Выбор индивидуального образовательно-профессионального маршрута - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека, следовательно, и всего общества.
Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. Как уже отмечалось в основных положениях, современный меняющийся мир является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека.
Позитивными долгосрочными эффектами профориентационной работы являются лучшая закрепляемость кадров на рабочих местах и повышение производительности труда. Как результат, такая работа способствует не только профессиональной самореализации обучающихся, предотвращению структурного кризиса на рынке труда, но и экономическому развитию страны и развитию социальных институтов.
Методологической основой Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов являются современные представления:
- о закономерностях и принципах развития и воспитания личности, которые включают важность "субъект-субъектных" отношений, системно-деятельностного подхода, индивидуализации в образовании;
- о принципах, формах и методах профориентации обучающихся в современных условиях, когда акцент делается на формировании готовности к профессиональному самоопределению.
Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, полученные ранее знания и умения быстро устаревают, необходимо смещение акцента с передачи конкретной, узконаправленной информации о профессиях и рынке труда на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания. По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка - готовности и способности к самоусложнению, к развитию всю жизнь, учитывая происходящие изменения, в противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в т.ч. в сфере профориентации <1>.
--------------------------------
<1> Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности//Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (г. Саранск, 24 апреля 2020 года). - Саранск: РИЦ МГПИ, 2020.
Самоусложнение невозможно без принятия на себя ответственности и появления активной, субъектной позиции по отношению к себе, образовательному процессу, жизни в целом. Необходимо обеспечить подрастающего человека инструментами для того, чтобы он:
- был готов действовать в ситуациях неопределенности и мог адаптироваться к изменениям;
- был способен видеть альтернативные возможности и самостоятельно совершать осознанный выбор;
- ориентировался на проявление креативности в поиске нестандартных решений для появляющихся задач;
- умел ориентироваться в информационном потоке для достижения поставленных целей;
- сохранял и развивал осознанность и рефлексивность в отношении своего личностного и профессионального развития;
- был в состоянии учитывать, как свои собственные, индивидуальные ценности и потребности, так и ценности, потребности и особенности окружающих, а также признавал социальное многообразие и важность толерантного отношения к различиям.
Таким образом, современная и эффективная программа профессиональной ориентации должна способствовать развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. В отличие от профессионального или образовательного выбора "здесь и сейчас", профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями.
В рамках Единой модели профессиональной ориентации обучающихся задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:
- мотивационно-активизирующий - привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуального образовательно-профессионального маршрута, проблематизация темы профессионального будущего и жизненного будущего в целом, подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своего индивидуального образовательно-профессионального маршрута с опорой на собственную активность в исследовании интересующих обучающегося вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения.
- информационно-развивающий - помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, развенчание заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством;
- диагностико-консультативный подход - помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, знаний, интересов и склонностей. Возможно проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также занятия и консультирование по вопросам профессионального самоопределения. Это важные задачи на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет также выявить уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению и отследить ее изменения;
- практико-ориентированный подход - разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранного профессионального направления; решение кейсов от работодателей; разработка и реализация собственного индивидуального образовательно-профессионального маршрута; участие в мероприятиях по профессиональному выбору (в профессиональных пробах и др.), что предполагает пробное погружение обучающихся в реальный профессиональный контекст. При проведении профориентационных мероприятий приоритетными являются направления научно-технологического развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. N 529.
К принципам реализации Единой модели профориентации относятся:
1. Доступность - возможность для каждого обучающегося по программам основного общего, среднего общего образования воспользоваться профориентационной помощью, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью.
2. Системность - использование подхода, включающего выявление профессиональных склонностей, профессиональные пробы, разнообразие методов обучения и воспитания.
3. Систематичность (пролонгированность) - реализация Единой модели профориентации в течение нескольких лет на регулярной основе, что позволяет обеспечить динамику в достижении поставленных целей, работа разбита на этапы, логически связанные между собой.
4. Межведомственность - создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, и т.д.) и общих скоординированных усилий.
Для удобства восприятия обучающимися в рамках Единой модели профориентации используется вспомогательная классификация основных отраслей экономики, обеспечивающая распределение по 9 крупным группам - "профессиональным средам" (таблица 1). К примеру, данная классификация используется на цифровой платформе Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее" (bvbinfo.ru) (единой платформе профориентации в Российской Федерации), а также в курсе внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты".
Таблица 1 - Отраслевой состав профессиональных сред
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей