1.2. Методологические основы

Выбор индивидуального образовательно-профессионального маршрута - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека, следовательно, и всего общества.

Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. Как уже отмечалось в основных положениях, современный меняющийся мир является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Позитивными долгосрочными эффектами профориентационной работы являются лучшая закрепляемость кадров на рабочих местах и повышение производительности труда. Как результат, такая работа способствует не только профессиональной самореализации обучающихся, предотвращению структурного кризиса на рынке труда, но и экономическому развитию страны и развитию социальных институтов.

Методологической основой Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов являются современные представления:

- о закономерностях и принципах развития и воспитания личности, которые включают важность "субъект-субъектных" отношений, системно-деятельностного подхода, индивидуализации в образовании;

- о принципах, формах и методах профориентации обучающихся в современных условиях, когда акцент делается на формировании готовности к профессиональному самоопределению.

Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, полученные ранее знания и умения быстро устаревают, необходимо смещение акцента с передачи конкретной, узконаправленной информации о профессиях и рынке труда на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания. По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка - готовности и способности к самоусложнению, к развитию всю жизнь, учитывая происходящие изменения, в противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в т.ч. в сфере профориентации <1>.

--------------------------------

<1> Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности//Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (г. Саранск, 24 апреля 2020 года). - Саранск: РИЦ МГПИ, 2020.

Самоусложнение невозможно без принятия на себя ответственности и появления активной, субъектной позиции по отношению к себе, образовательному процессу, жизни в целом. Необходимо обеспечить подрастающего человека инструментами для того, чтобы он:

- был готов действовать в ситуациях неопределенности и мог адаптироваться к изменениям;

- был способен видеть альтернативные возможности и самостоятельно совершать осознанный выбор;

- ориентировался на проявление креативности в поиске нестандартных решений для появляющихся задач;

- умел ориентироваться в информационном потоке для достижения поставленных целей;

- сохранял и развивал осознанность и рефлексивность в отношении своего личностного и профессионального развития;

- был в состоянии учитывать, как свои собственные, индивидуальные ценности и потребности, так и ценности, потребности и особенности окружающих, а также признавал социальное многообразие и важность толерантного отношения к различиям.

Таким образом, современная и эффективная программа профессиональной ориентации должна способствовать развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. В отличие от профессионального или образовательного выбора "здесь и сейчас", профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями.

В рамках Единой модели профессиональной ориентации обучающихся задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:

- мотивационно-активизирующий - привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуального образовательно-профессионального маршрута, проблематизация темы профессионального будущего и жизненного будущего в целом, подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своего индивидуального образовательно-профессионального маршрута с опорой на собственную активность в исследовании интересующих обучающегося вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения.

- информационно-развивающий - помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, развенчание заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством;

- диагностико-консультативный подход - помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, знаний, интересов и склонностей. Возможно проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также занятия и консультирование по вопросам профессионального самоопределения. Это важные задачи на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет также выявить уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению и отследить ее изменения;

- практико-ориентированный подход - разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранного профессионального направления; решение кейсов от работодателей; разработка и реализация собственного индивидуального образовательно-профессионального маршрута; участие в мероприятиях по профессиональному выбору (в профессиональных пробах и др.), что предполагает пробное погружение обучающихся в реальный профессиональный контекст. При проведении профориентационных мероприятий приоритетными являются направления научно-технологического развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. N 529.

К принципам реализации Единой модели профориентации относятся:

1. Доступность - возможность для каждого обучающегося по программам основного общего, среднего общего образования воспользоваться профориентационной помощью, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью.

2. Системность - использование подхода, включающего выявление профессиональных склонностей, профессиональные пробы, разнообразие методов обучения и воспитания.

3. Систематичность (пролонгированность) - реализация Единой модели профориентации в течение нескольких лет на регулярной основе, что позволяет обеспечить динамику в достижении поставленных целей, работа разбита на этапы, логически связанные между собой.

4. Межведомственность - создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, и т.д.) и общих скоординированных усилий.

Для удобства восприятия обучающимися в рамках Единой модели профориентации используется вспомогательная классификация основных отраслей экономики, обеспечивающая распределение по 9 крупным группам - "профессиональным средам" (таблица 1). К примеру, данная классификация используется на цифровой платформе Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее" (bvbinfo.ru) (единой платформе профориентации в Российской Федерации), а также в курсе внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты".

Таблица 1 - Отраслевой состав профессиональных сред

Наименование и описание профессиональной среды

Отрасли, входящие в профессиональную среду

Здоровая среда

Забота о здоровье человека, борьба с болезнями и увеличение продолжительности жизни - это основа любого современного общества (или общества будущего). В это направление входит все, что связано с нашим здоровьем, его охраной и заботой о нем.

Медицина и телемедицина

Фармация

Биотехнологии (биоинженерия и генетика, исследования, технологии)

Экология

Комфортная среда

Человеку необходимо, чтобы пространство вокруг него было комфортным - чтобы близко была вся необходимая инфраструктура, чтобы были удобные и надежные дома, чтобы в них было светло и тепло, чтобы можно было легко добраться из точки А в точку Б, да и, в конце концов, чтобы было красиво вокруг! Кто делает так, чтобы наша жизнь была удобной и приятной?

Строительство, архитектура

Благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство

Транспорт, транспортная инфраструктура

Энергетика

Безопасная среда

Безопасность - одна из базовых потребностей человека, наравне со здоровьем и комфортом. Что может нанести вред человеку? Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, социально-политические конфликты. Кроме того, XXI век принес человеку не только достижения научно-технического прогресса, но и новые проблемы, в т.ч. изменение климата, экологические катастрофы. Да и никто "не "отменял" простого хулигана в темной подворотне. А как насчет киберпреступников? Кто защитит от всего этого?

Кибер-(информационная) безопасность

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и пожарные

Полиция, охрана

Вооруженные силы (ВС) и Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Креативная среда

Каждый человек уникален, у каждой страны и народа есть своя история и своя культура. Сохранение и развитие этой культуры, возможность самовыражения и духовного развития, возможность просто делать нашу жизнь ярче и веселее - ключевые моменты для любого общества. Поэтому все, что связано с искусством, креативом, творчеством является неотъемлемой частью любого гармоничного социума. Более того, часто в самые тяжелые времена именно искусство становится залогом выживания общества!

Искусство (изобразительное, артистическое, литература, музыка)

Дизайн, мода

Медиа (средства массовой информации и блогосфера)

Индустрия развлечений

Умная среда

Высокий уровень образования не просто так считается признаком развитого общества, а ученые, исследователи и научные сотрудники - его бесценными "мозгами". Технологии, которые есть у нас сегодня, лекарства и уровень медицины, все наши знания о планете - это все результат работы многих поколений ученых, их исследований и экспериментов. А сколько всего еще предстоит узнать! Но умными сегодня могут быть не только люди - машины тоже существенно "умнеют". Представь, как цифровизация влияет на жизнь целого города. Все процессы автоматизируются, создаются огромные базы данных, которые обрабатывают суперкомпьютеры, искусственный интеллект (ИИ) помогает предоставлять все новые и новые сервисы.

Фундаментальная наука

Сфера образования

Телекоммуникации

ИИ и робототехника

Социальная среда

Человеку испокон веков свойственно собираться в группы, формировать сообщества, города, страны. И, как бы ни разрасталось общество, все равно именно межличностное общение остается основой любого социума. Люди помогают друг другу, предлагают друг другу разные услуги, стараются удовлетворять потребности и желания друг друга. Создание общественных благ и помощь человеку - основа социальной среды.

Сервис и торговля

Туризм и индустрия гостеприимства

Социальная сфера

Волонтерство

Деловая среда

Экономическое развитие и финансовая жизнь общества также является одним из важнейших факторов в его существовании. Человек, открывший небольшой продуктовый магазин, или художник, рисующий иллюстрации на заказ, - это все так или иначе предприниматели, и все они являются неотъемлемой частью здоровой экономики. Крупные бизнесмены и небольшие стартаперы, банкиры и финансисты - без них невозможно существование финансовой системы общества.

Государственная служба

Финансы, экономика, банки

Юриспруденция и право

Предпринимательство

Индустриальная среда

Для обеспечения жизнедеятельности обществу необходимы ресурсы и промышленность. Для того, чтобы строить дома и дороги, обеспечивать их теплом и электричеством, производить технику, автомобили, мебель, электроприборы и вообще все, что нас окружает - нужны ресурсы и полезные ископаемые, а также заводы и промышленные предприятия, которые будут из сырья получать необходимые человеку вещи.

Тяжелая промышленность

Легкая промышленность

Машиностроение (авиастроение, автомобилестроение, судостроение)

Добыча и переработка

Аграрная среда

Кто делает так, чтобы на твоем столе была свежая, вкусная, разнообразная и полезная еда, для которой, как минимум, необходимо многое вырастить! А еще собрать, обработать и доставить до тебя. Поэтому перед специалистами, которые работают в этой отрасли, стоит немало вызовов. Людям уже сейчас нужно больше питания, чем успевают производить. Изменения климата, усталость почвы и, как следствие, снижение урожайности - над этими вопросами трудятся агрономы, животноводы, биологи, зоотехники и агроэкологи. И ведь поставки продовольствия должны быть бесперебойными! Агропромышленный комплекс России является одной из основных отраслей экономики нашей страны, согласно статистическим данным, он составляет шестую часть ВВП России.

Селекция и генетика

Растениеводство и садоводство

Животноводство

Пищевая промышленность