I. Методологические принципы разработки показателей внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов

I. Методологические принципы разработки показателей

внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру

предприятий-резидентов

Формирование статистики внешней торговли услугами Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов отвечает основным тенденциям учета лучших мировых практик в направлении разработки взаимосвязанных наборов микроданных статистики внешней торговли и бизнес-регистров. Основной целью детализации данных по размеру предприятий-резидентов выступает разработка наборов статистических данных, позволяющих провести анализ степени вовлеченности крупных и малых предприятий во внешнюю торговлю услугами.

Формирование статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов направлено на гармонизацию сквозного учета внешнеэкономической деятельности крупных, средних и малых предприятий с показателями других макроэкономических статистических систем, например, системы национальных счетов. Такой учет позволит проанализировать динамику вклада крупных, средних и малых предприятий в создание добавленной стоимости и выпуска, в том числе в разрезе национальной экономики и счетов остального мира.

Отдельным направлением анализа статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов является достижение прозрачности международных сопоставлений, характеризующих роль крупных, средних и малых предприятий отдельных стран и регионов в создании глобальной добавленной стоимости и в динамике международной торговли услугами.

Прикладным аспектом использования статистики является мониторинг эффективности адресной поддержки малых и средних предприятий в рамках целевых государственных программ, а также национальных проектов, включая национальный проект "Международная кооперация и экспорт". В частности, такая статистика позволит построить взаимосвязи между суммами финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, суммой создаваемой ими добавленной стоимости и вкладом в формирование экспорта услуг.

Методика разработана в рамках реализации задачи по расширению состава публикуемых статистических данных в соответствии с программой развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы.

Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации по размеру предприятий-резидентов подготовлена в развитие методики формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <1>.

--------------------------------

<1> http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_ext_tr_s/

Статистика внешней торговли услугами формируется в соответствии с Руководством по статистике международной торговли услугами (2010 год, ООН) <2>, гармонизированным с Системой национальных счетов (2008 год, ООН), Руководством по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (2010 год, МВФ), а также Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО.

--------------------------------

<2> https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/seriesM_86Rev1r.pdf

Статистика внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов формируется Банком России ежегодно по отдельным категориям услуг (см. Таблицу 1 Методики).

В целях формирования данной статистической разрезности услуги, предоставленные или потребленные резидентами, являющимися индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, исключаются из показателей внешней торговли услугами.

Статистика внешней торговли Российской Федерации услугами по размеру предприятий-резидентов формируется без учета данных по статьям "Поездки", а также "Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям".

Из-за отсутствия прямых отчетных данных от поставщиков информации об экспорте услуг по статье "Поездки" <3> не представляется возможным распределить показатели этой категории услуг по размеру предприятий-резидентов, оказывающих услуги нерезидентам - физическим лицам в связи с их временным пребыванием на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<3> Методологические подходы к формированию показателей экспорта услуг по статье "Поездки" размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/115730/Methodological_approaches_export_of_services.pdf