоты для приема на работу инвалидов (заполняемость свыше 90 процентов) сложились в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике, а также в Новосибирской, Курской и Пензенской областях.

Наиболее низкие показатели (менее 50 процентов) отмечались в Камчатском крае и Ярославской области.

В целях повышения заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов в ряде субъектов Российской Федерации работодателям возмещаются затраты по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, а также по оплате труда трудоустроенных инвалидов и в случае необходимости при организации наставничества. Реализация таких мер находится в ведении субъектов Российской Федерации и предоставляется в виде субсидий, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации, для целей оказания финансовой помощи работодателям, принимающим на работу инвалидов.

В большинстве субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрена финансовая поддержка работодателей по организации рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, размер субсидии составляет не более 100 тыс. рублей (Республика Карелия и Республика Татарстан, Иркутская и Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ), при обязательстве сохранения созданного рабочего места на срок не менее одного - двух лет. В Ленинградской области при обязательстве работодателя по созданию или модернизации рабочего места для инвалидов предусмотрен более высокий размер возмещения затрат - до 500 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности работника и срока действия договора.

Как показывает практика, в числе получателей субсидии наиболее представлены общественные организации инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Тульская, Московская, Ленинградская области) из региональных бюджетов предусмотрены также субсидии на компенсацию части расходов на оплату труда трудоустроенных инвалидов и доплаты за наставничество не более 3 - 6 месяцев.

В вопросах занятости инвалидов, как правило, акцент делается на формах постоянной занятости (на предприятиях или в государственных учреждениях, где предусмотрены рабочие места для инвалидов) или защищенной занятости (в специализированных центрах). Все чаще в качестве альтернативы рассматривается индивидуальное предпринимательство, регистрация в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятость), что потенциально может предоставить лучшие возможности для рассматриваемой категории граждан, особенно для тех, кому трудно получить доступ к стабильной работе на инклюзивном рынке труда. В то же время остается целый ряд препятствий и проблем, не решенных из-за недостаточного консультационного сопровождения и профессиональной поддержки (наставничества), специально предназначенных для этой группы населения, а также из-за отсутствия специалистов с нужными компетенциями в субъектах Российской Федерации, услуг и программ, адаптированных к ее специфическим потребностям.

Для разработки и оказания инвалидам эффективной поддержки необходимо определять возможности организации предпринимательской деятельности по направлениям, приемлемым и оптимально подходящим для этой категории граждан, а также выявлять и учитывать, с какими реальными препятствиями сталкиваются предприниматели-инвалиды при открытии и развитии своего бизнеса.

В последние годы отмечается увеличение контингента обучающихся с инвалидностью по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также рост их доли в общем числе выпускников профессиональных образовательных организаций (с 1,6 процента в 2018 году до 2,6 процента в 2022 году). Так, количество студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих инклюзивное образование по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, ежегодно растет. С 2019 года по 2023 год численность студентов профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно, увеличилась на 28,2 процента и составила 39,5 тыс. человек, из их числа почти 80 процентов (31,6 тыс. человек) в 2023 году обучались по программам подготовки специалистов среднего звена, при этом численность таких студентов за рассматриваемый период росла более быстрыми темпами, чем студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). По состоянию на конец 2023 года доля инвалидов трудоспособного возраста, имеющих образование, в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, составила 13,1 процента.

Также ежегодно растет численность обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования. С 2019 года по 2023 год численность студентов организаций среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам, увеличилась на 13,9 процента и составила 7 тыс. человек.

Основная часть рассматриваемого контингента обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования в 2023/2024 учебном году получает подготовку (по укрупненным группам профессий и специальностей) в таких областях, как информатика и вычислительная техника, сестринское дело, техника и технология наземного транспорта.

В среднем по Российской Федерации в 2023/2024 учебном году охват образованием инвалидов, детей-инвалидов после завершения основного общего образования (продолжили обучение по образовательной программе среднего общего образования или поступили на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования) составил 95,4 процента.

По образовательным программам высшего образования в 2023 году инклюзивно обучались около 36 тыс. студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в 2019 году - 25,3 тыс. студентов, в 2020 году - 28,7 тыс. студентов, в 2021 году - 32 тыс. студентов, в 2022 году - 34,5 тыс. студентов). Большинство (69,5 процента) получают подготовку по программам бакалавриата и почти четверть (24,7 процента) - специалитета. С 2019 года по 2023 год численность студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно по всем уровням подготовки высшего образования, увеличилась на 43 процента. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась численность студентов по программам специалитета - прирост 35 процентов.

В 315 образовательных организациях высшего образования (далее - вузы) утверждена программа постдипломного сопровождения выпускников-инвалидов, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3 лет после окончания вуза) (в 2020 году - в 277 образовательных организациях, в 2021 году - в 288 образовательных организациях, в 2022 году - в 280 образовательных организациях).

Численность выпускников-инвалидов, использующих программы постдипломного сопровождения в 2023 году, составила 1450 человек (в 2020 году - 1041 человек, в 2021 году - 1070 человек, в 2022 году - 1475 человек).

В 510 вузах утверждена программа содействия трудоустройству выпускников-инвалидов (в 2020 году - в 477 вузах, в 2021 году - в 520 вузах, в 2022 году - в 487 вузах).

В целях повышения доступности высшего образования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на базе вузов последовательно создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (далее - ресурсные центры вузов), оказывающих системные меры поддержки лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, в том числе по вопросам занятости и трудоустройства студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 и 2017 годах функционировали 16 ресурсных центров вузов, созданных на базе вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и 190 вузов-партнеров. В 2018 году сеть дополнилась 5 отраслевыми ресурсными центрами вузов, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, и 386 вузами-партнерами.

В настоящее время сеть ресурсных центров вузов включает в себя 25 ресурсных центров вузов, в том числе 4 ресурсных центра вузов, которые функционируют на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мелитопольский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донецкий государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Луганский государственный университет имени Владимира Даля" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Херсонский государственный технический университет". Охват сети ресурсных центров вузов составляет 650 вузов-партнеров.

Выпускники образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования из числа инвалидов имеют высокий потенциал вовлечения в трудовую деятельность, однако остаются одной из уязвимых групп в сфере занятости. Сохраняется разрыв по уровню трудоустройства выпускников с инвалидностью в сравнении со всеми выпускниками высшего образования и среднего профессионального образования. В последние годы в целом более успешны в трудоустройстве выпускники - инвалиды с высшим образованием.

По результатам мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан уровень трудоустройства выпускников с инвалидностью в системе среднего профессионального образования в 2022 году составил 70,5 процента, по предварительным данным, в сентябре 2023 г. - 52,3 процента. Приоритетные направления трудоустройства выпускников из числа инвалидов - обрабатывающие производства, здравоохранение, образование, торговля. Итоги мониторинга трудоустройства выпускников среднего профессионального образования 2023 года выпуска будут подведены после получения данных на конец 2024 года (года, следующего за годом выпуска). Наиболее высокий удельный вес трудоустроенных специалистов - инвалидов среднего профессионального образования 2023 года выпуска наблюдался у имеющих III группу инвалидности - 58 процентов (минимальный разрыв с уровнем трудоустройства выпускников среднего профессионального образования 2023 года выпуска). Показатели уровня трудоустройства инвалидов с более серьезными ограничениями здоровья существенно ниже (II группа инвалидности - 39,9 процента и I группа инвалидности - 30,6 процента).

Уровень трудоустройства выпускников - инвалидов с высшим образованием в 2023 году оказался выше, чем уровень трудоустройства выпускников - инвалидов со средним профессиональным образованием и по состоянию на 30 сентября 2023 г. составил 58 процентов, что на 7 процентных пунктов ниже показателя для всех выпускников этого года с высшим образованием (65 процентов). Так же как для выпускников-инвалидов среднего профессионального образования, так и для выпускников-инвалидов с высшим образованием, имеющих III группу инвалидности, уровень трудоустройства наиболее высокий (61 процент).